Dipol FM | 105,6 fm

В эти дни оленеводы Ямальского района гонят свои многочисленные стада с лесной зоны к берегам студеного Карского моря, преодолевая более 800 километров в одну сторону. Вот-вот ожидается появление первых оленят, и люди спешат к местам отела животных. По дороге им надо заехать в фактории, запастись продуктами и другими необходимыми в хозяйстве вещами ...

В эти дни оленеводы Ямальского района гонят свои многочисленные стада с лесной зоны к берегам студеного Карского моря, преодолевая более 800 километров в одну сторону. Вот-вот ожидается появление первых оленят, и люди спешат к местам отела животных. По дороге им надо заехать в фактории, запастись продуктами и другими необходимыми в хозяйстве вещами на все лето. Как готовы фактории к весенним работам, есть ли там все необходимое — это выясняла на днях комиссия, возглавляемая первым заместителем главы Ямальского района Юрием Шаповаловым. Оказался в составе комиссии и редактор окружной газеты «Нарьян Нгэрм» Хабэча Яунгад.

По календарю два месяца уже как весна, а в высоких широтах Ямала до сих пор правит бал зима. Внизу под вертолетом раскинулась белоснежная пустыня, ни прогалинки. Но вот и первый пункт назначения, на горизонте появляются очертания нескольких заснеженных балков. Это фактория Ярото-Пев. Одни принадлежат ярсалинской потребкооперации, вторые — частному индивидуальному предприятию «Север».

— Заготовитель уехал в районный центр, — сообщил вышедший нам навстречу сторож потребкооперации Михаил Худи, — повез сдавать мясо, рыбу, окостенелые рога. А соседи, работники «Севера», на двух вездеходах ночью привезли продукты, сейчас отдыхают, — добавил он деловито.

Значит, с продуктами здесь все в порядке. Винтокрылая машина поспешила дальше, ведь предстоит облететь еще много факторий. Внизу промелькнули домики новопортовского потребобщества, там мы даже не приземлились.

— Почему? — интересуюсь у Юрия Худи, заместителя главы Ямальского района по делам АПК и КМНС.

Он только развел руками, мол, и так сверху все видно.

А тундра меж тем живет своей жизнью. С высоты птичьего полета видно, как передвигаются оленьи стада, как от вертолетного шума разбегаются в разные стороны песцы и зайцы. Наконец открывается перед нами панорама великих Нейтинских озер. Это историческое место. Русские купцы в свое время прибывали сюда из самого Архангельска. Шли вдоль западного побережья полуострова Ямал, далее проводили суда в устье реки Мутной Се-Яхи. У ее истока заходили в озеро Нёй-то, затем волоком тащили свои торговые суда через узкий перешеек в другое озеро Неё-то, откуда берет свое начало одноименная река, впадающая в Обскую губу. На этом живописном месте и обосновалась фактория Яра-Хой (совхоз «Ямальский»). Четыре года здесь руководит Пыяри Окотэтто. Как ни странно, за сутки до нашего приезда сюда тоже привезли продукты. Скрупулезные члены комиссии решили проверить качество привезенного товара, дату выпуска, сроки хранения, наличие сертификатов, но ничего криминального не нашли.

Делаем дозаправку вертолета в Се-Яхе, принимаем на борт тундровиков. Они, видно, по делам приезжали в центральную усадьбу совхоза «Ямальский», а теперь вот с оказией появилась возможность вернуться обратно в тундру. Кстати, теперь мы держим путь к 72-й параллели, проливу Малыгина. Здесь расположилась самая дальняя фактория совхоза «Ямальский» — Яра-то, или Дальний Хой. Картина, что нам открылась, наводит тоску: никаких магазинов, даже самого малого балочка — ощущение такое, что нога человека, если и ступала сюда, то очень-очень давно. Зато летевшая с нами в вертолете Мелне Яунгад с малышкой была чрезвычайно рада. Ведь вертолет приземлился аккурат около ее чума.

Вертолет в тундре не частый гость, а потому обитатели стойбища не преминули воспользоваться случаем, вышли к нам, рассказали о наболевшем. Так, Валентина Окотэтто, говорит, что давно к ним не заглядывали медицинские работники, да и представители администрации, совхоза, торгующих организаций здесь бывают нечасто. Про доставку почты вообще разговор особый. Вон, не так давно Хасавамбой, муж Валентины, преодолел четыреста километров до ближайшего поселка, чтобы получить пособие на детей да так называемые кочевые, причитающиеся тундровикам.

Еще более удручающая картина предстала перед комиссией на фактории Тамбей. Кстати, она тоже числится за совхозом «Ямальский». Благополучная в советское время торговая точка, теперь в полном запустении. Кирпичные трубы, торчащие из снега, оборванные линии электропроводки, покосившиеся домишки… Управляющий всем этим хламом Эдуард Вануйто отдувался как мог, но хвалиться особо было нечем. Электричество подается с перебоями, угля и дров нет. В общем, полная разруха. Комиссия даже несколько опешила от такой картины. Несколько разрядил обстановку Хайрулла Файзулаев, главный врач, депутат представительного собрания Ямальского района. Тут же на месте он решил проблему с медицинским обслуживанием — принял на работу разъездным фельдшером Викторию Худи, сразу подобрал помещение под будущее отделение ФАПа. Забегая вперед, скажу, что таким же образом была решена подобная проблема в Яптик-Сале. Но в остальном все осталось по-прежнему. Так и провожали нас с немым укором до вертолета жители Тамбея.

