Начало поэтического вечера Светланы Крючковой “Назначь мне свиданье...”, прошедшего недавно в ДК “Строитель”, задерживали, то и дело раздававшиеся аплодисменты неожиданно смолкали. И вот луч прожектора вырвал из темноты фигуру на сцене. — Как же она изменилась! — эхом пронеслось по залу. Но через несколько минут зрители, увлеченные действом, ловили ...
**Начало поэтического вечера Светланы Крючковой «Назначь мне свиданье
», прошедшего недавно в ДК «Строитель», задерживали, то и дело раздававшиеся аплодисменты неожиданно смолкали. И вот луч прожектора вырвал из темноты фигуру на сцене.
**
— Как же она изменилась! — эхом пронеслось по залу. Но через несколько минут зрители, увлеченные действом, ловили каждую реплику знаменитой актрисы. Она сыграла более чем в 60 фильмах («Старший сын», «Родня», «Женитьба», «Чучело», «Собака Баскервилей» и других), но для многих так и осталась Нелли Ледневой из «Большой перемены». Песней из кинофильма, снятого 35 лет назад, и открылся творческий вечер. «Мы выбираем, нас выбирают
» — звучало со сцены. «Как это часто не совпадает», — тихонько подпевали сотни голосов.
— Вы самая замечательная публика! — несколько раз во время концерта искренне восхищалась Светлана Крючкова.
Ее нисколько не смущало, что в зале до обидного много пустующих мест. Для кого-то цена входного билета (от 400 рублей) была неподъемной. Те, кто пришел, казалось, знали о творчестве актрисы всё. Соседка по ряду, к примеру, без запинки могла назвать фильмы с участием Светланы Николаевны. Как призналась Крючкова, она не помнит некоторых своих «киношных» ролей.
Когда снимается фильм, есть возможность сделать множество дублей, пока не получится задуманное режиссером. Другое дело — сцена. Актеру нужно забыть о бытовых проблемах — прожить чужую жизнь так, чтобы каждый сидящий в зале человек поверил в реальность происходящего на сцене, испытать чувства героя. Лишь когда опустится занавес, снова стать самим собой.
— Ни одна роль в кино не сравнится по силе, эмоциональной нагрузке с театральной. Я считаю себя прежде всего актрисой театра, — заверила гостья из Северной столицы. — Однажды мне довелось обследоваться в институте Склифосовского. Пошла делать кардиограмму — очутилась в реанимации. Тогда и подумала: если меня не будет на этом свете, что останется? Спектакль зрители помнят лишь несколько дней. Решила записать хотя бы голос. За восемь лет, прошедших с тех пор, удалось выпустить два диска с песнями из спектаклей Большого драматического театра, которых уже нет в репертуаре, «Мамаша Кураж», «Тихий Дон», стихами Марии Петровых.
Она — современница Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Бориса Пастернака. Женщина, в которую Мандельштам был влюблен коротко, сильно, безответно. Мария Петровых писала стихи в стол, не печатала их, считая, что не вправе этого делать. При жизни поэтессы вышел в свет только один маленький сборник. Ее книги — библиографическая редкость.
Больше десяти лет Светлана Крючкова на творческих вечерах, встречах читает стихи Марии Петровых. Увлеченность русской поэзией помогла актрисе помириться с режиссером Эльдаром Рязановым.
— Как-то мне предложили эпизодическую роль в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Прочитав сценарий, сниматься отказалась. Словно большой ребенок, режиссер обиделся, даже не здоровался при встрече, — призналась актриса. — Прошло много лет, и в 2000-м, когда снимали фильм «Старые клячи», мне снова позвонили из группы Рязанова, прислали жуткий сценарий.
Чуть позже выяснилось, что в «Старых клячах» подобралась чудная компания — Людмила Гурченко, Лия Ахеджакова, Ирина Купченко С такими актрисами фильм не мог быть плохим. Поехала на киностудию, со страхом вошла в кабинет Рязанова. «Вы знаете, в комедии звучит песня на стихи Марии Петровых», — успокоил режиссер. Это меня и подкупило.
Факты из биографии актрисы разноцветными нитями вплетались в программу поэтического вечера. Он воспринимался как моноспектакль, режиссером которого и была Светлана Крючкова. Ей без смены костюмов, пышных, ярких декораций (их заменили журнальный столик да стул) удавалось больше двух часов удерживать внимание публики.
Актриса мгновенно перевоплощалась из одной роли в другую. Вот на сцене лирическая героиня стихотворения Цветаевой, несколько секунд спустя — страдающая от неразделенной любви женщина из спектакля «Фантазии Фарятьева».
Еще совсем молодой, только переехав в Санкт-Петербург вместе с мужем Юрием Векслером (он снимал кинокартину «Старший сын»), Крючкова играла в этой постановке Большого драматического театра. Георгий Товстоногов принял актрису на работу по договору, сразу предложив роль Любы в «Фантазиях Фарятьева»
— Удивившись, спросила у Георгия Александровича: «Посмотрите на меня, неужели я похожа на школьницу?» — улыбалась Светлана Николаевна. — «Не похожа, но нам такая и нужна», — последовал ответ.
Придирчивые критики пытались закрыть «Фантазии Фарятьева», потому как я играла несоветскую школьницу, а Сергей Юрский, исполнявший главную роль, совсем не выглядел положительным героем.
Философский спектакль о жизни, любви недолго продержался в Большом. Но мы стали играть его во Дворцах культуры. Зрителей приходило даже больше, чем обычно в театр.
Сколько событий произошло с тех пор, всех и не перечислишь за время короткой встречи. Но актрисе хотелось как можно больше рассказать о себе. Сейчас она руководит собственным театром-студией, который существует с 2003 года. Играют в нем выпускники курса Светланы Крючковой. Бывшие студенты Санкт-Петербургского университета профсоюзов решили не расставаться с педагогом, так и появился театр-студия.
— У нас есть замечательная постановка по пьесе Людмилы Разумовской «Домой!» Пять лет подряд спектакль о брошенных, никому не нужных подростках — беспризорниках, скитающихся по чердакам и подвалам Петербурга, идет с аншлагом, — заверила актриса. Растроганная доброжелательностью публики, она делилась самыми сокровенными воспоминаниями, раскрывала свои маленькие секреты (благо в зрительном зале сидели в основном женщины), и к концу вечера вдруг показалось, что передо мной — добрый знакомый, с которым просто давно не виделись."Тюменские известия"