Dipol FM | 105,6 fm

Многие сибирские иконы считались чудотворными

В Тюменском музее изобразительных искусств, расположенном в здании, где раньше базировался университет марксизма-ленинизма, открылась выставка "Свет миру духовному", составленная из коллекции сибирской иконы. О непростых взаимоотношениях людей и икон в Сибири рассказывает Ирина Мануйлова - старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства музея. ...

В Тюменском музее изобразительных искусств, расположенном в здании, где раньше базировался университет марксизма-ленинизма, открылась выставка «Свет миру духовному», составленная из коллекции сибирской иконы. О непростых взаимоотношениях людей и икон в Сибири рассказывает Ирина Мануйлова — старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства музея.Переселенцы везли с собой церкви
«Уже в Х1 веке иконы привозили новгородские, затем московские купцы, которые приезжали в наши края за пушниной. И Ермак пришел в Сибирь не только с войском, но и с походной часовней. Иконы жаловались в храмы русскими государями, митрополитами, зажиточными людьми. Дарили их местным церквям и часовням сосланные сюда декабристы и некогда блиставшие при дворе, а затем опальные Долгорукие, Меньшиковы. С середины ХVII века началось интенсивное заселение Сибири и переселенцы прибывали сюда порой целыми деревнями, вместе с разобранными церквями. С середины ХVII века в нашем регионе: в Тобольске, Тюмени, Ишиме, Рафайлово, Ялуторовске стали постепенно формироваться и свои иконописные центры. Работали в них поначалу мастера, приглашенные из Москвы, Суздаля, Новгорода, Владимира… А в 1638 году в Тобольске при архиерейском доме открылись иконописные мастерские, где многие десятилетия воспитывались местные профессиональные религиозные живописцы. Заказы шли и от храмов и от состоятельных людей, которые, зачастую соревновались друг с другом, чья домашняя молельня богаче украшена. Писались они и для массовой продажи. Например, в Тюменских мастерских Караваева, в Ишимской мастерской Багишева. К тому же, в местной иконописи существовало и такое направление, как народная икона. Это так называемый изобразительный фольклор, основанный на народных представлениях о Христе. Их писали в свободное от основной работы время непрофессионалы: ямщики, гончары, плотники. На ярмарках, в том числе и на знаменитой Никольской, которая проходила в Ишиме, были специальные иконные ряды, где продавались образа, как говорится, на любой кошелек».**Образа то покидали дома, то возвращались
** «Но наступили другие времена. Государственной политикой стали уничтожение храмов. Экспонировать иконы стало сложно. Тем не менее, иногда их показывали посетителям. Скажем, готовилась выставка из истории русской живописи. Специалисты музея шли к партийным начальникам и убеждали их разрешить им включить в экспозицию иконы, поскольку до 17 века на Руси другой живописи просто не существовало. А, в основном, лики святых хранились в запасниках, дожидаясь своего часа. Но и в то время музей продолжал пополнять свою коллекцию сибирских икон. Их дарили простые тюменцы. Приносили, говорили, вот, мол, бабушка хранила у себя, а теперь умерла, выбросить жалко, а держать дома не могу. Это не было массовым явлением, но на несколько десятков икон коллекция за советские годы увеличилась.
Когда люди снова потянулись в церкви, лики святых стали возвращаться в дома. С недавнего времени, пытаются возродить почти 400-летнюю традицию на иконописном отделении Тобольской духовной семинарии. Теперь случаи, когда музею дарят иконы, редчайшие. Наоборот, в последние годы несколько раз приходили те, кто когда-то отдал их нам, с просьбой вернуть. Это не очень приятно, но по-житейски понятно, старинные образа сегодня стоят дорого. Среди дарителей, которые и раньше, и сейчас бескорыстно передают музею и старинные иконы, и редкие книги, известные тюменцы — писатель и драматург Зот Тоболкин, травница Лидия Сурина, екатеринбургский журналист Юрий Рязанов». Только факты:
Народные иконы называли «краснушки», «чернушки», «полосатые», «щепные» (или лубочные), «малеванные».
«Краснушки» писались только охрой разных оттенков, а в «чернушках» преобладал черный цвет. В «полосатых» иконах фоны выполнялись в два цвета: верхняя часть светлой краской изображавшей небесный мир, нижняя — темной, олицетворявшей земной мир.
Для «щепных» икон бралась тонкая дощечка, чаще кусок луба, отчего существует другое их название — лубочные. На легком грунте писались лики Христа, Богоматери и Николы Чудотворца. Фон покрывался окладом из фольги с просечным и тисненым узором, иногда с росписью. Икона вставлялась в застекленный киот.
