Известная актриса, педагог, теле и радиоведущая поделилась секретами женственности и семейного благополучия.
_Яна Поплавская не любит вопросы о роли в детском мюзикле, принесшем ей всесоюзную известность, но с удовольствием рассказывает о гендерных взаимоотношениях. Главная Красная Шапочка страны благодаря тому, что в её воспитание вкладывали душу не только мама и бабушка, но сразу два отца, преуспела и в образовании, и в личной жизни._
— Яна Евгеньевна, вы первый раз посещаете наш город или уже доводилось бывать в Тюмени?
— Я первый раз в Тюмени. Мне город очень нравится. Я побывала на обзорной экскурсии: чисто, современные здания. Очень удивлена!
— Как пошутил Максим Галкин во время визита в Тюмень: «Спасибо за брусчатку, она нам тоже нравится!»
— В Москве, кстати, тоже полным ходом идет благоустройство, за что большое спасибо вашему, а теперь уже нашему мэру Сергею Собянину. Это называется: было ваше — стало наше!
— «Кубок отцов» по футболу — мероприятие необычное не только для Тюмени, но и для большинства российских городов. Даже в перечне российских наград мы привыкли к «материнской славе», «материнской гордости». Как вы относитесь к мероприятиям нового формата, которые направлены на повышение статуса главы семейства?
— Знаете, я абсолютно счастлива о того, что такие мероприятия у нас проводятся. Считаю, что инициативу надо поддерживать и проводить подобные мероприятия не раз в год, а чаще. Хотя бы по той простой причине, что этого требует наш менталитет. Он все-таки в части отцовства несколько отличается от европейского и западного в целом. Там ответственность за воспитание ребенка несут оба родителя, а не одна мама. Когда в Европе мужчина и женщина принимают решение связать себя узами брака, они договариваются, что вдвоем будут нести ответственность за ребенка. Понимаете, это важно не с точки зрения закона, который следит за всем. Это важно с точки зрения самой семьи. Потому что для любого ребенка важен папа.
— Девочки больше любят отцов.
— Очень важно важно, чтобы папа был героем. И возможность видеть в отце героя задает перспективу на всю дальнейшую жизнь ребенка. В девочках это формирует отношение к мужскому полу, закладывает основу отношений с супругом. Я очень люблю и уважаю наших российских женщин, потому что знаю, какая непосильная ноша лежит на них — воспитывать детей. В то время как современные папы очень боятся принимать на себя эту ответственность.
Я очень хочу, чтобы наши мужчины стали для своих детей теми самыми героями, чей авторитет неоспорим. Героями, которыми искренне восхищаются. Чтобы мальчики и девочки могли с гордостью говорить: «Ты знаешь, у меня такой папа! Мой папа — лучше всех!»
— На ваш взгляд, в чем причина такого нежелания нести ответственность?
— Причина одна: наших мужчин воспитывают женщины. А женское воспитание заключается в том, что будущего мужчину, любя, жалеют. А как говорила моя бабушка, мужчину жалеть нельзя. Надо, чтобы они были ответственными. Мне очень хочется, чтобы большие мужчины воспитывали маленьких мужчин и с детства говорили им, что, если ты берешь на себя ответственность, нужно её нести с радостью.
— Вы затронули очень интересную тему: взаимоотношение папы и дочери. Расскажите, как складывались ваши взаимоотношения с мужчинами в семье, чем запомнилось их участие в вашем воспитании?
— Я была очень богатая в этом плане девочка. Меня воспитывали сразу два отца: мой родной папа, а с четырех летит еще и отчим. У меня потрясающие отношения с обоими папами. И могу сказать, что каждый из них привнес в мою жизнь ощущение себя, как женщины. Благодаря им я испытываю гордость за то, что могу смотреть на мужчину, который рядом со мой, с восхищением.
Мой отец Евгений Васильевич Поплавский — журналист-международник, знающий четыре языка, сделавший потрясающую карьеру, уникальный по своим человеческим качествам. Нас у него четверо детей. И хотя мы были рождены в разных браках, воспитывались, словно у нас один папа и одна мама.
