Dipol FM | 105,6 fm
91.69
98.56

Слава России, отлитая в металле

Ермак, Суворов, Пушкин, Чайковский, Тургенев, Сталин, Плисецкая... и над всеми — величественная Россия. Сколько же здесь скульптур? Десяток, сотня, двести? Владелец уникальной коллекции каслинского литья Анатолий Винников уточняет — около трехсот. Он без ложной скромности считает: второй такой во всей Сибири не найти. Разве что в некоторых уральских ...

Ермак, Суворов, Пушкин, Чайковский, Тургенев, Сталин, Плисецкая… и над всеми — величественная Россия. Сколько же здесь скульптур? Десяток, сотня, двести? Владелец уникальной коллекции каслинского литья Анатолий Винников уточняет — около трехсот. Он без ложной скромности считает: второй такой во всей Сибири не найти. Разве что в некоторых уральских музеях что-то подобное встретишь или у частного челябинского коллекционера. Сколько требуется времени, чтобы собрать эти скульптуры, и, главное, кем для этого нужно быть — искусствоведом, художником, скульптором?

— Вы только посмотрите на эту почти метровую фигуру! Как можно в нее не влюбиться? Красивая женщина в кольчуге и шлеме. В правой руке меч, а в левой щит, которым она прикрывает символ страны — корону Российской империи. Между прочим, император Николай Второй лично утвердил образец «Россия». Десятки копий этой скульптуры подарены королям, императорам и другим вельможам многих стран мира в качестве подарка от имени Российской империи. Самое интересное, что в советское время эта же скульптура пришлась по вкусу Никите Хрущеву и Леониду Брежневу, и они тоже от имени Советского Союза дарили ее королям, президентам, генеральным секретарям. Единственное, что не позволялось в партийные времена, — публиковать где-либо снимки этой скульптуры. В наше время «Россию» дарят министрам, известным людям. По-прежнему подарок называют царским, — не без гордости рассказывает Анатолий Борисович.

Страсть к каслинскому литью у А. Винникова родилась в далеком детстве. В доме его родителей была фигура Чайковского, подаренная его отцу. А в середине пятидесятых годов юноша увидел в тюменском магазине «Детский мир» скульптуру «Хозяйка Медной горы». В Сибири, далекой от промысловых центров, она выглядела диковинной вещью. Очень захотелось поставить ее где-нибудь на видном месте у себя дома. Но цена! Даже по тем дореформенным временам она была недоступной для рядовых граждан — целых 75 рублей. Юноша огорчился, но в душу его эта красота запала надолго. И надо ж такому случиться: отныне в квартирах своих однокашников он стал замечать каслинские фигуры — то лошадку, то собачку, то русалку. Пытливому юноше захотелось прочесть об этом искусстве. Постепенно копились знания об удивительных мастерах-литейщиках из города Касли Челябинской области.

По первому образованию Анатолий Винников — историк, по второму — юрист. Во время учебы в Свердловском юридическом институте он впервые увидел в музее большую коллекцию каслинских скульптур и уже по-взрослому «заболел» этим рукотворным чудом. Но приобрести коллекционную продукцию уральских мастеров было практически невозможно. Дело в том, что до 1990 года завод в городе Касли подчинялся Министерству обороны и, соответственно, выполнял другие задачи. Участок, где отливались скульптуры, влачил жалкое существование, выполнял лишь небольшие ширпотребовские заказы. Что-то серьезное и достойное выставки появлялось крайне редко. Мастера потихоньку уходили с завода, из жизни, и передавать опыт становилось некому. Настоящих мастеров можно было сосчитать на пальцах одной руки. Сколько они могли сделать скульптур, если в год он способен отлить максимум четыре-пять фигур. Это же капля в море.

Божий промысел привел Анатолия Борисовича в город Касли в начале 90-х годов уже не как любителя чугунных скульптур, а как предпринимателя. К этому времени завод перешел в частные руки, и с его владельцами можно было говорить о возрождении коллекционного производства. Так возобновилась отливка скульптур, которые десятилетиями хранились в заводских кладовках, а многие образцы потеряны.

— Даже с большими деньгами не просто было возродить тот дух творчества, что необходим мастеру-литейщику, — рассказывает Анатолий Винников. — В первую очередь я убеждал этих умельцев, что я не перекупщик, что хочу собрать коллекцию лучших скульптур каслинского литья. С Божьей помощью люди мне поверили, и наша работа закипела.

