Dipol FM | 105,6 fm
91.69
98.56

Паломничество на Торум-Яган

После долгих переговоров мне разрешили принять участие в тайных ритуалах общения с Тонхами, духами. По телефону я спросила у шамана, что мне нужно взять с собой в поездку. «Ну, во-первых, платок, лицо обязательно закрыть. Во-вторых, бабе надо три метра цветастой красной ткани в подарок женской богине "Сидящей"...

Женщин в священный лабаз не пускаютПосле Рождества во время святок для православных наступает период, когда можно гадать, общаться с домовыми и лешими. А ханты в это время вместе с шаманом летают к старинному остяцкому святилищу и целую неделю посвящают обрядам и праздникам.
После долгих переговоров мне разрешили принять участие в тайных ритуалах общения с Тонхами, духами. По телефону я спросила у шамана, что мне нужно взять с собой в поездку. «Ну, во-первых, платок, лицо обязательно закрыть. Во-вторых, бабе надо три метра цветастой красной ткани в подарок женской богине „Сидящей“. В-третьих, угощение для духов, обязательно хлеб и немного водки. А там, что тебе надо для молитвы, то и бери, православные и язычники ведь одним богам молятся» — поведал мне шаман Василий Николаевич Князьянов.

Паломники

Шаман Василий на первый взгляд ничем не отличался от других ханты. Старенькая синяя малица, поношенные кисы, взлохмаченные капюшоном волосы, только хромота, признак «избранности духами», говорила о его необычности.
«С утра будь пораньше готова, надо всех вовремя собрать, а то бывает, что ханты приезжает из лесу и начинает „отдыхать“ так, что обо всем забывает. Что тут поделаешь» — вздохнул Василий. Увы, он оказался прав, утром из десяти человек к вертолетной площадке пришла половина, жертвенный олень тоже «не дошел». Став свидетелем таких сборов, я поразилась тому, что даже женщины начинают утро с рюмки водки. «Ты не думай, в лесу ханты совсем не пьют, некогда. Только когда в деревню приезжают к родственникам, но тут уже не удержишь».
На вертолетной площадке собрались мужчины разного возраста в разноцветных малицах с небольшими спортивными сумками или рюкзаками. Один при мне переложил вещи в сумке поудобнее, там оказались только буханки хлеба и бутылки водки.

Пролетели…

Вертолета нет. Шаман и еще двое ушли звонить. Через полчаса вернулся шаман и сказал, что нефтяники не дали вертолет в праздники, пришлют только после десятого января, когда особая надобность в нем уже отпадет. Ханты обиделись, возмущенно заговорили о том, что вертолет заказывали еще в ноябре, и нефтяники могли бы с уважением отнестись к их религиозным обычаям. А я расстроилась еще больше, побывать с шаманом в святых местах, такой шанс выпадает редко. «Не переживай, женщин в священный лабаз все равно не пускают, на духов смотреть им запрещено. Я тебе и так расскажу и покажу, что можно» — успокоил меня шаман.

Медведь, брат мой

В качестве утешения, шаман повел меня в местный музей, брата показать. «Я ведь из рода медведя и Он мой ближайший родич». Там Василий подошел к чучелу косолапого и я сделала пару удивительных снимков. «То, что Дарвин говорил о происхождении человека от обезьяны, сказка, — говорит шаман. — У нас есть своя сказка о происхождении от медведя». У «лесного народа» родители обидели маленькую девочку, она убежала от них и превратилась в ягоду, бруснику. Ягода поспела и её съела медведица. Охотники зимой пришли ее добыть, слышат, а в берлоге еще кто-то шевелится. Увидели маленькую девочку, взяли ее с собой, вырастили, замуж отдали, у нее дети родились, люди-медведи. Вот от них и пошел такой род, который специально на медведя не охотится. А священный зверь приходит в гости «сам» и разрешает «себя стрелять».
«Всего раз ко мне медведь „в гости“ просился, когда я еще молодой был» — говорит Василий. — Весной из Сургута домой возвращался, а «брат Мишка» всю дорогу со мной брел. Но я тогда без ружья шел, страшно было. На болотном островке я костерок развел, стал ругать его, ты брат мне, зачем пугаешь? Прибежал домой, собак с привязи спустил, ружье пулями зарядил, отхлебнул из бутылки, сел на пороге и говорю ему, если так сильно в гости, хочешь, то давай иди! Я готов! Не пришел, передумал видно".