И снова в небе. Следующий наш пункт назначения — Сабета, принадлежащая ООО «Тамбейнефтегаз». В трех местах горят факелы — жгут попутный газ, на рейде стоит ледокол «Таймыр» с нефтетопливной баржей. Компетентные члены комиссии пояснили, что за один рейс отсюда в неизвестном направлении отправляется порядка 17 тысяч тонн сырья в виде конденсата. Навскидку это стоит примерно 11,5 миллиона американских долларов.

— Вот где деньги!!! — невольно ахаю я, — а ведь на обустройство всех факторий Ямала будет достаточно всего лишь процента от этой громадной суммы.

— На федеральном уровне о нас не знают, или тот процент, о котором вы говорите, оседает неизвестно где. А таких, как мы, безденежных, по Ямалу пруд пруди. На всех, видно, не напасешься, — последовал лаконичный ответ одного из членов комиссии.

Ночь застала нас в Се-Яхе, а с утра снова в полет. Берем курс на Яптик-Сале — это настоящее сосредоточение проблем в Ямальском районе. Накануне моего отлета в редакцию газету «Нарьяна Нгэрм» как раз из этого населенного пункта пришло письмо за подписью 65 человек. Все они проживают либо в поселке, либо в близлежащей тундре. Авторы сообщают, что с банкротством некогда богатого новопортовского рыбозавода Яптик-Сале пришел в полный упадок. Впрочем, что письмо, вертолет уже встречают жители, которые и сами могут рассказать о своих проблемах. Конечно, много эмоций, но ведь и действительно, кто считается с мнением селян при принятии важных решений. Так наверху решили переселить яптиксалинцев в Мыс Каменный, мол, там с жильем проблема стоит не так остро. Так-то оно, может, и так, но работы-то там нет, а на что жить, чем платить за квартиру? Вот и возвращаются люди обратно в свои Яптики, здесь попривычнее. Правда, и здесь нет ни работы, ни нормального торгового обслуживания, разве что места родные.

Конечно, есть в поселке магазинчик, держит его предприниматель Анатолий Савчук. Но цены здесь заоблачные, что оправдывается удаленностью населенного пункта, сложной транспортной схемой, так что позволить себе покупки у частника местные жители редко могут. Люди предлагают, может, какая-нибудь нефтяная компания возьмет над нами шефство, организует здесь свое подсобное хозяйство — местные жители ловили бы рыбу, сдавали им, а взамен получали продукты, услуги. А муксун-то здесь ловится прекраснейший… Правда, федеральный центр вряд ли разрешит такой компромисс, ведь «горбатый» — рыба ценная, да и запасы его с каждым годом тают, как бы ямальский сиг не перекочевал в Красную книгу. Потому вылов его строго лимитирован. Правда, это совершенно не мешает браконьерскому лову, который здесь процветает.

… В тридцатые годы прошлого века задача обеспечения тундрового населения считалась архиважной и была объявлена государственной. В настоящее время от всех факторий, некогда слывших островками цивилизации, остались одни названия. Как возродить их, кто этим должен заниматься? Ведь без них и без того суровая жизнь тундровика становится еще сложней. Задачу эту не могут осилить мелкие предприниматели, не справляются с ней и сельхозпредприятия. Наверное, надо выходить с этой проблемой на федеральный уровень. Может, тогда фактории получат новую жизнь?«Тюменские известия»

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Аварийная ситуация: в части Тюмени нет света
Аварийная ситуация: в части Тюмени нет света
Работают аварийные бригады.
#отключение
#авария
#свет
#СУЭНКО
#Тюмень
#новости Тюмени
Из-за майского снегопада в Тюмени падают деревья
Из-за майского снегопада в Тюмени падают деревья
Майский снег стал неожиданностью для многих.
#снег
#деревья
#снегопад
#стихия
#Тюмень
В Заречных микрорайонах Тюмени второй день подряд отключают свет
В Заречных микрорайонах Тюмени второй день подряд отключают свет
В кол-центре администрации Тюмени сообщают о повреждении на линии.
#Тюмень
#СУЭНКО
#электричество
#свет
#о 3
#новости Тюмени
Из Германии в Тюменскую область: как Вильма Фогель осуществила мечту
Из Германии в Тюменскую область: как Вильма Фогель осуществила мечту
Программа переселения соотечественников действует в Тюменской области с 2013 года.
#переселение
#Тюменская область
#программа
#помощь
#соотечественники
Тюменки, приближавшие Победу: о героинях военных лет рапссказала волонтер 55+
Тюменки, приближавшие Победу: о героинях военных лет рапссказала волонтер 55+
Встреча прошла в Менделеевке.
#Великая Отечественная война
#Тюмень
#история
#Победа
#9 Мая
#герои
#женщины
#память