С одной стороны, перед истинной красотой все нации равны. А с другой - в живописи всегда можно проследить национальный колорит, специфику.
Строитель-архитектор по образованию, он открыл галерею «Монмартр стрит» и подарил тюменской публике мир грузинских живописцев. В марте галерея пережила второе рождение — открылась на новом месте, в центре города, с новыми планами и возможностями.Как появилась идея создать художественную галерею?На самом деле я никогда не думал, что займусь галерейной работой. Хотя в нашей семье сплошные филологи, увлечения у меня были далеко не гуманитарные — математика, большой теннис. Но у меня много друзей из числа музыкантов и художников, они создавали среду, в которой постоянно что-то происходило — выставки, музыкальные вечера, карнавалы. Постепенно у меня стали появляться картины — в качестве подарков. Одна, вторая, третья… Надо сказать, все коллекционеры — маньяки, в хорошем смысле этого слова. Люди, безумно преданные своему увлечению. Постепенно оно захватывает их целиком. Когда я уже обладал неплохой коллекцией, возникла идея сделать подарок Тюмени. Ведь приезжают в город знаменитые певцы и талантливые артисты. Почему бы не предложить своего рода «грузинские» гастроли в живописи? С местными художниками налаживаете связи?Да, конечно. Раньше у нас не было возможности сотрудничества, потому что галерея располагалась в тесном помещении. Сейчас ситуация изменилась, поэтому мы принимаем картины, а в будущем будем устраивать персональные выставки, музыкальные вечера, мастер-классы. Работы приносят очень интересные. Вот, например, Олег Федоров или Александра Пашкина, совсем молодая девушка, но уже очень интересный автор. Я разговаривал с художниками, они рассказали, что ради заработка рисуют совершенно неинтересные, но пользующиеся спросом пейзажи, делают копии с известных картин. То есть работают вопреки вдохновению. Это неправильно, очень хочется такую ситуацию переломить. Пусть не меценатством, но хотя бы путем просвещения людей, воспитания вкуса. Конечно, сразу результат не проявится, нужно время, чтобы научиться отличать хорошее от плохого, талантливое от бездарного. Помните первую картину, которая у вас появилась? Вряд ли смогу назвать имя автора, так как это было очень давно, но помню, что на этой работе, если смотреть на нее с разных позиций, можно было разглядеть силуэты распятого Христа, девы Марии и Дьявола. А кто нравится из мировой живописи?Французские импрессионисты, в частности, Поль Гоген. Я люблю чувственные, эмоциональные, насыщенные вещи. Вы в Тюмени уже больше двадцати лет. Как южному человеку живется в Сибири? Ведь отличаются не только климат, но и люди.Конечно, мы друг от друга отличаемся. Но все-таки главное — внутренняя теплота, которая есть у каждого города и у каждого народа. Для меня Тюмень очень теплый город. Два года назад картины из галереи выставлялись в музее ИЗО, и дата выставки совпала с обострением российско-грузинских отношений. Но это никак не повлияло на посетителей, на оценку картин. Люди понимают, что война — это большая политика, а мы всегда были единым народом. Для меня Тюмень давно стала родным городом еще и потому, что я наблюдал, как она растет, и даже сам отчасти ее строил: ведь я приехал сюда в составе стройотряда. Девятиэтажки на улице Чаплина, которые мы строили, до сих пор называют «грузинскими домами». Тюмень тогда, конечно, и по размерам была меньше, и выглядела совсем иначе. Сейчас гораздо красивее. Люди тоже изменились? Да, конечно. Появились деньги, которые они готовы тратить на произведения искусства, на красоту. Появилась потребность в этой красоте. Однажды зашла пожилая пара и сразу же направилась к картине, на которую большинство посетителей не обращали внимания. А между тем, это очень серьезная, высокая работа. И мне сразу стало очень приятно, очень хорошо от того, что есть люди, которые могут это оценить. Это, наверное, самое большое удовольствие, которое я получаю от работы. Радует и то, что в Тюмени появились коллекционеры, которые оказывают галерее большую поддержку. Сейчас один из них выпускает каталог на двух языках — русском и английском, в него войдут работы художников, выставленных в «Монмартре», плюс мы добавили еще несколько авторов, которые у меня не выставляются, но заслуживают внимания. Каталог выйдет приблизительно через два месяца. У искусства бывает национальность?С одной стороны, перед истинной красотой все нации равны. А с другой — в живописи всегда можно проследить национальный колорит, специфику. В моей галерее пока процентов на девяносто — грузинские авторы. Их отличает позитивность, солнечность, яркость, у которой много оттенков. В этой яркости многое скрыто. Какую музыку вы любите? Я очень люблю джаз, не пропускаю ни одного концерта. Можно сказать, дорос до этой музыки. Ведь если постоянно слушать, вникать в новинки, быть в курсе, развивается вкус. Это касается всего — и музыки, и живописи. Сначала учишься понимать обязательные, классические вещи. В музыке для меня это были «Битлз», в живописи — классические направления. Но со временем хочется чего-то более сложного, тонкого, нюансного. Когда люди приходят ко мне в галерею, по тому, на какие картины они обращают внимание, я могу судить, насколько они информированы, что они знают о современном искусстве.