Настоящая скульптура рождается долго и очень сложно. Литейщик за две-три недели отливает тридцать-сорок образцов. Чеканщик из них выберет одну. Остальные идут на переплавку. С одной фигурой чеканщик работает еще две-три недели, может быть, и больше. Над скульптурой «Россия», например, чеканщик Владимир Кузнецов работал более года. Почему так медленно? Очень сложно из хрупкого и не слишком пластичного чугуна сделать живые формы и мельчайшие подробности, задуманные скульптором. Если скульптуру из мягкой бронзы после отливки можно сколько угодно доводить до совершенства чеканкой, напильничком, наждачной бумагой, то хрупкий чугун легко скалывается, поэтому тонкие детали нужно отливать сразу, чеканщик своим специфическим инструментом лишь слегка наводит красоту, большие ошибки ему не под силу исправить.

А сколько сил и времени отнимает покраска? Даже сложно представить. Хотя многие мастера считают, что настоящий цвет чугуна сам по себе красив и нет необходимости фигуру чем-то покрывать. Краска для скульптур также готовится много дней. Обычную олифу мастер греет до определенной температуры, процеживает, остужает, добавляет конопляного масла, снова греет, снова процеживает. Покрашенную скульптуру ставят в обычную русскую печь, где угли уже слегка остудились и дошли до 60 градусов. Фигура греется. Только мастер знает, когда ее нужно вынимать. Если раньше срока, то краска просто отпадет, если запоздаешь, фигура станет непредсказуемого цвета. Настоящие литейщики знают, что краска в первую очередь нужна для того, чтобы на скульптуре образовалась пленка, которая сохранит изделие на долгие годы.

Коллекционер не сомневается, что при современных технологиях можно полностью компьютеризировать процесс литья, покраски. Но как вложить в такую скульптуру душу? Чем наши каслинские фигуры отличаются от бронзовых скульптур, изготовленных, скажем, в Германии? Там все четко, каждая деталь в фигуре продуманная, но в них нет души. Наши фигуры живые, хотя скульптура чугунная, а от нее веет теплом. Объяснение простое — у нас все делается вручную. В каслинском литье нет ни одной одинаковой фигуры. Нальют сто скульптур, все сто будут хоть немного, но отличаться друг от друга. Та же скульптура «Россия» — за сто лет не один десяток отлили, но у каждой свои черты лица, выражение глаз. Тем и ценится уральская школа художественного литья.

— Каждая фигура в коллекции для меня — это ребенок, — продолжает рассказ Анатолий Борисович. — Она прошла через руки скульптора, литейщика, чеканщика и пришла ко мне. Образцы некоторых скульптур были утеряны, приходилось по крупицам их восстанавливать, находить техническое решение для того, чтобы выплавить. Но еще ведь надо было о каждой из них узнать историю. А это уже бесконечный процесс. Вот, например, отливали фигуру Александра Суворова. Я стал читать о нем все, что есть в литературе. Обнаружил, что он был православным, глубоко верующим человеком. Благодаря историческим сведениям я узнал, что Жанну д’Арк в 1920 году католики причислили к лику святых. Когда Майе Плисецкой показали ее скульптуру, великая балерина очень удивилась тому, как она выглядит в чугуне. Но когда она пригляделась, то сказала, что лучше, чем в чугуне, у нее ничего нет. Скульптор получил заказ изготовить фигуру Святого Георгия Победоносца. Перед тем как приступить к работе, он пошел к местному епископу и попросил благословения. На дворе был 1988 год! Из обкома партии раздался грозный телефонный звонок — как ты смел? Мастер ничего не ответил, но композиция получилась отменная, и партийные чиновники вскоре забыли про свой гнев.

Анатолий Борисович подвел меня к одной из самых любимых скульптур — к фигуре Ермака. Снял с нее покрывало. Честно скажу, что-то защемило. Может быть потому, что мои далекие предки пришли в Сибирь в дружине Ермака Тимофеевича и могли помнить образ атамана…

Появление этой скульптуры — целая история. Фигуру создал скульптор П. Забелло в конце девятнадцатого века. Есть предположение, что работа была связана с 300-летием со дня гибели атамана (1585 год). В это же время В. Суриков пишет знаменитую картину «Покорение Сибири Ермаком», а скульптор М. Антакольский в бронзе отлил своего Ермака, который поныне стоит в Эрмитаже.

Атаман замер в глубоком раздумье на вершине Чувашского Мыса. Он в кольчуге, меч вложен в ножны. Ермак размышляет над судьбой сибирского ханства. Здесь он не просто воин, но и мудрый политик, дипломат. Скульптор не только воплотил в металл образ легендарной личности, но и отразил эпохальное событие — присоединение Сибири к России. Теперь понятно, почему первый Тобольский митрополит Киприан хотел канонизировать Ермака.

