Человек в современном мире с его повседневными ритмами, цветовым напряжением и хитросплетением многообразных композиций — лейтмотив произведений, заполнивших выставочный зал в Тюменском Доме художника.
Персональная выставка Алексея Чугунова — явление отрадное. Экспозиция вобрала в себя более 70 работ высокой живописной культуры с широким тематическим диапазоном: пейзажные мотивы, натюрморты, портреты, декоративные композиции, конструктивные и абстрактные построения. В своих исканиях художник уходит от «лобового» раскрытия тем, литературного пересказа сюжета. Живопись Чугунова самодостаточна. Образы раскрываются через эмоционально-знаковую символику форм. Отсюда: «Грация» — тема модели на помосте, «Манящий свет окна» — мир большого города, «Космический час пик», «Небесный свет» и «Звучание космических сфер» как осмысление земного и небесного. Мягкую улыбку вызывает «Гость из космоса» как отклик на ажиотажный шум вокруг летающих тарелок. Светлым лирическим чувством овеяны «Луговые травы», «Незнакомка», «Золотое безмолвие», «Шаганэ» и «Селена». Это примеры целомудренной эротики. Как-то, читая стихи Инны Лиснянской, я споткнулся о строчки, озадачившие меня: «Хорошо рисовать с натуры, но невозможно мыслить с натуры — она не дает подпитки искре подкорковой, да и подкожной».Утверждение спорное. Есть давно выработанная и усвоенная многими истина: общение с живой природой не исключает способности мыслить, а наоборот, обостряет ее. Рисовать с натуры — значит рассуждать. Эту педагогическую установку знает каждый добросовестный студиец. Без осмысления природных явлений разве родились бы философско-поэтические строки Тютчева:"
ПриродаНе слепок, не бездушный лик -В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык".Подтверждение этой истины нахожу в творчестве художника Алексея Чугунова и пытаюсь расшифровать принципы его работы. Понять потаенный язык природы, быть максимально точным переводчиком его на язык красок, линий и объемов, не впадая при этом в натурализм и слащавость, — вот суть постоянных забот Чугунова. Всякий выход на пленэр (а он постоянен и регулярен) — это поиск еще не открытого, не переосмысленного до сих пор явления. Он не любит топтаться на месте и повторять уже пройденное. Инструментарий художника, будь то обыкновенный карандаш и походный блокнот или минимум живописных средств, — всегда при нем. Мотив, вызвавший эмоциональный всплеск, немедленно фиксируется. Важно навсегда удержать впечатление, угадать монументальность природных форм, заложить прочувствованное в «память» блокнота. И уже в тиши городской мастерской идет строго продуманный отбор собранного материала для закладки будущих композиций. Еще в Рязанском училище искусств начинающий художник, отталкиваясь от традиций русской реалистической школы живописи, пишет на пленэре этюды, явно тяготеющие к монументальной форме. Письмо смелое, точное, цельное. След кисти широк и экспрессивен. Композиция освобождена от всего несущественного. Никакого причесывания природы в угоду конъюнктурным соображениям властей и неподготовленной зрительской публики. Это фундамент, на котором выстраиваются отношения художника с изобразительным искусством. Успешно закончив художественное училище, Чугунов поступает на монументально-декоративное отделение Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища им.