Dipol FM | 105,6 fm
80.03
94.25
Max banner

Валерий Гергиев: "Страна должна догонять Югру"

В конце прошедшей недели жители Ханты-Мансийскаи приехавшие в окружную столицу гости из других югорских городов смогли послушать оперу Джузеппе Верди “Набукко” в постановке Мариинского театра. Это событие состоялось в рамках V Московского пасхального фестиваля, в котором Югра участвует уже второй год подряд. И второй год подряд в Ханты-Мансийск приезжает ...

В конце прошедшей недели жители Ханты-Мансийскаи приехавшие в окружную столицу гости из других югорских городов смогли послушать оперу Джузеппе Верди «Набукко» в постановке Мариинского театра. Это событие состоялось в рамках V Московского пасхального фестиваля, в котором Югра участвует уже второй год подряд. И второй год подряд в Ханты-Мансийск приезжает художественный руководитель Мариинки и пасхального фестиваля Валерий Гергиев. Несмотря на огромную занятость, он нашел время для общения с журналистами.

**- Почему именно опера «Набукко» в нынешнем году привезена в Ханты-Мансийск? Дело в библейском сюжете или…
**
— Дело не в библейском сюжете, а дело в композиторе Джузеппе Верди. Это настолько колоссальная фигура, что приходится просто считаться с мощью этого итальянского художника. Мы так договорились при рождении Московского пасхального фестиваля, что будем совмещать нашу программу примерно в таких пропорциях: около ста концертов благотворительных и примерно 15 выступлений, назовем их светскими. К последним относится и сегодняшний спектакль. Если мы в 20−30 регионах России во всех церквях и храмах даем возможность в течение фестиваля людям приходить и бесплатно слушать хоровое пение, которое возрождает и продолжает традиции церковного православного песнопения, то ничего страшного нет в том, что произведения Верди, Вагнера или других композиторов также звучат со сцен театров и концертных залов. Нас в мире будут настолько уважать, насколько мы будем уважать другие народы и их культуру. К примеру, я не согласен с американской позицией по Ирану и Ираку, но то, что они попросили меня собрать все симфонии Шостаковича и исполнить, уже у них не отнять, и это вызывает уважение. Хочу изложить свою позицию сразу: «Набукко» — это мощнейшее произведение молодого Верди. Я стараюсь передать зрителям ощущение яркости и энергии, которой у Верди было хоть отбавляй. Ведь он же крестьянин. Хотя как музыкант, он впоследствии добился того, чтобы его оперы звучали как произведения человека, я бы так сказал, с голубой кровью. К примеру, тему любви Отелло и Дездемоны мог написать только человек духовно аристократический. Но в этой первой его опере «Набукко» корни Верди в природе, в земле. Этим и важно произведение. Никакого новаторства с моей стороны в исполнении не будет. Я просто честно по-солдатски возьму под козырек и, насколько мне удастся, постараюсь перевести ноты композитора на язык звучания оркестра и хора.**- А как насчет других классических произведений из репертуара вашего театра на ханты-мансийской сцене?
**
— Мне кажется, что мы с вами впервые выступаем в новом качестве. Не просто оркестр Мариинского театра, как это было год назад, а уже солисты, хор в костюмах, с декорациями приехали нынче в ваш город. И мы делаем очередной шаг к тому, чтобы любители оперы, балета здесь на очень гостеприимной земле Югры (мне больше нравится это название) смогли познакомиться с нашим театром в полном объеме. Но это уже будут третий, четвертый и последующие шаги. Чтобы зрители смогли увидеть и наши декорации, и хореографию, и все остальное, нужно время. Кроме того, некоторые спектакли связаны с большими затратами: декорации, костюмы, инструменты, которые необходимо привезти сюда, установить, настроить и так далее. Это очень и очень непросто в столь удаленные города доставить масштабный спектакль. Но и сегодняшний выбор молодого Верди далеко не самый плохой, я вас всех уверяю. Спектакль «Набукко» в Ханты-Мансийске должен увлечь и порадовать зрителей — такие задачи я ставлю. Согласитесь, что вы тоже были бы недовольны, если бы мы играли вам давно заезженный репертуар. Я обещаю, что придет день, и мы привезем вам симфонии Чайковского и произведения других классиков.

