Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Я бывший учитель. Бывший по трудовой книжке, но, как мне кажется, в жизни остаюсь им всегда.    Может, поэтому для меня важна тема, которая в прессе и на телевидении мелькает довольно часто. Речь идет о нашем языке, о том, как и что мы говорим.    Вероятно, многие подумают: «Вот еще одна училка наставляет нас на путь истинный!». Хотелось бы сразу оговориться: ...

Я бывший учитель. Бывший по трудовой книжке, но, как мне кажется, в жизни остаюсь им всегда. Может, поэтому для меня важна тема, которая в прессе и на телевидении мелькает довольно часто. Речь идет о нашем языке, о том, как и что мы говорим. Вероятно, многие подумают: «Вот еще одна училка наставляет нас на путь истинный!». Хотелось бы сразу оговориться: если кому-то покажется, что все, о чем я пишу, слишком едко или нравоучительно, то это совсем не так. Мне хочется проблему рассмотреть с разных сторон. Хочется, чтобы люди, которые занимаются самообразованием, самовоспитанием, могли увидеть себя со стороны, узнать свои промахи и ошибки. Вспомните, как искренне мы хохочем над рассказами юмористов, которые высмеивают несуразицы в разговорах, объявлениях, деловых бумагах. Ситуации часто вполне узнаваемы, но в большинстве случаев мы не относим все сказанное к себе. Я надеюсь, правда, слабо, что приверженцев чистоты (заметьте, не стерильности!) русского языка прибавится после публикации моего скромного сочинения. Часто ведь человек не знает, не задумывается над тем, что делает что-то неверно. Обозначив для себя проблему и пути ее разрешения, он становится на путь исправления ошибок, надо лишь ему помочь в этом. Помните у классика: «В человеке все должно быть прекрасно…», далее он говорит и о мыслях, и о чувствах. А чем мы их выражаем? Правильно, словами. В институте любила преподавателям задавать каверзные вопросики. Но все же и оттуда вышла, как выяснилось, с большими пробелами в знаниях. Помогала мне избавляться от них моя квартирная хозяйка Анна Ивановна — пенсионерка, бывший библиотекарь и учитель русского языка. Она терпеливо, очень корректно исправляла мои ляпы в речи (например, я говорила: «прийти со школы»). Она учила меня чаще обращаться к словарям, если возникают вопросы в ударении, правописании, толковании слов. Я делала это и раньше, но лишь по самой крайней необходимости. Анну Ивановну я вспоминаю с благодарностью и теплотой — помимо вопросов русской речи, она научила меня еще многому, что потом пригодилось в жизни. Думаю, что и сейчас речь моя не безупречна. Есть вещи, в которых я уверена, в чем-то сомневаюсь, чего-то просто не знаю, поэтому постоянно правлю себя по словарям, хотя язык гибок, переменчив, многообразен, нормы меняются. И все же основная, общеупотребительная лексика, думаю, доступна всем. Начну со случая, который мне рассказала девочка из моей группы во время учебы в институте. Было это много лет назад во время тотального дефицита и очередей. Моя приятельница стояла в такой живой веренице для того, чтобы попасть в кулинарию. К очереди подошла женщина и спросила: «Кто в кулинарии, ю последний?» (кстати, в советское время часто говорили «крайний», что неточно, так как крайних, по меньшей мере, двое — первый и последний). Женщине ответили, а одна решила поправить: «Не в кулинари, ю, а в кулина, рию!». Стали спорить. Во время спора подошла еще одна покупательница и громко, чтобы перекричать спорящих людей, спросила: «Кто в кулинарку последний?». Смеху в очереди было! Но смех смехом, а в жизни то и дело сталкиваешься с подобным пренебрежением (или незнанием) норм речи, связанных с ударением в словах. «Зво, нит» вместо «звони, т», «обеспече, ние» вместо «обеспе, чение».Дикторы и Центрального, и региональных отделений телевидения в ругаемое ныне время застоя были эталоном русской речи. Теперь же такие перлы можно услышать: «преми, ровать», «бульдозера», «трактора»! Часто, не зная точно нормы в каком-либо случае, я опрометью бегу к словарю. Для меня было в новинку, что следует говорить: «небо проя, снилось», «роса заи, скрилась», «подро, стковый клуб», «му, скулистый торс», хотя допустимо и «мускули, стый», «брелоки», а не «брелки». Я ничуть не в обиде, что узнала что-то новое. Еще в детстве родители говорили мне: «Не страшно не знать — стыдно не пытаться узнать!». Обычно в качестве довода правильности речи людям, считающим, что можно говорить так, как хочешь, я привожу их собственное имя. Ведь если тебя зовут Ива, н, вряд ли тебе понравится, когда скажут И, ван? Конечно, в том случае, если ты не болгарин. Там как раз с таким ударением произносят это имя. А с другими именами еще интереснее — попробуйте перенести ударение в собственном имени, чаще всего полная тарабарщина получается. Однажды вела спор с молодым человеком, который на мое замечание о том, что он настаивает на совершенно определенном произношении своего имени и фамилии, сказал: «Это же фамилия! Имя! При чем здесь все остальные слова?» А в чем разница? Ты можешь защищать свое имя и фамилию, а у предметов, понятий, действий тоже они есть. Только вот беда — не могут за себя постоять! Еще одно распространенное мнение: «Подумаешь, сказал не так! Все же понятно!» А если бы сказал правильно, хуже бы поняли? Вряд ли. Просто позиция «сойдет и так», мягко говоря, несолидна, неубедительна, незрела. Вовочка, отвечая урок, рассказывает учителю: «Наступила осень, птицы улятели».