Сейчас, могу сказать, у нас степень удовлетворенности населения качеством культурно-досуговых услуг на территории Тюменской области составляет около 80%.
_В середине ноября 2013 года департамент культуры Тюменской области возглавила Юлия Шакурская, ранее работавшая заместителем директора «ГТРК «Регион-Тюмень». В начале всероссийского Года культуры Юлия Валерьевна рассказала «Вслух.ру» о своих задачах на новом посту и взглядах на разные сферы культурной жизни Тюмени и области._
— Юлия Валерьевна, как вы отреагировали на предложение возглавить областной департамент культуры? Долго ли вы думали и какие аргументы вам пришлось взвесить, прежде чем принять решение?
— Ответ был дан в первый же разговор. Конечно, я удивилась. Но мне это предложение сделали как человеку, на которого возлагают надежды. Когда дают некий карт-бланш, считая, что ты сможешь с этим направлением справиться, отказываться неправильно. Для меня это было решение далёкое от чисто карьерной логики. Важно не то, что я получала некий статус. Для меня это, в первую очередь, новый проект и новое направление развития. Он мог быть как в этом кабинете, так и в другом — на предприятии, в учреждении.
— Какие задачи перед вами поставили, чего, в первую очередь, ждут от вас как от руководителя департамента?
— Департамент должен определять культурную политику в регионе, знать эту политику, чувствовать настроения, вектор развития. Зачастую понимание заканчивалось кураторством деятельности подведомственных учреждений. Но миссия департамента должна быть несколько шире. Мы должны знать не только о проектах, которые организуют наши учреждения, но и о деятельности других организаций, которые работают в регионе. Это могут быть частные, коммерческие проекты, и если они востребованы населением, почему бы не поддержать их? Во всяком случае, знать о них департамент должен.
Для примера — Венский бал в Тюмени. Я увидела, что люди интересуются тем, что связано с историей культуры нашего государства. Да, это было во времена царской России — но ведь это было здорово! Люди умели танцевать, особое внимание уделялось этикету, определенному уровню культуры общения.
Мы должны не только знать о таких проектах, но и искать формы взаимодействия и сотрудничества, особенно в Год культуры. Это могут быть варианты финансовых вливаний, либо варианты поддержки наших творческих коллективов, исполнителей, ведущих, специалистов.
— Могли бы вы привести пример явления культуры, которое, на ваш взгляд, достойно поддержки и интереса со стороны департамента?
— После назначения ко мне пошёл народ, было много интересных предложений и идей. Например, мы обсуждали проект Виктора Гарабажия: он инициирует поддержку талантливых модельеров региона. Мы можем предложить модельерам создать в этом году коллекцию — «Тюменская область», есть же проекты вроде темы России в коллекциях Вячеслава Зайцева. Когда коллекция будет готова, то департамент культуры Тюменской области может пригласить моделей в этих чудесных платьях на наши мероприятия. То есть, в каждом коммерческом проекте, если правильно ставить задачи, могут быть взаимовыгодные интересные моменты.
— Бюджет департамента в этом году изменился с 3,2 млрд рублей до 1,8 млрд. По каким статьям происходит экономия?
— Да, конечно, бюджет департамента сократился, как и бюджет Тюменской области в целом. Поэтому мы думаем о том, как сохранить определённый уровень финансовой поддержки.
В Год культуры, возможно, нам будет проще вступать во взаимоотношения со спонсорами и меценатами, и мы должны активно развивать формы государственно-частного партнерства. И те проекты, которые раньше финансировались только из бюджета, а сейчас сокращены, мы должны поддерживать и продолжать искать для них иные формы финансирования. Если мы сейчас привьём тюменскому бизнесу культуру такой финансовой политики, на следующий год этот же шаг будет сделать проще. Бизнесмены уже будут понимать, что пришло время делать инвестиции не только в развитие новых производств, но и поддерживать мероприятия, которые развивают культуру и инициируются жителями Тюменской области.
— Этим у вас будет заниматься отдел, который специализируется на фандрайзинге?
— Специального отдела нет. Мы обсудили с сотрудниками департамента, что они должны оперативно реагировать на изменяющиеся требования времени, если раньше у экономистов задача заключалась только в том, чтобы правильно разнести расходы по определенным статьям бюджетного финансирования, сейчас они должны оказывать помощь нашим учреждениям, которые администрируют проекты. И если потребуется финансовая консультация, они должны оказать необходимую поддержку.
— Первый заместитель губернатора [Наталья Шевчик](/thesaurus/44 415) в общих чертах описала журналистам, как будет работать Тюменское концертно-театральное объединение, в частности, рассказала, что перед ним будут ставиться задачи областного масштаба, в рамках которых все структурные подразделения смогут сотрудничать. Сейчас уже есть представление о том, что это будут за события?
— В первую очередь, конечно, это крупномасштабные проекты, приуроченные к 70-летию Тюменской области и Году культуры. Сейчас идёт сбор предложений и идей от жителей региона. Губернатор в своём блоге предложил наполнять план праздничных мероприятий своими идеями.
К примеру, население просит, чтобы было народное гулянье. Естественно, это крупное мероприятие, которые должно быть отработано и с администрацией Тюмени, и с муниципалитетами. Вот такого рода проекты будет вести общая дирекция холдинга.
Фестиваль «Лето в Тобольском кремле» создавался общими усилиями, а не только одной Тюменской филармонией. Филармония — хедлайнер, но там есть технические вопросы, которые обеспечивает ДК «Нефтяник», есть сценические вещи, которые обеспечивает драматический театр. Сейчас, когда мы планируем сделать этот проект трёхдневным, в его проведении будет задействован и театр.
И такие проекты будут в зоне ответственности дирекции, которая начнет отвечать за общеобластные события.
При этом все учреждения сохранят свою творческую индивидуальность, узнаваемость. У структурных подразделений останутся свои фирменные наименования, и у того же директора тюменского театра кукол на визитке вверху будет написано «Концертно-театральное объединение», а дальше — «директор Театра кукол».
Уже сейчас у нас есть темы для обсуждения по постановкам. В рамках холдинга планируется создание художественного совета для анализа общественного мнения, театралы будут смотреть на филармоническую деятельность, а филармонисты — на театралов.
Иногда изнутри кажется, что всё у них так живо и интересно, многие чувствуют приятную усталость от длительного репетиционного периода. Но мы должны понимать, что если спектакль поставили на 200 человек, один раз его показали, эти зрители второй раз на него уже не пойдут. Нам надо сделать спектакль, на который пойдёт большее количество людей. И мы должны чувствовать срез аудитории и, в том числе, корректировать театры в их репертуарной политике.
Сами прекрасно понимаете, они создают постановки с учетом имеющегося актёрского потенциала и не всегда с учетом запросов театралов.
Вот наши зрители, например, хотят видеть определенную постановку по пьесе Антона Павловича Чехова. А мы не можем её поставить, потому что у нас нет актёра на ведущую роль. Если есть запрос театралов, мы должны этот вопрос решать, и холдинг в этом смысле поможет. Будем приглашать актёров из других регионов, либо привлекать тобольских актёров, не задействованных в данное время, на постановку в Тюмень. Я не говорю, что кто-то будет активно вмешиваться в их творчество. Но они сами часто говорят: мы этого не делали, потому что у нас не было финансовых ресурсов, технологических каких-то вещей и так далее. Именно эти вопросы в холдинге должны будут обсуждаться, и решение будет приниматься коллективно.
— А как вы будете определять мнение потребителя культурных услуг, как это сейчас называется, мнение театралов, например?
— Мы мониторим удовлетворенность качеством услуг разными способами: анкетирование, соцопросы в сетях, планируем развивать форумы театров в Интернете, по-прежнему востребована Книга отзывов и предложений. Сейчас, могу сказать, у нас степень удовлетворенности населения качеством культурно-досуговых услуг на территории Тюменской области составляет около 80%.
— В этому году, кажется, обещали открыть ДК «Нефтяник»?
— Сдача объекта запланирована на декабрь, и мы будем стремиться его открыть, но, возможно, начало эксплуатации объекта и его торжественное открытие — не совсем совпадающие по времени события. Вот реконструкция Тобольского театра официально завершена в 2013 году, а открытие запланировано через месяц после сдачи объекта в 2014-м. И в «Нефтянике», после того как закончат ремонт, площади необходимо будет обставить мебелью, туда должны въехать коллективы, апробировать площадку, научиться работать с новым светом, проверить акустику и многое другое.