— Ваши концерты носят и просветительский характер?

— Вы знаете, на гастролях в Красноярске один из журналистов мне сказал, что на наших концертах присутствует лишь городская элита. Я удивился и спросил, а как же учителя, врачи, студенты и другие любители музыки? Меня это очень покоробило, хотя потом мне говорили, что молодой человек был не совсем прав, все-таки попадали на концерты и представители вузов, больниц и другие. Но я все-таки сразу пообещал, что мы скоро вернемся и я сам прослежу, чтобы не только так называемая элита присутствовала на концертах. Тогда театр Красноярска находился в состоянии как бы средней тяжести: требовалось переоснащение оборудования, ремонт помещений и нам трудно было играть спектакль. Но думаю, что если мы не будем делать такие шаги навстречу зрителям, то театры еще десятилетия будут пребывать в таком состоянии материально-технического обеспечения. Это о том, в чем вы весьма выделяетесь на общероссийском фоне. И вот буквально накануне ханты-мансийского выступления мы сыграли спектакль уже в обновленном театре Красноярска, и говорить о каких-то скидках на техническую немощь театра было нельзя. Он получил достаточно весомый ремонт. Это, может, тоже заслуга наших гастролей.

**- Приезд в Ханты-Мансийск связан только договорными обязательствами или есть и другие причины?
**
— В Ханты-Мансийск во второй раз меня привело даже не обещание, данное губернатору округа Александру Филипенко. Я же вижу, как много делается у вас для детей, молодежи и в целом для людей, которые здесь живут. И дело совсем не в том, что здесь базируется ряд крупнейших нефтяных компаний. У вас может быть много, где-то чуть меньше. Но и где их чуть меньше, там не построено столько театров, концертных залов, картинных галерей и иных культурных комплексов. Решают не нефть и газ, решают люди. Ведь если бы только нефть все решала, то Саудовская Аравия была бы самой продвинутой и цивилизованной страной. Но этого там не произошло. А приезжая в Югру, мы точно знаем, к кому мы едем, а не просто, куда мы едем. И наша дружба зародилась не вчера. На самом деле год назад мы приезжали в Ханты-Мансийск уже с ответным визитом. У нас заключен между театром и округом договор, но дело не в том, что мы что-то пишем на бумаге. Есть просто более серьезные человеческие обязательства и обещания, которые друг другу высказываются, и здесь можно предсказать, что мы будем активно и интенсивно продолжать наше сотрудничество. Тем более что Мариинский театр с января будущего года закрывает свое историческое здание на реконструкцию, а это очень существенный момент, когда мы обсуждаем свое будущее и имеем в уме, что наш родной дом будет закрыт на полтора года. Мы давно уже передвигаемся по всему миру, хоть и не волки, а кормят нас ноги. Волк, между прочим, очень умное животное, поэтому в движении есть тоже высокий смысл. И в том, что мы выступаем в российских регионах, я лично вижу серьезные и высокие мотивы. Я не считаю, что мы принадлежим только Санкт-Петербургу. Театр уже слишком активен и разнообразен, чтобы быть каким-то домашним.

**- На ваш взгляд, зрители Ханты-Мансийска готовы к восприятию классических произведений?
**
— Я вижу, что вы уже готовы ко многим произведениям. И позвольте еще раз сказать, что страна еще долго будет догонять в этом плане Ханты-Мансийск. Это не для того, чтобы рассыпаться в комплиментах. Я раз двадцать бывал в Японии, раз тридцать в Америке. Представляете, маленький японский городок, куда приглашается Мариинский театр или Венский симфонический оркестр. Великолепные отели, современные дороги, автомобили. Открывается занавес — перед вами зал на две-три тысячи человек, совершенная акустика. Все на высшем уровне. Но этим же надо заниматься, а Япония занялась, как мы знаем, сразу после поражения во Второй мировой войне. А мы после Победы надолго забыли, что надо и для людей что-то делать. К примеру, в Москве все сейчас напряженно думают, как закрыть Большой зал консерватории и отреставрировать, как наладить акустику в незвучащем зале консерватории, в Москве еще надо много чего делать. Слава Богу, что там очень деятельный Юрий Михайлович Лужков. Привели в порядок театр Станиславского, построили вторую сцену Большого театра. Но сделать еще, повторюсь, надо очень много. В Питере мы строим свой концертный зал и реконструируем театр. Смешно сказать, но до недавнего времени техника в театре была на уровне веревок: ими занавес открывался, менялись декорации. Так что мы пока даже соревноваться с мировыми сценами не можем. То, что еще царь построил, пока и работает. Но надо догонять японцев и не стесняться этого. А всем вместе нам, россиянам, надо догонять Ханты-Мансийск. Я сам осетин и вырос во Владикавказе. И мне повезло в том, что я вырос именно в регионе, в автономной республике, как в определенной атмосфере с очень ясным колоритом национального воспитания. Поэтому я к регионам или к провинциям отношусь с большим интересом, чем к самым крупным городам, где я чаще и больше работаю. И рад привозить в регионы и Ханты-Мансийск, может, в первую очередь, самые сложные произведения — здесь и сцена, и зритель готовы к этому.

**- У вас очень много поездок и гастролей. Что для вас дом и где он находится, в самолете?
**
— Нет, конечно. Это что-то среднее между квартирой, где я живу, где находятся мои ноты, книги, семья, моя мама, и Мариинским театром. Потому что я должен вернуться домой хотя бы к четырем утра и заснуть, а в одиннадцать утра быть уже на репетиции. Это не только удовольствие или честь руководить таким театром, это и большие обязанности. Так получилось, что я свои обязанности, может, слишком фанатично воспринял и провожу времени больше с театром и его коллективами. Человек либо сам себе судья, либо его судят другие. Но вот я стараюсь судить себя очень жестко. Нас закалили трудные девяностые годы, и мы теперь не боимся двигаться, путешествовать, выполнять какие-то проекты, что, конечно же, не гарантирует легкую и спокойную, размеренную жизнь. Возможно, что и музыканты не всегда рады, что работают со мной, потому что многие из них порой выступают два-три раза в году в России, остальное время за рубежом.

— А вы не боитесь, что вас осудят за то, что в России вы вроде гостя?

— Я лично выступаю в России 60−70 раз в году. Я могу допустить слова о том, что я плохо дирижирую, но если скажут, что я мало дирижирую в России, то я заставлю такого человека извиниться. Я дирижирую в нашей стране в год больше, чем все известные российские дирижеры мирового значения вместе взятые. Поэтому вернусь еще раз к вопросу о доме — это где-то возле Эрмитажа.Тюменские известия

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
В Тюмени откроется резиденция Деда Мороза: график работы на новогодние каникулы
В Тюмени откроется резиденция Деда Мороза: график работы на новогодние каникулы
Сказочные персонажи будут работать без выходных.
#Дед Мороз
#резиденция
#площадь 400-летия Тюмени
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Тюмени прогнозируют резкое похолодание до -30 градусов
В Тюмени прогнозируют резкое похолодание до -30 градусов
Прогноз погоды на три дня.
#прогноз
#погода
#зима
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Пока вы спали: прямая линия Путина, статьи расходов на Новый год и полет в космос на инвалидной коляске
Пока вы спали: прямая линия Путина, статьи расходов на Новый год и полет в космос на инвалидной коляске
О чем сегодня пишут федеральные СМИ.
#новости России
#новости мира
#события
#тк
Народные приметы на 19 декабря: загрустишь - навлечешь морозы
Народные приметы на 19 декабря: загрустишь - навлечешь морозы
Впрочем, в этот день погода и без того обычно бывала студеной.
#народные приметы
#погода
#тк
Александр Моор: В новом доме тюменского отделения Союза женщин России уютно и красиво
Александр Моор: В новом доме тюменского отделения Союза женщин России уютно и красиво
Глава региона рассказал о значимой деятельности организации.
#Александр Моор
#Союз женщин России
#поздравление
#помощь
#СВО
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять