Интернет-газета "Вслух.Ру" и еженедельник "Вслух о главном" продолжают публиковать материалы о самых интересных ценных бумага российского рынка
Эмитент: ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти „Транснефть“Тип акций: привилегированные Количество размещенных акций: 1 554 875 Последние дивиденды: 1019,1 руб. на одну акцию по итогам деятельности компании в 2003 г. (выплачены) Торговля акциями: РТС, ММВБ Ликвидность: дни, когда по этим бумагам проходит оборот менее 2 млн руб. — очень большая редкость (обычный показатель — около 30 млн руб.). Эмитент является монополистом и по всем параметрам вроде бы подходит под определение „голубой фишки“. Вот только тот факт, что на рынке обращаются исключительно привилегированные акции стоимостью под $ 1000 делает эти бумаги „вложением на любителя“, вследствие чего инвесторы предпочитают относить „Транснефть“ ко второму эшелону. Волатильность: для внутридневных спекуляций акция тяжеловата, в том числе и по причине своей большой цены. Вот почему количество игроков и сделок в день относительно невелико. Волатильность также относительно невелика — колебания больше чем на 5% — скорее исключение, нежели правилоСложность управления инвестицией: инвесторы вкладываются в „Транснефть“ прежде всего из долгосрочных соображений регулярного участия в прибыли компании. Поэтому амплитуда колебаний ее котировок определяющим фактором в управлении инвестицией не является. Изменение курсовой стоимости в 2003—2004 гг.: в январе 2003 г. акции стоили 11 тыс. руб., а уже через 2 года добрались до отметки 25 тыс. руб. +127% прироста стоимости капитала — для 24 месяцев весьма неплохой результат (и это еще без учета полученных дивидендов)."Транснефть» — нефтепроводная монополия и крупнейшая в мире трубопроводная компания, владеет 48 708 км магистральных нефтепроводов. В прошлом году транспортировала 449 млн т нефти. Государство владеет 75% акций (100% голосов), на бирже обращаются привилегированные акции, дающие право только на получение дивидендов. И портфельные инвесторы получали их стабильно высокими (897,65, 864,95 и 1019,1 руб. за 2001, 2002 и 2003 гг. соответственно) до тех пор, пока затеявшая одновременное строительство сразу двух огромных трубопроводов (с такими же огромными затратами) компания не объявила о возможном снижении выплат в этом году в 5 раз. Это известие обвалило весной котировки с 27 тыс. до 21 тыс. руб, так как другого резона держать эти акции, кроме как поучаствовать в прибыли, в общем-то нет. Ситуацию развернула публикация финансовой отчетности компании за 2004 г. в конце мая и повышение тарифов на прокачку нефти (читай будущей прибыли) с 1 июня на 8,3%. Как выяснилось, в прошлом году выручка и прибыль компании по сравнению с 2003 г. уже и так увеличились сразу на 40%, существенно превзойдя ожидания аналитиков и практически полностью нивелировав предыдущий обвал — в преддверии публикации стоимость одной акции «Транснефти» увеличилась за 2 недели сразу на 4 тыс. руб. И хотя дивиденды даже с учетом такой эффективности производства из-за грядущих затрат в лучшем случае останутся на прежнем уровне — желания «лишать себя привилегий» у настоящих спекулянтов по понятным причинам сегодня нет.Арсений Белоглазов, аналитик Тюменского представительства ИК «Финам»