Учитель: «Как, почему „улятели“?!» Вовочка: «Дык, Марь Ванна, клявать им нечего, вот и улятели!» Этот анекдот напомнил мне еще один интересный пласт в разговорной речи. Чудеса словообразования (а иногда словообрезания) и употребления различных выражений я наблюдаю в обыденной жизни нередко. Слова «потудова» и «посюдова» я впервые услышала, приехав жить в Ситниково. В моей родной Омской области так никто не говорил. Есть очень простая замена этим словам: «тут», «там», «здесь», а иначе вполне правомерно говорить «потамово» и «поздесево». Но до такого пока еще никто не додумался. Или «налаживать», «вылаживать» и тому подобное вместо «накладывать», «выкладывать» как вам нравится? Глагол «класть» — это вообще особый случай, об этом позже. Хотя еще в школе должны были научить его употреблению. Я не против диалектных слов. В каждой местности они есть. В конце 80-х годов мой папа ездил на курорт в Львовскую область, где его соседом по комнате был мужчина из глубинки европейской части России. Он писал письмо жене, диктуя сам себе вслух: «Отпиши, как живешь, как дети, как ты со скотиной обряжаешься». Забавно, правда? Но какое интересное слово! Там так говорят. Здесь я, например, узнала что «фамбары» — это рюши, воланы на одежде, «яниться», «квелиться» — капризничать, недомогать. Без таких слов язык был бы скучен, однообразен, сух. Ну, а как ответить на вопрос: «Кого вы тут делаете?» Мне все время хочется сказать: «Крокодильчика!» И почему «кого», а не «что»? Зачем нужно писать: «Отчет за май месяц»? Разве слово «май» в данном тексте обозначает год, неделю, день? Разве май — это не пятый месяц года? А теперь о двух глаголах, которые употребляются неправильно. На самом деле таких слов гораздо больше, но слова «класть» и «надеть» часто встречаются в обыденной жизни, причем в неверных формах. Помните, в фильме «Доживем до понедельника» герой Вячеслава Тихонова делает публичный разнос учительнице начальных классов за слово «ложат»: «Нет такого слова в русском языке!» Вот и сейчас компьютер подчеркнул мне его при печати. В жизни же сплошь и рядом мы сосуществуем с «несуществующим» словом (извините за тавтологию). Итак, в «чистом виде» — только «класть»! С приставкой или оборотным — ся можно и «ложить» — положить, уложиться, выложить, ложиться. Но не в коем случае «налаживать», «вылаживать», «подлаживать» — только «накладывать», «выкладывать», «подкладывать», что я уже упоминала выше. А глагол «надеть», похоже, вообще мало кому известен. Вместо него говорят «одеть», но одевают кого-то, а вещи только надевают. Своим ученикам я читала стихотворение Елены Благининой, хорошо иллюстрирующее игру этих двух слов: Мама песню напевала, одевала дочку. Одевала — надевала белую сорочку. Хотелось бы, чтобы эти два слова, звучащие в повседневной жизни многократно в течение дня, употреблялись правильно. Есть еще одна крайность в нашем языке, пришедшая из времен собраний и совещаний. Это «казенщина» — привычка так заорганизовать словесный поток, что не сразу поймешь, о чем идет речь. Один из преподавателей института, говоря о таком «деловом стиле» в языке, рассказывал, как солидный дядя с портфелем совершенно серьезно спрашивал у ревущей девочки: «По какому вопросу плачешь?"Всевозможные дилеры, маркетологи, супервайзеры заполонили делопроизводство, страницы печати, телевидение да и всю нашу жизнь. Не спорю, современная действительность такова, что появление западной терминологии вполне объяснимо и необходимо, понятно, что многим из этих слов просто нет аналогов в русском языке. Кажется, что родному слову нет места в современном деловом мире и просто в жизни. Еще одна вещь огорчает и возмущает — грубые выражения, мат, заполонившие нашу действительность, ставшие, по-моему, национальным бедствием. В дореволюционные времена вера во Христа не позволяла употреблять подобные слова, и хотя они, конечно же, существовали, явление не носило такого массового характера. Сейчас же большая часть населения от ребенка до старика, от деревенского мужика до олигарха и депутата Думы не стесняется в выражениях даже в публичных местах. Здесь, как мне кажется, проблема уже не языковая, а этическая. Недостаток воспитания выплескивается на нас потоком нецензурщины, и редко кто осмеливается поставить заслон подобному хамству, да это и небезопасно для здоровья. Зато часто