«Малеванные» иконы создавались малярами-артельщиками, ходившими по деревням и расписывавшими стены и потолки крестьянских горниц. На «малеванных» иконах святые изображались так же, как в настенных росписях. Знаменитые сибирские иконы
Первой достоверно датированной сибирской иконой считается «Знамение Божией Матери тюменской Знаменской церкви», выполненная в Тобольске в 1624 году Спиридоном — основателем тюменской купеческой династии со звучной фамилией Иконниковы. Самая знаменитая сибирская икона — «Богоматерь Знамение Абалацкая (Абалакская)». Она написана в 1637 году Матфеем Мартыновым, протодиаконом Софийского кафедрального собора Тобольска. Именно эта икона в годы гражданской войны была прихвачена отступающими колчаковцами и оказалась затем в Австралии. Среди других известных икон сибирская святыня — «Богоматерь Тобольская (Казанская)», «Образ Спаса Нерукотворного Тарханского», «Смоленской Божией Матери Суерской (Осиповской)», считающихся чудотворными, поскольку связаны с необычным характером их обретения; избавлением от несчастий (засух, эпидемий, эпизоотий) и других природных явлений; исцелением и т. д. Кроме того, ряд икон почитается в сельской местности. Это, например, «Образ Богородицы» из деревни Рябовой Викуловского района, «Святой великомученицы Евфимии» из села Прокуткинского Ишимского района. Кстати:
В архивах сохранился финансовый отчет об одной из миссионерских поездок времен массового крещения коренного населения Сибири. Согласно этому документу, 610 рублей было израсходовано на покупку ста оленей, 4 рубля — двух легких нарт, 2 рубля 50 копеек — на полпуда листового табаку, а 15 рублей — на «60 образцов хорошей живописи на кипарисовых досках», то есть, на иконы. Сегодня эти цены у нас в регионе колеблются от 800 рублей до 10 тысяч. А от нас вывозят иконы?
По словам ведущего специалиста отдела охраны культурного наследия Западно-Сибирского управления Росохранкультуры Ольги Баландюк, за последние полтора года попыток вывезти иконы за границу через Тюменскую таможню не зафиксировано. А вот кражи случаются. За это же время правоохранительные органы обращались в управление с просьбой провести экспертизу шести икон, обнаруженных после задержания похитителей. Они были украдены у частных лиц в Ялуторовском, Советском, Викуловском, Исетском районах, в Тюмени. Материальная стоимость этих икон разная: от 800 рублей — до трех тысяч рублей. Но, по мнению экспертов, в зависимости от региона сбыта и заинтересованности приобретателя цена может быть в разы выше. А вот, похищенная в начале этого года в Тюмени ценная икона «Богоматерь Знамение» (на фото), написанная в конце Х1Х века до сих пор не найдена. Правоохранительные органы продолжают ее поиски и просят читателей сообщить в милицию, если, вдруг им известно что-то, что поможет следствию. Ольга Германовна пояснила, что самая знаменитая сибирская икона — «Богоматерь Знамение Абалацкая (Абалакская)» не утеряна безвозвратно. Возможно, она вернется из Австралии на родину. Сейчас руководители Росохранкультуры ведут интенсивные переговоры на эту тему.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
«Библионочь» объединила тобольских книголюбов
«Библионочь» объединила тобольских книголюбов
Культурное мероприятие проходит в городе уже в тринадцатый раз.
#библиотека
#музей
#чтение
#мероприятие
#Тобольск
#Тюменская область
Тюменский специалист рассказала о немедикаментозных лечения головной боли
Тюменский специалист рассказала о немедикаментозных лечения головной боли
Причины этого популярного недуга могут быть самыми разными.
#медицина
#болезнь
#здоровье
#головная боль
На двухдневном фестивале «Музсходка» каждый третий участник исполнит рок
На двухдневном фестивале «Музсходка» каждый третий участник исполнит рок
От рокеров поступило более 100 заявок на участие из 358 в целом.
#фестиваль
#Музсходка
#Тюмень
#рок
#музыка
ФК «Тюмень» осталось провести шесть игр: расписание и соперники
ФК «Тюмень» осталось провести шесть игр: расписание и соперники
Клуб на шестом месте в турнирной таблице.
#ФК Тюмень
#футбол
#ФНЛ
#первая лига
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
Тюменцы стремятся заключить брак в первое воскресенье после Великого поста
Тюменцы стремятся заключить брак в первое воскресенье после Великого поста
Спрос на организацию вырос на 8,5%.
#свадьба
#новости Тюмени
#статистика