— Чем это место будет отличаться от обычного ДК?
— Это будет технологичный, современный концертный зал: хорошая акустика, свет, кресла-трансформеры…
— Как вы смотрите на идею создания в Тюмени симфонического оркестра?
— Сейчас, в условиях так называемого «оптимального бюджета» создать оркестр ещё сложнее, чем 3−4 года назад, когда эта тема активно обсуждалась. Осенью, на фестивале Дениса Мацуева мы с Михаилом Михайловичем (Бирманом. — _Прим. ред._) обменивались мнениями на этот счет. На фестиваль приехал прекрасный оркестр Татарстана, он собран из числа артистов из разных регионов, с ними выступают музыканты, которые работают в Италии, Германии… Наша публика уже избалована определенным уровнем исполнения симфонической музыки, у неё есть потребность в оркестре европейского уровня. Нам необходимо будет приглашать звёзд, обеспечивать им соответствующие гонорары, предоставлять жилье. Не уверена, что мы сегодня можем реализовать такой проект. Мы можем пригласить профессиональные кадры, которые готовит Тюменская академия культуры, искусств и социальных технологий, пригласить специалистов из ближайших регионов — Екатеринбурга, Новосибирска.
В перспективе эту тему мы не оставим. Время меняется, но на сегодняшний день филармоническая площадка удовлетворяет запросы почти всех наших любителей классической музыки.
— Каковы перспективы музейной политики?
— На этот год мы поставили себе задачу сделать по-настоящему народными музейные хранилища. Показать их жителям нашего региона. Этот проект касается не только Тюменского музейного комплекса, но и всех музеев области. Для населения экспонируется пока около 8−15% имеющихся фондов.
При изучении темы, посвященной тому, что мешает выставлять больше экспонатов, выяснилось, что предметы не отреставрированы. А мы и предлагаем выставить экспонаты в том виде, в котором они сохранились. Можно ведь сделать выставку и с таким наполнением — икона или картина на выставке будет уместна в том виде, в котором она дошла до наших дней.
Вторая тема — это отсутствие выставочных площадей. Речь идёт о том, что музеи не должны замыкаться в собственных выставочных площадях. Они должны свои музейные экспонаты показывать народу, это можно сделать в торговых центрах, в аэропортах, на вокзалах, в школах, вузах, даже в больничных учреждениях, в санаториях, пансионатах, профилакториях — там тоже есть зоны отдыха!
Музеи, действительно, должны обеспечивать сохранность определенных предметов, это достигается в музейных комплексах. Но есть такие объекты, которые вполне можно выставлять. И здесь мы будем делать ставку на интерактивность, на возможность потрогать экспонаты руками. Ведь многие из них хранились в подвале, пылились. И как часто мы слышим фразу музейного хранителя: «Руками не прикасайтесь, экспонаты не трогать!» А если и потрогает кто-то, ничего же с этими музейными экспонатами не случится. Причем часто бывает, что среди музейных экспонатов один, скажем, — знаковый, а остальные к нему просто прилагаются. Вот их и показывайте!
Мы дали посыл всем учреждениям, что они могут обратиться в музей. Если школа решила отметить год Пушкина, она может сделать запрос в музей, где подберут всё, что можно показать по Пушкину — картины, мебель, посуду той эпохи. Пусть на фоне этого музейного уголка проходят уроки в школе по Пушкину. Мы бы хотели, чтобы все учреждения культуры друг к другу повернулись лицом и искали формы взаимовыгодного сотрудничества. Тем самым мы повышаем образовательный уровень школьников, педагогов.
Вот на такие проекты ориентированы все музейщики Тюменской области. Перед ними поставлена задача совершить прорыв в этом году.
— А не скажут музейщики, что у них и так немало работы? Даже небольшой школьный проект требует отдельного внимания, исследовательской работы.
— Они, конечно, не очень рады от того, что возникают новые вводные, дополнительные обязанности, но я, как человек, понимающий, каким образом можно организовать производство внутри, думаю, что это всё выполнимо. Вот, организовали в музее ИЗО выставку — на период её действия у человека, который комплектовал выставку, никаких задач нет. Он может начать комплектовать новую.
Это могут быть практические занятия тех же студентов Академии культуры по специальности «музейное дело». Как комплектуется выставка: есть некая опись предметов, нужно сесть, проанализировать. Академия культуры приведёт студентов на занятие, практическим заданием которого может стать отбор предметов, уместных для школьной выставки по Пушкину.
У нас очень много общественников, в профсоюзе работников культуры есть люди, которые хотят иногда прийти и помочь. Почему нет? Мы говорим о различных формах, о волонтёрах, например. Ведь и на Олимпиаде, хоть туда и вливаются определенные средства, работают волонтёры. Мы же возрождаем это движение, почему бы волонтёрам не поработать?
Да, на первоначальном этапе нелегко сразу перестроиться. Но если проанализировать ресурсы — резервы можно найти.
— Как обстоят дела со зданием музейного комплекса?
— Комплекс еще находится на этапе реконструкции. Нам предстоит пересмотреть проект функционального назначения выставочных помещений. Он разрабатывался с учётом требований музейного дела начала 2000-х годов, теперь другие запросы. Например, сейчас много интерактивных киосков, элементов проекции на пол, потолок, стены. Мы обсудим это в ближайшее время, чтобы строители могли отработать новые требования, в том числе, в системе вентиляции, кондиционирования и так далее.
— В одном из интервью вы говорили о программе привлечения талантов из глубинки. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.
— На этот год мы поставили себе ещё и такую задачу — провести смотры-конкурсы на уровне муниципалитетов, чтобы выявить талантливую молодёжь, и сами, по возможности, примем участие в этих просмотрах — где-то специалисты департамента, где-то колледж искусств, где-то Академия культуры поучаствуют.
Это очень интересная тема. Например, бабушки раньше вязали и пели для себя, а посмотрели на «Бурановских бабушек» и решили сами попробовать выступить, и, может, у них это неплохо получится.
Таким образом, мы получим некий срез, банк данных творческих коллективов: какие имеются, что исполняют, какой у них уровень. Мы понимаем, что каким-то коллективам потребуется помощь, например, в пошиве сценических костюмов или создании грамотных аранжировок, после чего, возможно, эти коллективы смогут работать на областных мероприятиях.
Если мы запланируем массовые гулянья и концерт на стадионе «Геолог» в год 70-летия Тюменской области, то будем привлекать не только свои коллективы. Хотелось бы увидеть и новые таланты земли тюменской.
— Могли бы вы рассказать нашим читателям о ваших личных пристрастиях в области искусства, культуры? Где вы бываете для собственного удовольствия?
— У меня, конечно, есть личные вкусы и предпочтения. Но я стараюсь смотреть репертуар разных жанров. Нужно посещать разные постановки, чтобы знать, какие они. Есть ли инновации, интересные творческие идеи.
Мы с Михаилом Михайловичем Бирманом 8 января дали старт Году культуры в рамках концерта творческого коллектива Тюменской филармонии «Камерата Сибири» в Санкт-Петербурге. Пока я была в Петербурге, не только послушала выступление наших коллективов, но посмотрела и драматический и комедийный спектакли. Обязательно хотела побывать на мюзикле «Бал вампиров», и мне это удалось. Мне это интересно не потому, что я такой поклонник творчества Полански, а потому, что надо знать, какие современные технологии они применяют, какая у них акустика, звук, как актёры интерактивно работают с аудиторией. Это моя любимая тема, и там я была поражена: они бесконечно работали с залом!
В Тюмени я тоже стараюсь посещать многое. В Тюменский театр драмы хожу и жду открытия Тобольского театра, потому что мне нравятся выступления их труппы. Люблю ходить к Окуневу (руководитель молодёжного театра «Ангажемент». — _Прим. ред_.), у него очень много симпатичных постановок, и молодёжь Леонид Григорьевич активно привлекает, открывает ей новую перспективу. Люблю смотреть балет. И хотя понятно, что в Большом театре он смотрится не так, как в Тюменской филармонии, но Ульяна Лопаткина замечательна и на нашей сцене
Что касается популярных исполнителей, я слушаю многих. До сих пор вспоминаю, какое впечатление на меня произвёл концерт Гару. Я открыла этого артиста для себя по-новому, оказывается, он поёт и джаз, и рок, и классику.