Увы, историю пишут победители и только в нужном для них ракурсе. Так грандиозная страница освоения Сибири на русских арктических судах, оказалась вырванной из нашей истории и переписанной в угоду имперским амбициям Петра I. И только в наши дни археологи возвращают нам фрагменты этого уникального судна и раскрывают правду о доблести русских мореходов. ...
Увы, историю пишут победители и только в нужном для них ракурсе. Так грандиозная страница освоения Сибири на русских арктических судах, оказалась вырванной из нашей истории и переписанной в угоду имперским амбициям Петра I. И только в наши дни археологи возвращают нам фрагменты этого уникального судна и раскрывают правду о доблести русских мореходов. О «белых пятнах» нашей истории — директор ООО НПО «Северная археология» Георгий Визгалов.
Уникальная находка
Летом 1998 года при раскопках Надымского городка найдены остатки деревянных кораблей 16−17 века. Это были детали русских арктических судов, именуемых «коч». Происхождение этого судна до сих пор вызывает споры. Некоторые исследователи полагают, что его прообразом было северонемецкое судно ганзейского союза под названием «ког» 15 века. Другие считают, что поморы на русском севере обшили древнерусскую ладью ледовой защитой из крепкого дерева именуемой «коца». Корабли создавались без единой железной детали и сшивались скрученными «вицами», креплениями из кедровых корней.
«Сшитое» судно как плетеное лукошко амортизирует все движения корпуса. Плоское днище и боковые кили позволяли волком перетаскивать судно. Эти суда в буквальном смысле слова перетаскивали через Уральские горы в районе Ямала, беспрецедентный случай!
Внешний вид коча был весьма грубоват и неказист, но после преодоления ледовых порогов и горных волоков любое судно будет выглядеть как мочалка. Поэтому больше трех сезонов такие суда не ходили и завершали свою жизнь в северных городках и острогах как строительный материал для постройки дома.
Русские мореходы на «скорлупках»
Кроме коча ни одно деревянное парусное судно во всем мире не обладало способностью преодолевать северные моря в условиях короткой навигации и опасной ледовой обстановки. Русские мореходы на этих скорлупках смело плавали по всему побережью Северного ледовитого океана и по бассейнам рек Лены, Енисея, Оби и Колымы. Недавно найдены остатки коча и следы зимней стоянки русских мореходов на северном берегу Таймыра, в арктических водах которые считались непроходимыми для судов даже в 20 веке. В 17 веке громадная флотилия кочей насчитывала сотни кораблей. По летописи только из Верхотурья в Тобольск за сезон перевозилось 200 тысяч пудов хлеба и соли. В легендарную Мангазею северным морским путем до 35 кочей ежегодно завозили продукты и товары. Только благодаря северному завозу в самых холодных районах земного шара русским людям удалось выстроить благоустроенные города еще в 17 веке.
Сегодня жизнеобеспечение северных городов — очень сложная задача. А климат 17 века был холоднее, чем сейчас, сезон навигации короче, сильно задерживали северные ветры, плотные льды ломали кочи. Многие корабли «застигнутые морозом» в открытом море были обречены на гибель, и команде приходилось идти на берег пешком «по росольному льду». Потеряв корабли и припасы во время ураганов «служилые люди мерли с голоду». Помимо этого местные жители «воровская самоядь» промышляли тем, что грабили проходившие мимо кочи. Конечной цели достигали отнюдь не все суда, отправившиеся в плавание, но это не останавливало смелых людей.
**Развитие полярных регионов было приостановлено на 300 лет
**
Государственная политика Петра 1 была ориентирована на европейскую культуру. В те годы для укрепления Санкт-Петербурга нужно было устранить торговую и промышленную конкуренцию Архангельска, и это было сделано без сожаления. Так по императорскому приказу в начале 18 века все старые русские суда были, уничтожены и их строительство запрещено. Последние два коча построены с царского разрешения в 1733 году для экспедиции В. Беринга для обследования окраин Северного Ледовитого океана. Также закрытие северного морского завоза было выгодно сибирским чиновникам. Под предлогом того, что через Обскую губу в Сибирь могут проникнуть иностранцы и нанести ущерб государевым интересам, Тобольский воевода добился закрытия морского пути. На ямальском волоке поставили заставу, перекрывающую морской путь и весь товарный поток в Сибирь запустили через Тобольскую таможню. А это была колоссальная денежная лавина, даже не сопоставимый с нынешними нефтедолларами. Безусловно, этот путь был безопаснее, но гораздо длиннее, чем по морю. Так на 300 лет было приостановлено развитие полярных регионов страны. Больше кочи не строили, чертежи не сохранились, секреты строительства практически утрачены. Опыт и навыки плавания среди льда у русских мореходов были просто феноменальными и, к сожалению, сегодня они безвозвратно утеряны. От коча остались только строки в словаре, остатки судов найденные при раскопках в Мангазее и примерный макет в музее Арктики и Антарктики в Питере. А ведь этот корабль — уникальное достояние России в общемировой культуре. Без коча Россия не смогла бы стать такой громадной северной страной и освоить непроходимые полярные территории.
Судьба корабля не должна оставаться забытойИсторию пишут победители, поэтому в западной и в русской литературе по истории Сибири вплоть до нашего времени бытовало презрительное мнение об этом судне. Историк Фишер в 1774 году писал: «Кочи — примитивные плоскодонные суда, укрепленные деревянными гвоздями (!), на которых можно ходить греблею и на парусах. Но неискусство русских людей и худое знание мореплавания были причиною, что можно было на них идти только по ветру, а боковыми ветрами не пользоваться». Знаток допетровской Руси