Поговорим о техническом регламенте "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам", который был принят в нашей стране в начале этого года.
Продолжаем «бензиновую тему». Поговорим о техническом регламенте «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам», который был принят в нашей стране в начале этого года. Этот документ определяет стандарты и качество изготовления всех видов топлива, его классификацию, экологические требования и устанавливает контроль за выпуском горючего на перспективу до 2014 года. Казалось бы, радоваться надо автолюбителям, уповая на то, что, наконец-то их машины будут ездить на качественном топливе. Однако на деле в большой бочке меда обнаружилась ложка дегтя. Если не сказать наоборот. Попробуем разобраться в ситуации.Предыстория вопросаСовокупный объем продаж новых иномарок в России последние несколько лет превышает 60−70%. Это означает, что спрос на высокооктановые бензины год от года растет. При этом российские нефтеперерабатывающие заводы работают на пределе своих возможностей. Основная часть НПЗ построена в советское время на рубеже 50−60-х годов прошлого века и ориентирована на производство мазута и дизельного топлива, поскольку доля легкового автотранспорта — основного потребителя высокооктановых бензинов — в Советском Союзе была ничтожно мала. Только в конце семидесятых началось строительство нефтеперерабатывающих заводов, ориентированных на производство бензина. В настоящее время лишь малая их часть достаточно модернизирована. В итоге в России в избытке существуют мощности для производства дизельного топлива и мазута, и катастрофически не хватает — для производства высокооктановых бензинов. В количественном отношении все выглядит замечательно — производство нефтепродуктов в два раза превышает потребление. Однако основная часть выпускаемых нефтепродуктов (71% - мазута и дизтоплива) остается невостребованной на внутреннем рынке. Что касается высокооктановых бензинов, то почти вся выпускаемая продукция потребляется на внутреннем рынке. Больше производить бензина не позволяет устаревшее оборудование. В России из тонны нефти получают только 150 литров бензина, в то время как в США из той же самой тонны выход высокооктанового топлива составляет 430 литров. От безысходности нефтяные компании вынуждены поставлять на экспорт (до 85% всех объемов экспортируемых продуктов) мазут и дизельное топливо. Если ситуация не изменится, то, как неоднократно предупреждал на различных совещаниях премьер-министр России Владимир Путин, к 2012 году России придется импортировать бензин. Чтобы было понятнее: сапожник останется без сапог.Дубинкой регламента по НПЗТехнический регламент — это один из инструментов, который заставит производителей повышать качество продукции, причем это касается не только нефтяной отрасли. В Европе, например, жесткие экологические нормы заставляют автопроизводителей влезать в узкие рамки требований, выпуская все более безопасные для окружающей среды машины. При вступлении в силу очередной порции ужесточения полностью прекращается выпуск устаревших конструкций. А это оказывает влияние и на нефтепереработчиков. В России все как всегда наоборот. Как следует из обоснования нового техрегламента, в стране до недавнего времени не существовало (!) законодательной базы, ограничивающей выпуск топлива, не отвечающего современным требованиям. Исключением может служить только полный запрет на производство неэтилированных автомобильных бензинов, вступивший в силу в 2001 году. Мало того, выпуск низкокачественных бензинов (марки А-76), стимулировался Налоговым кодексом Российской Федерации через низкие акцизы. Как мы ездили все это время, заливая в горловину бака неизвестно что, остается загадкой. Однако теперь ответ на загадку найден. Согласно вступившему в силу техрегламенту устанавливается новая маркировка топлива: к привычной всем октановой должна добавляться экологическая характеристика. Например, вместо привычного «АИ-95» на АЗС бензин необходимо маркировать «АИ-95, класс 4» (4 — отвечающий требованиям Евро 4). Дизельное топливо, ранее никак не маркированное, необходимо обозначать как, например, «дизельное топливо, класс 2». Топливо повышенных классов, по мнению разработчиков документа, неизбежно будет стоить дороже, но при этом необходимо учитывать, что потребителями его будут владельцы дорогих иномарок, которые требуют для своей нормальной эксплуатации