Чтобы окунуться в историю купеческой Тюмени, надо прогуляться по улицам Дзержинского, Челюскинцев, Кирова, Осипенко, Водопроводной. Старинные особняки с резными наличниками окон создают неповторимую атмосферу, а тюменская резьба славится далеко за пределами города. Однако дерево – материал тленный. О том, как надо сохранять деревянную историю для тюменских ...
Чтобы окунуться в историю купеческой Тюмени, надо прогуляться по улицам Дзержинского, Челюскинцев, Кирова, Осипенко, Водопроводной. Старинные особняки с резными наличниками окон создают неповторимую атмосферу, а тюменская резьба славится далеко за пределами города. Однако дерево — материал тленный. О том, как надо сохранять деревянную историю для тюменских потомков, рассказал художник-реставратор Вадим Шитов — руководитель единственной в Тюмени профессиональной реставрационной мастерской.
«Серебряный дом» сгорел
— То, что сейчас называется домовой резьбой, раньше была корабельной. Люди, которые много времени проводили на воде, скрашивали скуку тем, что резали дерево и потом этим украшали корабли. А так как Тюмень всегда была торговым городом, то здесь оседали эти самые деревянных дел мастера, нанимались украшать резьбой дома. При этом украшали все: карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом, лестничный вход с перилами, калитки, ворота. Видимо, какие-то бригады оставались в Тюмени навсегда, поэтому сейчас можно найти много одинаковых наличников. Тюменская резьба — рельефно-объемная (Томск, Красноярск и Иркутск славятся своим резным ажуром), на ней изображены цветы, листва, в них нет прямых линий — все волнуется, струится. И потомки не простят нас за утрату неповторимых памятников деревянного зодчества прошлых веков. Пройдет совсем немного времени — и восстанавливать будет уже нечего. — Что понимать под термином «реставрация деревянного зодчества»?— Прежде всего о таком объекте собираются максимум исторических сведений, потом проходит инвентаризация — наличник № 1, наличник № 2
Особняки разваливаются
— Неужели никто за этим не следит? Есть же, наверное, какие-то надзорные органы? — Сейчас уже нет должного контроля, тогда как раньше работала инспекция под руководством Виктора Аликова, которая из-за лишних пяти миллиметров на копии наличника заставляла переделывать всю работу. Я как-то присутствовал на подобной комиссии, но современной. Нашел много ошибок в резьбе, нарушение стиля, указал на это комиссии, но никто меня не стал слушать. Комиссия Аликова регулярно объезжала город, следила за памятниками, арендаторам напоминала о том, что пора здание реставрировать. Кстати, раньше деньги, вложенные в реставрацию, хозяевам возвращались в виде арендной платы. Сейчас такого нет. Наоборот, аренда в таких зданиях стоит дорого, и цена постоянно растет.
— А много ли особняков в Тюмени, которые действительно можно считать уникальными по самым строгим меркам?— Для меня самой сложной и интересной была работа над домом Иконникова (ныне Музей маршала Блюхера) по Республики, 18. Сам дом Иконников заказывал в Санкт-Петербурге, заплатил за его концепцию 20 тысяч золотом. На мой взгляд, это один из самых уникальных экземпляров деревянного зодчества, где есть все виды резьбы — классическая, тюменская, эклектика, ажур. Узоры приходилось воссоздавать по сохранившимся с тех времен фотографиям и чертежам. А вообще, для реставратора все здания — его детища, а потому все уникальны. Очень интересная резьба на доме по адресам: Водопроводная, 3, Дзержинского, 36. На улице 25 лет Октября, 25 и на Госпаровской, 29 — все разваливается. На всякий случай я успел снять наличник по последнему адресу.
**Реставрация — точная копия
**
— Периодически то в одном, то в другом месте пытаются снести деревянные дома, и только с помощью энтузиастов их удается отстоять. Хотя все вроде постоянно говорят о сохранении памятников архитектуры. Что происходит на деле? — Приведу пример — мы реставрировали дом на Челюскинцев, 42. Сделали 16 окон, а через полгода дом начали ломать. Поднялась общественность, и слом прекратили. Так и стоит он сейчас с заколоченными окнами, ждет своей участи. Хотели сломать и дом на Дзержинского, 36. Но там возмутились жильцы, мол, это же памятник. Мы его отреставрировали — получилась настоящая игрушечка. Там люди остались жить — у них теперь условия, как в коттедже. Считаю, что реставраторы полностью загубили уникальный дом Буркова на Дзержинского. Я лично видел, как строители снимали краску с колонн внутри здания топорами! Делать это нельзя ни в коем случае, но мне объяснили — специальный состав дорого стоит. Я лично знаю, как сделать состав более дешевый, по народному рецепту, но часто у нас над реставрацией работают не профессионалы, и рецептов таких, разумеется, не знают. Связано это с тем, что памятники нынче реставрируют по тендеру. То есть ищут тех, кто сделает это дешевле! Но на памятниках нельзя экономить! И нельзя сделать работу, которая стоит 10 рублей за 5 копеек. Моя работа стоит дорого, а строители на тендерах предлагают именно 5 копеек. Но они же не специалисты, они ничего не понимают в реставрации. Они сбивают уникальную резьбу, выбрасывают ее на помойку и делают грубые подобия, в которых явственно читаются узбекские и таджикские мотивы. В итоге мы имеем ряд полностью загубленных особняков, утрачиваем стиль, теряем целые виды резьбы, а дома эти теперь нельзя называть памятниками! Загублены памятники на Комсомольской, 19, Водопроводной, 18, Тургенева, 9. Я против таких тендеров, это позор — своими руками уничтожать нашу культуру.
Достойные арендаторы
— Сейчас старинные особняки отдают в аренду под рестораны, кафе, магазины. Как Вы к этому относитесь?— У меня есть множество примеров, когда арендаторы этих зданий действительно следят за их состоянием, не жалеют денег на реставрацию. Например, на Советской, 53 располагается ресторан. Он горел два раза, и оба раза его хозяева восстанавливали здание за свой счет. На Дзержинского, 13 тоже располагается подобное заведение. И его хозяева также никаких денег не жалеют на восстановление и сохранение здания. Сейчас решается вопрос о реставрации ворот особняка.
— В некоторых городах деревянные памятники свозят в один квартал, реставрируют и превращают в район-музей. Возможно ли такое в Тюмени?— В городе Кижи в Карелии именно так и сделали — свезли все памятники на остров и бросили. В результате они пришли в запустение, стали ветшать. Это может быть хорошим опытом, если в этих домах будут жить или работать люди. Без человеческого тепла и ухода дома умирают. В Тюмени тоже как-то хотели все памятники собрать на улице Дзержинского и сделать там пешеходную зону. Может быть, так и надо было сделать. Однако сейчас эту улицу уже заполонили новостройки.
**- Деревянные жилища — это дело прошлых лет или у них есть будущее?
**
— Уважающий себя человек должен жить не в каменном мешке, а только в деревянном доме! Ведь дерево — это энергия, которая исправляет и направляет человеческую жизнь. И в Тюмени появляется все больше людей, которые строят себе жилье именно из дерева. Некоторые и вовсе уже дошли до «украшательства» наличников и ворот — у меня бывают заказы на изготовление резьбы для деревянных усадеб тюменцев. Но пока для этого нужно быть очень богатым человеком, так как удовольствие не из дешевых.