Dipol FM | 105,6 fm
92.05
98.64

Дорогу в вуз проложит репетитор

В состоянии ли одиннадцатиклассник подготовиться к поступлению на бюджетное место в вузе, опираясь при этом только на школьные уроки и самостоятельные занятия? Большинство из тех, кто знаком с современным образовательным процессом, отвечают однозначно: нет. Разумеется, речь не идет об одаренных ребятах, способных стать студентами еще в 10 классе. Нас ...

В состоянии ли одиннадцатиклассник подготовиться к поступлению на бюджетное место в вузе, опираясь при этом только на школьные уроки и самостоятельные занятия? Большинство из тех, кто знаком с современным образовательным процессом, отвечают однозначно: нет. Разумеется, речь не идет об одаренных ребятах, способных стать студентами еще в 10 классе. Нас интересует судьба большинства — той самой середины, на которую и рассчитана школьная программа — от планов учителя на каждый урок до контроля знаний.

Кто поможет выпускнику?

Эмоциональное напряжение, которое испытывают родители нынешних выпускников, велико: оценки за курс средней школы благодаря введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) приобрели куда большую нагрузку, чем в пору их собственного ученичества. Но его не сравнить с тем грузом ответственности, что несут на своих плечах сами подростки. Ведь сегодня получить «удовлетворительно» на ЕГЭ означает лишить себя права учиться в вузе на бюджетном месте (иногда для этого достаточно даже четырех баллов): конкуренция среди абитуриентов очень высока.

Мнение учителя

Русский язык — один из тех предметов, который обязателен для сдачи каждым выпускником. Он идет в зачет при поступлении не только в классический университет, но и, к примеру, в медицинскую академию, на гуманитарные специальности других вузов. Никому не надо напоминать, что предмет этот достаточно труден в своей теоретической части, — каждый, кто учился в школе, знает это на собственном опыте. Можно ли рассчитывать на «пять» или хотя бы на «четыре», если ты посещаешь школьные занятия и добросовестно выполняешь домашние задания?

Педагог Валентина Лопарева, работающая в школе почти 30 лет, достаточно категорична:

— Нет. Подготовка к ЕГЭ требует индивидуального подхода. Во время занятий надо устранить те пробелы в знаниях, что есть у конкретных Ани, Максима, Кати. В условиях урока сделать это не-воз-мож-но! Тесты действительно составлены в расчете на среднего ученика (кстати, при покупке брошюр с тестами по ЕГЭ учтите, что доверять стоит только издательству «Просвещение». Во всех других много ошибок!). Добросовестный школьник должен и может освоить эту информацию. Но есть определенные сложности. К примеру, орфоэпия изучается в пятом классе, тонкости этого раздела языкознания к 11 классу, как правило, забыты, а на повторение пройденного отводится очень мало времени. На школьных уроках, число которых сейчас значительно уменьшено (в расписании 10-х и 11-х классов русский стоит только один раз в неделю), провести качественное повторение многих разделов языка практически невозможно.

Еще сложнее ситуация с заданиями части «С» — теми, что позволяют выйти за средний уровень оценки. Они повышенной сложности, в учебниках идут как примечания и на уроках на них, как правило, педагог не останавливается: эти вопросы для большинства ребят обычного класса сложны, поэтому их разъяснение требует больших затрат и времени, и усилий педагога.

Коварство части «С», по мнению Валентины Сергеевны, заключается еще и в субъективности оценки текста, который пишет выпускник. Если ответ на вопрос теста однозначен, то как достоверно определить «богатство языка», «нетривиальность мышления»? У 50-летней дамы, проверяющей задание, и у 17-летнего подростка свой лексический запас, своя оригинальность, философия, жизненный опыт, наконец. Валентина Сергеевна допускает, что неординарность подхода или небанальность высказанной мысли могут вызвать у уставшего и зажатого временными рамками эксперта такое раздражение, что он не справится с эмоциями и «отомстит» ученику за все ту же «нетривиальность».

К объективным трудностям сдачи экзамена стоит добавить субъективные, которые могут повлиять на результат столь же существенно: ребенку может элементарно не повезти с педагогом, уроки у него может вести неопытный и даже недобросовестный учитель. Выпускник может не знать правил заполнения бланка ЕГЭ и допустить технические ошибки, которые сыграют против него: многие школьники сталкиваются с бланками в первый раз во время пробного экзамена и во второй — уже на государственной аттестации.

Мнение ученика

Григорий П., первокурсник университета:

— Некоторые предметы, например русский и математику, я к 11 классу вообще не знал. И школа наша невысокого уровня, да и сам оболтус: мне не очень-то хотелось каждый день корпеть над уроками, у меня много увлечений и помимо занятий. И хотя я понимал, что для поступления в университет мне нужно хорошо сдать ЕГЭ, усердия к учебе не появлялось. Самому подготовиться к такому испытанию очень тяжело: слишком много пробелов. На школьных уроках это тоже нереально — там преподают не для меня, не для моего соседа по парте, а для нас всех сразу.

Репетитор — это здорово! С ним ты не будешь витать в облаках — все отведенное на занятия время потратишь именно на предмет. Репетитор сначала выяснит, какие у тебя пробелы в знаниях, а потом станет именно над ними работать. И объяснит столько раз, сколько нужно, чтобы ты понял. У него цель — научить тебя, и только тебя, а не рассказать тему.

За время учебы в школе я занимался с репетиторами по разным предметам, перевидал всяких. От одних уходил, потому что надо было много самому заниматься, другим не важен был конечный результат, их интересовали только деньги, которые можно получить за эту работу. К ЕГЭ по русскому готовился с очень опытным учителем, она хорошо знала особенности ЕГЭ. Во время наших занятий я ответил на вопросы десятка тестов, научился правильно заполнять бланки. И все-таки до своей цели — получить «отлично» по русскому — не дотянул. Но без репетитора я мог бы рассчитывать только на трояк.

Мнение родителей

Ольга Генриховна:

— К сожалению, я поддалась рекламе и отправила сына на подготовительные курсы при одном из вузов. По сути такое коллективное репетиторство — те же самые уроки. В итоге я осталась недовольна результатом. Если бы можно было вернуться назад, наняла бы персональных репетиторов — конечно, дороже, но пользы больше. Хотя прекрасно понимаю, что сыну надо было больше заниматься все эти годы…

Ольга Геннадьевна:

— Мой сын хотел изучать компьютеры, занимался на спецкурсе по информатике и получал за этот предмет одни «пятерки». А по русскому языку был ближе к «двойке», о поступлении в вуз с такой отметкой даже и мечтать нельзя, и мы обратились к репетитору. На первом же серьезном контроле знаний сын получил «четыре». Кстати, один из немногих в классе. Учительница сначала заподозрила, что он списал, а потом догадалась про дополнительные занятия. Это была первая победа. Вторая — «четыре» на ЕГЭ. У него был очень хороший репетитор.

**Мнение репетитора
**
Наталья Антоновна:

— При подготовке к ЕГЭ, конечно, можно надеяться и на школу. Но чтобы уплыть от двойки или выйти на «отлично», большинству ребят нужны индивидуальные занятия. В упругом потоке урока, на котором перед тобой 30 учеников, дойти до каждого невозможно. И дело тут не в непрофессионализме или лености педагога, а в объективных трудностях. Знаю, о чем говорю, потому что работаю в школе и занимаюсь подготовкой к ЕГЭ. Кстати, некоторые мои ученики тоже ходят к репетиторам, и я отношусь к этому нормально, даже могу посоветовать, на какие темы обратить особое внимание. Потому что знаю, как важен для выпускника результат экзамена, и уверена: хороший репетитор может помочь. Когда готовился поступать в университет мой ребенок, тоже брала для него педагога. Сейчас сын готовится защищать кандидатскую диссертацию.