По благословению тюменского священника на постаменте появились слова, созвучные этому образу. «Яко несть наша брань к крови и плоти, но к духам злобы поднебесным» — так Святой апостол Павел обращался к ефесянам. — «Наша война не для проливания крови, а чтобы уничтожить все злое, что есть на этой земле!»

Постамент для скульптуры Ермака появился в наше время. Почти четыре года несколько скульпторов решали в своих творческих замыслах, каким он должен быть. Анатолий Винников и его соратники решили, что он должен стоять на той самой вершине Чувашского Мыса. На торцевой части постамента отражены этапы освоения Сибири после похода Ермака. Здесь и геральдика первых сибирских городов — Тюмени, Тобольска, Сургута, Березово, Туруханска, Туринска, первые ночевки на сибирской земле, конный дозор, выгрузка соли.

Сожалеет Анатолий Борисович, что прекрасный образ Ермака Тимофеевича оказался некоторое время назад в центре надуманных споров. Сколько нелестных слов полетело в адрес Ермака Тимофеевича, в чем только не обвинили авторов скульптуры. Ну да ладно, решил коллекционер, Бог рассудит, кто прав, а кто нет! Вот если бы те, кто высказывался против установки скульптуры Ермака в Тюмени, хотя бы раз посмотрели на нее в коллекции Винникова, уверен, их покорил бы этот образ, и он стал бы настоящим символом и украшением города.

Коллекция Винникова никого не оставит равнодушным. Здесь каждый найдет то, что ему близко по душе. Особенно много коней. «Конь с попоной», «Конь с упавшим всадником», «Кони на воле», «Кобыла с жеребенком». Интересно, замечает Анатолий Винников, любимая скульптура работников милиции — лошади. Любят почему-то наши милиционеры дарить эти фигуры и, стало быть, получать в подарок такие же.

— Нельзя такую красоту держать под замком. Она должна быть достоянием для всех желающих! Разве я спорю с этим? — соглашается со мной Анатолий Борисович. — Много лет назад мы договаривались с руководством средних школ и возили эти фигуры по всей Тюменской области, приглашали на нее школьников и за смехотворную цену — три рубля — те часами любовались каслинским чудом. В местных музеях есть некоторые образцы уральских мастеров, но они единичны и не представляют всей красоты каслинского литья. Поэтому дети, особенно художественно одаренные, к сожалению, не увидят этот пласт культуры.

Какой будет дальнейшая судьба коллекции? Это самый сложный вопрос для коллекционера. Дело даже не в том, что он вложил полжизни в ее рождение, не в том, что с его подачи возродилась та или иная фигура каслинских мастеров. Мастерство бессмертно, как говорится. Вот сумеем ли мы сохранить интерес к этому искусству? А. Винников абсолютно уверен, что подлинный интерес к изделиям художников чугунного литья из города Касли можно сохранить только в коллекции.

— Я молю Бога, чтобы Господь сохранил выставку от продажи ее по частям, — признался Анатолий Борисович.«Тюменские известия»

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Есть рекорд: тюменцы выбрали дизайн-проекты для благоустройства пяти территорий в 2025 году
Есть рекорд: тюменцы выбрали дизайн-проекты для благоустройства пяти территорий в 2025 году
Работы будут выполнены в рамках нацпроекта.
#Руслан Кухарук
#благоустройство
#голосование
#нацпроект
#Тюмень
#новости Тюмени
Пассажир пытался незаконно вывезти из Тюмени в Ташкент более 3 миллионов рублей
Пассажир пытался незаконно вывезти из Тюмени в Ташкент более 3 миллионов рублей
Нарушителю по решению суда пришлось заплатить штраф - 2,6 миллиона рублей.
#деньги
#таможня
#Рощино
#уголовное дело
#контрабанда
В Упоровском районе затоплено 6,4 тысячи гектаров пахотных земель
В Упоровском районе затоплено 6,4 тысячи гектаров пахотных земель
Еще 700 га отрезаны паводком.
#паводок
#Упоровский район
#подтопление
#эвакуация
Что хотят видеть тюменцы на месте снесенного долгостроя на Камышинской
Что хотят видеть тюменцы на месте снесенного долгостроя на Камышинской
Горожане высказываются против постройки здесь высотного жилого комплекса.
#городская среда
#Тюмень
#долгострой
#опрос
#тюменцы
#новости Тюмени
Паводок в Тюменской области приведет к уменьшению посевных площадей
Паводок в Тюменской области приведет к уменьшению посевных площадей
Тюменский АПК прогнозирует возможное подтопление 30 тыс. га пашни.
#паводок
#посевная
#пашня
#АПК
#прогноз
#новости Тюмени