топлива соответствующего класса. Таким образом, еще в обосновании оговаривалось, что выпуск высококачественного топлива повлечет увеличение его цены. Называется и основной фактор риска для топливного рынка в ближайшие 10 лет — резкое изменение после 2010 года структуры потребления автомобильных бензинов: рост спроса на высокооктановые, соответствующие нормам Евро-4 и выше, и снижение спроса на низкооктановые. Это грозит тем, что нефтяные компании могут не справиться с модернизацией нефтеперерабатывающих заводов. Вывод очень простой: для реализации законопроекта потребуется переоснащение основных производственных фондов нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий для углубления переработки нефтяного сырья и повышения качества нефтепродуктов за счет инвестиций собственников, без использования бюджетных средств. А учитывая, что функции государственного контроля за соблюдением новых требований возложены на уже существующие органы исполнительной власти, государственных средств на реализацию техрегламента выделено не будет. Иными словами, все финансовое бремя для реализации новых требований к качеству топлива ложится на плечи нефтяных компаний, а значит, самих автовладельцев, которые, покупая недешевый, но качественный бензин для современных машин, должны стимулировать нефтепереработчиков к модернизации производства.Бензиновое будущее Как отмечают эксперты, вступление в силу нового технического регламента «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам» приведет к тому, что к концу 2008 года до 75% выпускаемого в России топлива перестанет соответствовать новым стандартам. В соответствии с документом топливо стандарта Евро-2 может выпускаться до 31 декабря 2008 года, Евро-3 — до 31 декабря 2009 года, Евро-4 — до 31 декабря 2012 года, а топливо класса Евро-5 по регламенту будет выпускаться в обязательном порядке только с 1 января 2014 года. При этом в Европе переход на горючее класса Евро-5 планируется осуществить уже в 2009 году. Кроме того, на Западе производители не имеют права пускать в продажу горючее ниже установленного класса. Отечественный же регламент не ограничивает выпуск низкооктанового бензина. Так, в новых требованиях к автомобильному топливу допускается производство и оборот бензина распространенных 76-й и 92-й марок. А производство низкокачественного топлива создает предпосылки для фальсификаций и «бодяжничества» бензина. Нет ничего проще купить тонну 76-го и с помощью присадок, в лучшем случае, или отходов нефтепереработки — в худшем, нагнать октановое число. Также не исключена ситуация, когда топливо будет по-прежнему выпускаться по «либеральным» техническим условиям, которые по некоторым параметрам не соответствуют государственным стандартам. Отсутствие полного запрета на выпуск низкокачественных бензинов объясняется, во-первых, необходимостью модернизации нефтеперерабатывающих заводов, с чем крупные нефтяные компании, как уже отмечалось, вряд ли справятся в короткие сроки. Во-вторых, потребностями военных и коммунальных служб, чья техника работает в основном на низкооктановом бензине и дизельном топливе. Закупка для нужд обороны, коммунальщиков и сельского хозяйства высококачественного, но дорогостоящего горючего приведет к увеличению финансовых затрат, а как следствие — росту цен на продукты, коммунальные услуги и ассигнований из госбюджета на обеспечение боеготовности российской армии. Поэтому многие эксперты даже теоретически ставят под сомнение реализацию нового технического регламента. Замкнутый круг получается! Немало вопросов вызывает и контроль за исполнением регламента. Так, до 2003 года контролирующие функции за производством, реализацией и качеством нефтепродуктов в России осуществляла нефтяная инспекция. С тех пор функции контроля и надзора перешли к государственным органам. В частности, основным регулятором контроля и надзора может стать Ростехрегулирование. Качество же контроля и надзора с его стороны у экспертов вызывает сомнение. Высказывается даже мнение, что контроль практически полностью отсутствует. При этом, как отмечается в обосновании техрегламента, со стороны государства дополнительных средств на контроль и надзор не потребуется, равно как не потребуется и создания специального контролирующего органа. Мнение эксперта Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой химии и технологии нефти и газа ТюмГНГУ, заслуженный деятель