Сама уже несколько лет занимаюсь частными уроками, в том числе и подготовкой к ЕГЭ. Всякий раз сначала встречаюсь с родителями: мне надо знать, какую задачу они ставят перед ребенком и передо мной. После проведенного тестирования определяю, насколько реально достижение указанной цели. И приступаю к занятиям по индивидуальному плану. Иногда приходится говорить родителям, что надо увеличить количество уроков. Группы по 5−8 человек не приемлю, занимаюсь с каждым индивидуально, чтобы по глазам видеть, понял ребенок материал или нет, я ведь за ученика отвечаю едва ли не больше, чем его педагог: пересдать ЕГЭ нельзя. На мой взгляд, в нынешней ситуации, когда школы перешли на пятидневку, когда количество часов даже на «особо важные предметы» стремится к минимуму, наших выпускников спасут только репетиторы.

**Школа — конкурент репетитору!
**
Директор академической гимназии ТГУ кандидат педагогических наук Сергей Дегтярев считает, что образовательные учреждения могут составить серьезную конкуренцию репетиторам. И настаивает, что сейчас именно то время, когда можно и нужно создавать для этого условия, смело вступая в конкурентную борьбу.

— Что такое репетиторство? Это система оказания индивидуальных образовательных услуг, — говорит Сергей Николаевич. — При этом само репетиторство, существовавшее, наверное, испокон веку, претерпевает серьезные изменения. Раньше подготовкой к поступлению в институты занимались, как правило, преподаватели вузов, хорошо знакомые с требованиями, предъявляемыми к абитуриенту. Сейчас ситуация складывается так, что итоговая оценка знаний выпускника с введением ЕГЭ уходит и из школы, и из вуза — теперь ее выносит Центр мониторинга качества образования Тюменской области — поэтому требования к подготовке выпускника возрастают. В подготовку к поступлению в высшие учебные заведения активно включаются учителя школ, так как выпускной экзамен в школе — он же вступительный в вуз. Выпускник теперь сдает единый государственный экзамен.

Поскольку эксперимент с ЕГЭ длится всего четыре года, развитие новой системы репетиторских услуг только-только набирает обороты. Ведь школьное расписание — и это неоспоримый на сегодняшний день факт — не дает возможности одинаково хорошо подготовить всех учеников к конкурентной борьбе за место в вузе. Анализируя результаты единого государственного экзамена по физике, обнаружил, что вторая «атака» выпускников (первая волна ЕГЭ — это выпускные экзамены в школах в мае-июне, вторая — в июле. — О. Ч.) удачнее первой. Хотя по большинству предметов ситуация выглядит с точностью до наоборот. Почему? У тех, кто сдавал в июле, было больше времени на работу с репетиторами, они отточили ответы на менее сложные вопросы и сумели не потерять на них баллы. Как педагог, а я преподаю в гимназии физику, вижу в таких итогах первой волны упущения методического плана: большинство учителей не смогли грамотно организовать повторение.

Хорошо или плохо, что родители, мечтающие об обучении их ребенка на бюджетном месте вуза, обращаются к репетиторам? Ни то и ни другое. Такова реальность: так есть. И так будет, если школа не займет свою нишу в работе по подготовке выпускников к ЕГЭ. Рынок дополнительных образовательных услуг начнет делиться, один из его сегментов займет и уже занимает школа. Уже есть образовательные учреждения, которые в год оказывают дополнительные образовательные услуги более чем на миллион рублей. Больше того, я уверен, что репетиторство начнет отмирать (если, конечно, качество дополнительных услуг в стенах школы будет отвечать потребностям ученика). Надо сказать, что в этом заинтересованы не только сами образовательные учреждения, но и общество: услуги частного педагога всегда оцениваются дороже, нежели работа учителя.