выпускники школы, в совершенстве владеющие матерщиной, косноязычны при обычном общении, не могут связать и двух слов, употребляя лишь простые, нераспространенные предложения, упоминавшиеся уже слова-паразиты («ну», «вот», «это самое»). Конечно, не все молодые люди такие, слава Богу. Все же общий уровень знания русского языка, к сожалению, падает. Дети все меньше читают, и языковые, и поведенческие установки берут не из «классиков и современников», а на видео, DVD, на телевидении. Не самые лучшие воспитатели и учителя в наши дни, как я думаю. Много лет назад, когда я начинала работать в школе, преподаватель физики и математики говорила «резетка» вместо «розетка», «бо, льшая и меньшая половина» (что это за половины такие, если одна больше, а другая меньше?). Думаю, не помешало бы знание норм русского языка учителю, преподающему точные науки. А уж что говорить о психологах, социологах, юристах? В древних школах учили логике, риторике (правда, только мальчиков), учили краткости изложения и точности мысли. Как мне кажется, именно этого не хватает в программах для общеобразовательной школы. В гимназиях, лицеях такие занятия проводятся. Хотелось бы, чтобы и в сельских школах, если не в обязательном порядке, то в виде занятий по интересам самые пытливые ребята получили бы возможность научиться правильно и убедительно говорить и писать. А в нашей сельской школе в учебном плане сокращено время на обучение русскому языку (впрочем, математики и многих других предметов тоже). Сделано это с формулировкой «оптимизация учебного процесса», т. е. основная программа по предметам сокращена, а те, кому нужно более углубленное изучение какого-либо предмета, будут платить деньги (велики ли они в селе?). А потом говорят о равных возможностях городских и сельских детей при сдаче ЕГЭ. Обидно! Возможно, углубленное изучение языка, а также изменение точки зрения на проблемы в обществе позволит поднять общий уровень грамотности. Иногда, когда я по долгу своей нынешней работы читаю объяснительные и служебные записки, кажется, что пора возвращаться к ликбезам. Вспомнила анекдот о молоденькой секретарше, которая жалуется подруге на шефа: «Понимаешь, он неплохой, но зануда страшный — почему-то считает, что все слова пишутся строго определенным образом».Наверное, утомила я вас докучливыми рассуждениями? Если кому-то стало неинтересно, скорее всего, уже перестал читать все написанное мной, а тому, кто имел терпение дойти до конца, выскажу еще одну идею (возможно, слишком пафосную и не очень новую). Сейчас часто говорят и пишут о возрождении религии, духовности, патриотизма. Как мне кажется, все эти идеи вмещает в себя любовь, бережное отношение к родному языку, стремление изучать его во всех проявлениях. Разве чтение классической литературы, которая, бесспорно, являет нам образцы речи, не приобщает нас и к истории религии, не учит духовности и патриотизму? По-моему, нет лучшего способа узнать родной язык. А уже потом можно заняться изучением современных форм его проявления и создать свой, индивидуальный стиль в вербальном общении, как устном, так и письменном, постоянно улучшая его. Думаю, что многие пытливые, ищущие умы сами пришли к подобному выводу. А кто-то еще в самом начале этой дороги. Надеюсь, что таких людей со временем будет все больше. Мне хотелось бы найти попутчиков.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
В Новосибирской области моральный вред, нанесенный пожилой женщине ограблением, оценили в 150 тысяч
В Новосибирской области моральный вред, нанесенный пожилой женщине ограблением, оценили в 150 тысяч
Пьяный злоумышленник вырвал у нее сумку.
#ограбление
#суд
#прокурор
#решение
#моральный вред
#Новосибирская область
#тк
Ларинготрахеит у малыша: важные рекомендации для родителей
Ларинготрахеит у малыша: важные рекомендации для родителей
Любое лекарство - только по назначению врача и согласно инструкции.
#малыш
#болезнь
#скорая помощь
#врачи
#новости Тюмени
#тк
#советы
В Тюменской области суд приговорил должника по алиментам к исправительным работам
В Тюменской области суд приговорил должника по алиментам к исправительным работам
Средства на содержание дочери он не выплачивал больше 10 лет.
#суд
#алименты
#решение
#содержание
#Ишим
#Тюменская область
#тк
Традиционные рождественские вертепы украсили храмы Ямала
Традиционные рождественские вертепы украсили храмы Ямала
В вертепах с большой точностью воспроизведена сцена Рождества Христова.
#Рождество
#вертеп
#украшение
#храм
#ЯНАО
#тк
Тобольский суд отменил взыскание долга с наследства погибшего участника СВО
Тобольский суд отменил взыскание долга с наследства погибшего участника СВО
Наследница погибшего представила суду подтверждающие документы о смерти К. при выполнении задач СВО.
#суд
#долги
#СВО
#взыскание
#решение
#Тобольск
#Тюменская область
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять