Вам когда-нибудь доводилось побывать в музее ночью? Думаете, в это время там большой замок на двери, а темные мрачные залы освещаются лишь проезжающими мимо автомобилями? Ничего подобного. Там настежь открыты все двери, нарушая покой окрестностей, грохочет музыка и клубится молодежь. Правда, бывает такое всего один раз в году, но все же недавно прошедшая ...
Вам когда-нибудь доводилось побывать в музее ночью? Думаете, в это время там большой замок на двери, а темные мрачные залы освещаются лишь проезжающими мимо автомобилями? Ничего подобного. Там настежь открыты все двери, нарушая покой окрестностей, грохочет музыка и клубится молодежь. Правда, бывает такое всего один раз в году, но все же недавно прошедшая в Тюмени акция «Майская ночь в музее искусств» сумела сделать невероятное: сломала привычный для многих стереотип, что музей — это пыль, тишина и вообще скука смертная. Подтверждением тому служит случайно подслушанный мной разговор молодого человека по телефону: «Я сейчас в музее Да не удивляйся ты так, тут просто клево! Приезжай, еще успеешь посмотреть».
Экскурсия в кромешной мгле
Перечислять каждое из нескольких десятков мероприятий, которые прошли в эту ночь, вряд ли имеет смысл. Кто был, тот впечатлился, кто не был — пусть кусает локти. Но программа, как рассказали сотрудники музея, была специально составлена таким образом, чтобы интересно было всем: и школьникам, и студентам, и пришедшим вместе с родителями маленьким детям. А началось все со смелого перекрытия автомобильного движения на улице перед музеем. Продолжилось конным и модным дефиле, ярмаркой искусств, оркестровыми концертами, русскими и японскими народными забавами. На первом этаже роскошный красный зал, инкрустированный драгоценной русской живописью XVIII-начала XX вв., «озвучивал» струнный квартет «Амати». Без сомнений самым популярным стал японский зал. Это Екатеринбургское общество «Япония» представило тюменцам выставку, посвященную японской кукле, и провело мастер-класс по каллиграфии и оригами. Любители всего таинственного бродили по виртуальной экскурсии «Тайна старой Тюмени» и в совершенно темном узком коридоре музея разглядывали лучшие образцы деревянного зодчества под свет выданного экскурсоводом фонарика. На чайной церемонии «Радуга вкуса» гостей по сходной цене кормили плюшками, ублажали 40 сортами чая и приятной классической музыкой.
Вышедшая после экскурсии Ольга призналась: «Тюмени давно пора было устроить такую акцию. Мне уже доводилось бывать на подобных мероприятиях, но это было за границей и однажды в Москве. По-моему, тюменская музейная ночь на фоне других выглядит очень достойно».
Музей — это модно?
Так, более чем эффектно, музей изобразительных искусств отметил сразу два юбилея — 420-летний Тюменский и собственный полувековой. После увиденного действа на широкую ногу этому заведению никогда столько и не дашь. О его второй молодости свидетельствует и главная цель акции — привлечение в стены музея тюменской молодежи, которая привыкла в большинстве своем развлекаться по вечерам. Превратить искусствоведческое солидное заведение в модное место — это более чем смелая задача, которую поставили перед собой тюменские музейщики. Удалось им это или нет, покажет время, но, по крайней мере, в ту ночь в залах было не протолкнуться, причем основными посетителями стали именно школьники и студенты, и многие из них в эту ночь пришли в тюменский музей искусств первые. Всего за несколько часов по четырем этажам музея и многочисленным экспозициям прошли тысячи посетителей. А об их серьезном отношении к представленным экспозициям без слов свидетельствовали даже основательно истрепавшиеся синие пластиковые бахилы на ногах и непрестанно щелкающие фотоаппараты, встроенные в сотовые телефоны. Но, пожалуй, больше всего меня удивила толпа молодых, терпеливо и молча стоящих в огромной, нескончаемой очереди к дверям музея. Это, пожалуй, было единственной издержкой организаторов акции — здание не вмещало в себя всех желающих, а потому посетителей запускали внутрь «порциями» по несколько человек. Как рассказала менеджер отдела музейных коммуникаций Ульяна Рассошина, произошло это потому, что сами сотрудники просто не предполагали такого количества посетителей.
Искусство на трезвую голову
Видимо, еще раз подтвердило свою живучесть известная фраза про то, что реклама — это мощный двигатель. Пропаганда ночной акции началась задолго до ее начала, на рекламную кампанию музеем было потрачено рублей. Деньги дали спонсоры. Да и негоже ни человеку, ни музею отмечать 50-летие скудной чашкой пустого чая. Конечно, в переносном смысле, потому что, как ни странно, распивающих пиво подростков в районе музея почти не было, хоть и работала неподалеку летняя кафешка с романтичным и соответствующим случаю названием «Чайная у Раневской». По всей вероятности, особая музейная аура способствовала исключительной трезвости посетителей. Нужны такие акции Тюмени и в будущем? Без сомнений! Это не мое мнение, а десятков посетителей, кому я задавала этот вопрос. И лишь охранники на входе в музей замахали на меня руками: «Не дай бог повторения подобного, мы здесь за год столько народа не увидели и уже с ног валимся от усталости».
Кстати:
Впервые настежь открыл свои двери на ночь один из музеев Франции в прошлом году, традиция тут же прижилась в Европе и докатилась до России. Первая такая ночь состоялась в Санкт-Петербурге в 2004 году, потом ее поддержала Пермь, а в этом году поступило предложение музейщикам Тюменской области.