Обряд на Тромагане

Прихватив гостинцы для «Сидящей» мы при свете дня отправились на окраину деревни на берег Тромагана. «По-хантыйски это звучит Торум-яган, речка Торума, Верховного бога» — пояснил Василий. Там, возле каменистого переката на другом берегу находится священное место, где можно говорить с духами и дарить гостинцы. Мы вышли на середину реки, шаман попросил меня отойти в сторонку. Разгреб снег кружком, развернул ткань, оторвал небольшой кусок и передал мне. — «Держи, это тебе на удачу». — Ткань раскинул на снегу и воткнул в центр открытую бутылку со спиртным. Затем запрокинул голову вверх, раскатисто и зычно закричал — «Торум!!!» — и стал по-хантыйски напевать молитву, которая эхом отдавалось в лесу. В промежутках между пением шаман часто-часто кланялся в сторону опушки и поворачивался вокруг своей оси. Потом Василий взял бутылку, отпил глоток и дал отпить мне, снял ткань со снега и воткнул бутылку назад. — «Сейчас я пойду в лес и привяжу ткань на дерево для „Сидящей“. Тебе туда нельзя, это делают только мужчины. Стой тут, можешь пока поговорить с местными духами, помолиться, как умеешь, и попросить чего нужно. Ведь „Сидящая“ для русских, это Богородица».…Василий ушел в лес, а я осталась на середине реки. Засыпанная снегом пойма и посеребренная морозом тайга сами по себе настраивают на мистический лад, а песня шамана еще добавляет мурашек между лопатками. Вернувшись назад, Василий отпил из бутылки, обошел вокруг расчищенного места по ходу солнца, дал мне отпить еще глоток и велел также обойти кругом посолонь. Потом мы вместе несколько раз поклонились в сторону леса, повернулись и пошли прочь не оглядываясь. То, ради чего я так стремилась в тайгу, свершилось… Конечно, возле священного лабаза под звуки бубна обряд был бы очень зрелищным. Однако шаман сказал, что «это все неважно, с духами можно говорить где угодно, лишь бы никто не мешал».

Комментарий:
*Олег Кардаш, историк, археолог НПО «Северная археология»:
*— Безусловно, есть среди них люди с неординарными способностями, но на одного целителя-шамана — десять шарлатанов. Говоря о шаманах, надо понимать истоки явления. Аборигены Югры находятся на той стадии разложения первобытного общества, когда идет разделение на военное управление, судебную власть и религиозный культ. На севере из-за низкой численности населения вся власть рода была сосредоточена на одном человеке, вожде или шамане. После колонизации Сибири, функции судебной и военной власти аборигенов исчезли за ненадобностью, а местной элите осталась только духовная власть или шаманизм. Чаще всего, шаманы — это потомки вождей, утративших былую власть и сохранивших влияние на членов рода или общины с помощью жреческих функций. Способности психологического воздействия шамана на членов общины развивались и передавались по наследству. Люди, обладающие высоким биоэнергетическим потенциалом или харизмой, существуют в любом обществе. Многие шаманы действительно обладают неординарными целительскими способностями, но чудес им приписывают еще больше.

Только факты:
Начиная с 30-х годов ХХ века, в Сибирь отправлялись карательные экспедиции для искоренения всех религиозных культов. Святилища и идолы сжигались, шаманов арестовывали, сажали в тюрьму и расстреливали. Поэтому при советской власти аборигены скрывали все факты жреческих обрядов и неординарные способности шаманов. Многие старожилы помнят Казымский бунт пяков, народа из самодийской группы. Устные тайные сведения об этом восстании в 30-е годы ХХ века дошли даже до аборигенов Заполярья. При его подавлении были уничтожены все вожди и шаманы, возглавлявшие бунт. Оставшиеся в живых пяки разбежались во все стороны, сменили язык, фамилии и стали называть себя ненцами, но страх остался. Для поддержания этого страха время от времени проводились показательные расстрелы. Так один пожилой ханты по имени Николай в середине 90-х годов по большому секрету рассказал археологам, как последний раз в 1952 году их сгоняли для показательного расстрела шаманов на Пим, нынешний Лянтор. Этот страх закрепился у аборигенов в генетической памяти, и в наше время, рассказывая о запретных событиях, они спрашивают, «а ты меня коммунистам не сдашь?»
В советское время и в наши дни специально вопросами шаманизма историки, археологи и этнографы Югры не занимались.

Читайте в следующем номере «АиФ в Западной Сибири» о Пантеоне остяцких богов, и о пророчествах шамана Василия о том, что будет на территории Тюменской области через 200 лет.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Ваша кровь в порядке? Почему важно знать уровень гемоглобина
Ваша кровь в порядке? Почему важно знать уровень гемоглобина
Врачи предупреждают о возможных нарушениях в работе организма.
#здоровье
#кровь
#медицина
#анализ
#врачи
Тюменцы могут принять участие в молодежном форуме в Пятигорске
Тюменцы могут принять участие в молодежном форуме в Пятигорске
Он состоится в августе.
#молодежь
#педагоги
#форум
#заявка
В Тюмени проживает 962 ветерана Великой Отечественной войны: желающие могут помочь им
В Тюмени проживает 962 ветерана Великой Отечественной войны: желающие могут помочь им
Реквизиты благотворительного счета «Победа».
#День Победы
#9 Мая
#ветераны
#помощь
#поддержка
#благотворительность
#Дина Горковец
#Руслан Кухарук
#Николай Сбродов
#Тюмень
#новости Тюмени
Автоинспекторы предупреждают об опасности начала мотосезона
Автоинспекторы предупреждают об опасности начала мотосезона
В апреле погибли два мотоциклиста.
#ГИБДД
#мотоцикл
#ДТП
#Тюменская область
#Тюмень
Соискатели активнее ищут работу весной и осенью
Соискатели активнее ищут работу весной и осенью
Кандидаты себя вольготно чувствуют, потому что рынок труда стал соискательским.
#работа
#вакансии
#эксперты
#УрФО