По многолетней и неслучайной традиции День кукольника (21 марта) Тюменский театр кукол празднует аж целую неделю, вплоть до Международного дня театра (27 марта).
По многолетней и неслучайной традиции День кукольника (21 марта) Тюменский театр кукол празднует аж целую неделю, вплоть до Международного дня театра (27 марта). Каждый год героем «творческой семидневки» становится кто-то из любимых детворой актеров. На этот раз героев двое — Грязнов и Перепелкин. Первый — главный режиссер, второй — главный художник. В нынешнем сезоне, кстати, 65-м — юбилейном, каждый из них отпраздновал пятидесятилетие со дня рождения. Стало быть, оставайтесь главными и на «Неделе кукольника»! Вот вам проект «Раз Сергей, два Сергей, раз спектакль, два спектакль…». Каждый день с 21 по 27 марта зрители театра кукол будут смотреть спектакли, созданные Грязновым и Перепелкиным в тандеме. Следите за афишей! О Сергее Перепелкине газета «Тюменская область сегодня» писала в декабре 2010 года. Этот одаренный человек — не только художник. Он и критик, и меломан… Очень чуткий и деликатный. Интервью с Сергеем Грязновым — с пылу, с жару. Этот герой — как огонь. Энергия в нем не спит — бушует и рвется наружу. Один голосище чего стоит! Ничего удивительного…— Сергей Анатольевич, вы, вроде, начинали как театральный актер?..— Так я и не заканчивал!— Зачем же тогда режиссерство? — Все получилось плавно. Окончил театральное училище. Поработал актером, поучаствовал в самодеятельности. Потом театральный институт, где с актерского факультета перешел на режиссерский — место свободное появилось. Видимо, меня ждало.— Театральная среда — мечта? — Да! В школе (родился я в небольшом шахтерском поселке недалеко от Караганды) постоянно организовывал вечера, игры КВН, придумывал «спектакли».— Как это часто встречается, вырос в рабочей семье?— Именно так. Семья была рабочей, но не лишенной, что называется, домашнего творчества. Мама и папа вместе с друзьями и нами, ребятишками, пели и танцевали «под пластинку». Говорят, на сцену я впервые вышел в четыре года. — Что за «роль»? — В наш поселковый Дом культуры приехал цыганский ансамбль. Родители рассказывают: когда зазвучала музыка, я рванул с рук и весь концерт проплясал вместе с артистами. — Ваш приезд в Тюмень целенаправленный? — В Свердловском теат-ральном институте со мной вместе учился актер Тюменского театра драмы Толя Алексеев. Вот он-то и устроил «сюрприз»: подошел к главному режиссеру Александру Цодикову и рассказал обо мне. Цодиков передал свой телефон и предложил приехать на пробы… В итоге мы с женой перебрались в Тюмень.— Навсегда?— Нет. Я жил и играл в Тюмени, а доучивался в Свердловске. После окончания вуза получил приглашение в Свердловский академический театр драмы. Кто от такого подарка откажется?! Потом был Омск. А десять лет назад директор Тюменского театра кукол Василий Пустыльников предложил поставить детский спектакль. После него получил приглашение стать главным режиссером.— Что за спектакль? — «Не хочу быть собакой». В первой редакции.— Как отбираете материал для работы? Предполагаете ли заранее: вот это — хит, а вот то — нечто средненькое? — Если кто-то в нашей среде серьезно так думает, мне его жаль… Это неправильно! Работа с материалом — составляющая режиссерской профессии. Нужно постоянно искать сюжеты, тексты, определять системы кукол для разных возрастных аудиторий. Не стоит забывать о так называемой «нетленке» — базовых в воспитании ребенка постановках.— Для какой аудитории интереснее ставить?— Для всех детей интересно. А вот легче — для более старших. Можно использовать условности, рассчитанные на подсознательное мышление. В этом возрасте ребенок уже может оценивать. Малышам нужно рассказывать внятно, можно сказать, примитивно. Но это, поверьте, непросто. Потеряешь нить — потеряешь зрителя. Он либо заплачет, либо засобирается домой, либо зай-мется своими делами.— Захрустит шоколадкой, например?— Если хрустит, значит, неинтересно — сами виноваты. Это ребенок, который в отличие от взрослого еще не живет в рамках условностей, культурного имиджа.— Любимые постановки? — Безусловно, все. Как родные дети. Но у кого-то из них есть проблемы, у кого-то их нет — все равно не разлюблю.— Нашли ли вы как режиссер своего актера? — Искать актера, чтобы делать на него весь репертуар, — не мое. Я должен собрать талантливую и мобильную труппу! Конечно, невозможно сделать так, чтобы все актеры были заняты равнозначно. Моя задача — заинтересовать каждого таким образом, чтобы даже маленькая роль для него была важной и желанной. **- Планы?— С 1 апреля кукольный театр приступает к постановке «Мойдодыра». Этот спектакль репетирует Галина Коптяева. Скоро начнем с Перепелкиным разрабатывать концепцию спектакля «Приключения Незнайки».— В другие города выбираетесь? — В Омск…— По старой памяти? — Там идут спектакли, в которых я занят («Кавказский меловой круг», «Дядя Ваня», «Васса Железнова») и которые ставил как режиссер («Веселый балаганчик», «Не хочу быть собакой»). Езжу во Владивосток. Там играю в «Последних», «Темной истории». Там же идет мой «Волшебный дождик».— А заграница? — Туда только на гастроли. Сейчас веду оседлый образ жизни — набран актерский курс в колледже искусств, ребята требуют много внимания.— Наверняка кто-то из них в будущем станет актером театра кукол? — Кое-кто уже играет в репертуарных спектаклях.— Талантливых Аню и Сашу Ганичевых, Антона Нестеренко и Надю Черемнову тоже вы в Тюмень привезли?— Да!— Что это за хобби такое — поиск успешных? — Формирование труппы — одна из задач режиссера.— Как вас на все хватает? — Не хватает…— Что для вас значит фестиваль театров кукол «Золотой конек»?— Возможность проверить свои силы в том виде искусства, которое для меня не является базовым, изначальным… На двух последних «Золотых коньках» взял первый приз. Предпоследний раз — за спектакль «Поющий поросенок». Последний — за спектакль «Двенадцать месяцев».— Что будет дальше? — Снова работа.— В чем счастье? — Счастливый человек тот, который договорился с собственной душой. Меня никто не гонит на работу из-под палки. Это уже хорошо!Василий ПУСТЫЛЬНИКОВ, директор Тюменского театра кукол: — Сергей Грязнов и Сергей Перепелкин — творческое достояние нашего коллектива! Это люди, которые создают культурный имидж театра и отчасти города. Что касается юбилейного сезона, то к нему мы подошли с большим багажом традиций и новых идей, которые позволяют конкурировать с… телевидением. Здание построено предшественниками. В 2003 году оно было реконструировано, но удалось сохранить мозаичное и керамическое панно, дуб, часы, технически оснастить зал… Я рад, что театр развивается. Не без помощи эффективного менеджмента: государственные субсидии составляют 50 процентов, остальные средства зарабатываем сами. Накануне Дня кукольника спешу пожелать коллективу свежих идей, здоровья и благополучия!