Приятные неожиданности начались сразу же. На украинской границе Павлова попросили вскрыть коробки с картинами. Для порядка. По признанию таможенников, это был самый замечательный "путешествующий вернисаж", какой им довелось "досматривать".
Не успев распаковать чемоданы с вещами и вызволить из картонного плена (какие громоздкие эти коробки!) двадцать знаменитых полотен, что проверены временем и зрителем — столичным и провинциальным, он сразу сбежал из шумной Тюмени в тихое Васенино. Там, в деревянном дивнооком домике уж заждались начатые этюды, незавершенные картины. Там — это где небо, как бездонная кастрюля, а воздух, как малиновый кисель, манят в даль светлую, в синь загадочную, в зелень «хрусткую», на ему лишь ведомые стежки-дорожки, вдохновение дарующие. Да и страда огородная в разгаре: если запустишь, потом не наверстаешь. Сбежать сбежал, но перед глазами до сих пор яркая «кинохроника» ускользнувшего месяца: цветущие каштаны и акации, шумно вздыхающие поезда, великолепие зарубежья, много интересных людей вокруг, говорящих на удивительно красивых языках, искренние пожелания от коллег по кисти и холсту, приглашения вернуться, чтобы вновь восхитить и очаровать взыскательную публику. Это не сказка — недавняя реальность, в которую заслуженный художник России Александр Павлов попал вместе с супругой и младшей дочерью. Персональный выставочный проект нашего мастера в двух городах — Будапеште и Праге — это престижно, почетно, знаково. Одним словом, здорово! Приятные неожиданности начались сразу же. На украинской границе Павлова попросили вскрыть коробки с картинами. Для порядка. По признанию таможенников, это был самый замечательный «путешествующий вернисаж», какой им довелось «досматривать». Будапешт встретил радушно. Приветливо распахнулись двери большого зала Русского культурного центра, что располагается на главной улице венгерской столицы. Открывалась выставка тюменского художника торжественно и мило: пришли первые лица, как на крыльях прилетели любопытствующие, а над городом, над этой чудесной землей, «завис» аромат соком переполненных деревьев. Две недели в зале не смолкали венгерский и русский языки. На родном говорили соотечественники, давно живущие в Будапеште, и друзья, примчавшиеся поздравить Павлова с событием. Незнакомыми для художника словами местные пытались объяснить, что их особенно зацепило. Устанавливать диалог помогала переводчица. И тогда ее речь, признается Александр Николаевич, напоминала журчание ручьев, которые он писал. В общем, проблем в общении не наблюдалось.- Как же они отнеслись к России на холстах?- Я почувствовал, что русский пейзаж для венгров — экзотика. Но они приняли его как настоящее искусство, а затем долго и аккуратно делились впечатлениями в «Книге отзывов». Уверен, те, кто никогда не бывал у нас, поняли Россию правильно! Одним понравилась «Деревенька моя». Вторым — «Крещенский вечер» (день вот-вот сойдет на нет, но розовые лучи солнца из последних сил «цепляются» за крышу). Третьим — «Золотой ручей». Не обошли вниманием цветы. Ими я заменил летнюю пору. Нужно сказать, каждую картину венгры рассматривали внимательно, с пристрастием.- Подвох искали?- Возможно… Но не нашли. Я же не рисую коттеджи по линейке. Моя любовь — Россия, ее естественная красота. Пишу настоящую жизнь. Не лукавлю. В работах искренен. Еще одна приятная вещь — юбилей в волшебной Вене, куда Павловы попали на один (но какой!) день. Вернулись на выставку в Будапешт и вновь оказались в культурном круговороте. Проект заинтересовал телевидение, газету «Российский курьер Центральной Европы», именитых фотографов и художников («Так уже никто не умеет работать. В ваших картинах столько света, цвета и души! Продолжайте творить и радовать нас своими полотнами!»). Большую благодарность тюменскому художнику выразил директор Русского культурного центра, атташе по культуре посольства России в Венгрии Сергей Бороздин. После Будапешта Александр Николаевич выставлялся в Праге, в Российском центре науки и культуры, который нынче отмечает сорокалетие. Из одной страны в другую картины попали без суеты и бюрократических препонов. И вновь добрые встречи-проводы, новые лица, признание, мимолетные зарисовки города, что недаром зовется Златым — все в нем блистает и очаровывает. Удивительный май. Знаковые встречи. Урожай впечатлений. Как это важно для творчества, роста, поисков. Вот уж месяц минул после возвращения Павлова в Россию. Здесь знают, понимают, ценят. Теперь знают-понимают и там, за «бугром». Приятно — не скроешь мальчишеского волнения. Но надо работать. Вдохновлять на новые свершения может только родная сторонушка, знакомство иностранцев с которой прошло в приятной для слуха тональности.