Если мы считаем, что школам есть что противопоставить репетиторству, то мы должны позаботиться прежде всего о росте качества образовательных услуг. Чтобы отвоевать место под солнцем и все-таки потеснить частных педагогов, школе надо культивировать индивидуальный подход, развивать материально-техническую базу, осваивать современные образовательные технологии. И брать курс на профильное образование, при котором, схематично говоря, физики нажимают на физику с математикой, а лирики — на языки и литературу: школа должна чутко реагировать на индивидуальные образовательные запросы населения.

Только после этого мы сможем наконец приблизиться к продекларированным равным правам на получение качественного (в том числе и высшего) образования. Ведь сегодня ученики большинства сельских школ уступают в знаниях городским ребятам. И не столько потому, что эти образовательные учреждения не имеют того оснащения, что есть в городских. Дело, скорее, в учителях, в их квалификации, которая может быть недостаточной в условиях ЕГЭ. Сами знания сегодня можно давать и без учителя — техника позволяет вести дистанционное обучение. Однако какие бы надежды мы ни возлагали на него, ни одна спутниковая антенна не сможет проверить, понимает ученик тему или нет. А опытный преподаватель, находящийся в непосредственном контакте с воспитанником, видит это невооруженным взглядом.

Если образовательные учреждения упустят время и не станут реальным конкурентом репетитору, мы потеряем немало: способные учителя, востребованные как репетиторы, все меньше времени будут уделять школе и переместятся в частный сектор рынка образовательных услуг: там и платят лучше, и работать спокойнее.

На подготовку к ЕГЭ нужно время и индивидуальный подход. Ни того ни другого в школах, как правило, нет. Поэтому без репетитора подавляющее число выпускников сегодня не смогут самостоятельно подготовиться к ЕГЭ и сдать его настолько хорошо, чтобы претендовать на бюджетные места вузов. Однако специалисты считают, что переход на нормативное финансирование и новый учебный план подтолкнул школу к борьбе за свою долю родительских кошельков. И она займет свой сектор в сфере дополнительных образовательных услуг, если окончательно перейдет на рыночные рельсы, на которые попала не по своей воле.

**Советы при работе с репетитором
**
1. Старайтесь не пользоваться объявлениями — берите педагога по рекомендации.

2. На первую встречу обязательно идите вместе с ребенком, если у вас не наладится контакт — ищите другого репетитора.

3. Периодически встречайтесь с репетитором, чтобы получать от него информацию о том, насколько качественно ребенок усваивает предмет. Это позволит вам понять, отслеживает ли результаты сам репетитор.«Тюменские известия»

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Пасхальную литургию в Тобольске покажут в прямом эфире
Пасхальную литургию в Тобольске покажут в прямом эфире
Верующие смогут посмотреть службу на двух телеканалах и в соцсетях телекомпаний.
#Тобольск
#Тюменская область
#Пасха
#религия
#телевидение
#Тюменское время
#Тобольское время
Реалити-шоу "На СТАРТап"': участники тюменского проекта прошли первые испытания
Реалити-шоу "На СТАРТап"': участники тюменского проекта прошли первые испытания
Бизнес-эксперты телевизионного шоу отправили участников покорять сферу услуг.
#шоу
#на СТАРТап
#Тюменское время
#бизнес
#предприниматели
Жители Тобольска выбрали дизайн-проект для благоустройства Спортивного сквера
Жители Тобольска выбрали дизайн-проект для благоустройства Спортивного сквера
Глава города прокомментировал выбор..
#Максим Афанасьев
#благоустройство
#голосование
#нацпроекты
#Тобольск
#Тюменская область
Чем могут быть опасны майские праздники: комментарии врачей
Чем могут быть опасны майские праздники: комментарии врачей
Список заболеваний внушителен.
#здоровье
#майские праздники
#врачи
#советы
#новости России
В Тюменской области начался сев зерновых и зернобобовых культур
В Тюменской области начался сев зерновых и зернобобовых культур
Яровую пшеницу аграрии будут сеять в середине мая.
#АПК
#сельское хозяйство
#урожай
#Тюменская область
#новости Тюмени