Отчим Владимир Викторович Александров занимался моим образованием, он сформировал меня, как личность — привил мне вкус к литературе, к музыке, к искусству. Благодаря ему я на протяжении четырех лет в Театральном училище им. Щукина не учила зарубежную литературу, не открывала книжки по искусству, потому что все это я прочитала в школьные годы. Владимир Викторович всегда говорил мне: самое приятное — это хвастаться своим образованием и интеллектом. Он сделал все возможное, чтобы вложить в меня эту истину. И думаю, что его старания не прошли даром: мой коэффициент IQ он повысил на 100 единиц, это точно.
— Сегодня вы профессионально занимаетесь журналистикой, преподаете в МГУ. Раньше журналистика считалась мужской профессией. А сегодня ситуация развернулась на 180 градусов. У профессии стало женское лицо.
— Вы знаете, во многих сферах, не только в журналистике, женское лицо. И причина все та же, с которой мы начали — воспитанием мужчин занимались женщины, а их отцы, оправдывая себя работой, занятостью, чем угодно, отстранялись от воспитания. Вот результат. А женщина, как амбидекстр, воспитывает детей, совмещая это с карьерой, успевает все на свете, при этом еще решая мужские проблемы. А ее супруг еще и возмущается: «Любимая, ты это не сделала? О, боже, почему?!»
— Как тут не вспомнить печальный анекдот про то, что у мужчины на шее новый галстук, а у женщины — ребенок, работа, дом и мужчина в галстуке!
— Мне хочется, чтобы женщины были женственными, чтобы про наших женщин не говорили «сильная», а то и «коня на скаку остановит». Поверьте, ни одна женщина не хочет быть «сильной». Моя бабушка говорила, что сильной женщина становится от безвыходности.
— Рядом со слабой женщиной должен быть сильный мужчина. Иначе ей не справиться с грузом проблем.
— Мне хочется, чтобы мужчина не просто был рядом, а решал проблемы своей любимой, детей, и действительно был защитой и опорой. И чтобы все женщины говорили: «Я за своим мужем, как за каменной стеной!»
А если говорить о работе, современной журналистике, то тут простое объяснение: женщины более исполнительны. Они не мыслят глобально, но решают глобальные проблемы, используя так называемый квадратно-гнездовой метод: постепенно, по кусочку, но решая. При этом мы более ответственны. Это правда, это заложено в нас изначально.
К тому же сейчас очень много женщин-карьеристок в хорошем смысле этого слова, не в убыток семьям. Такая тенденция не является уникальной особенностью российской действительности. Так происходит во всем мире. Я посмотрела статистику: в Америке 51% женщин воспитывает детей без отцов, в Европе- 40%. Но это не значит, что они одиноки. Просто могут себе позволить не выходить официально замуж, при этом с кем-то встречаться. Женщины не хотят выходить замуж, чтобы не тащить на себе мужчину как третьего или второго ребенка. Сильно хочется, чтобы это поменялось. Нужно правильно мотивировать мужчин.
— Без мотивации в жизни вообще мало что происходит.
— А для мужчин это намного важнее, чем для женщин. И тот, кто похвалит мужчину лучше всех, получает если не самую вкусную конфету, то огромную благодарность и признательность. Мужчин нужно хвалить! Давайте их будем хвалить с утра и до вечера. И может быть, тогда они нас услышат и станут самыми прекрасными на свете мужьями и отцами.
— А в чем ваш секрет женственности, что позволяет вам сохранить и правильно расставить приоритеты в жизни?
— Женственность начинается с ощущения, что ты женщина, а не машина. Мои родители родом с Северного Кавказа, с Карачаево-Черкессии. Я — москвичка в первом поколении. Моим примером женственности и всего, что с этим связано, была бабушка Виктория Борисовна. Я помню её всегда с прической, маникюром, накрашенными губами и одетой в туфли на каблуках. Что бы ни происходило, она всегда выглядела безупречно. Бабушка говорила: «Женщина должна оставаться женщиной в любой ситуации».
У нас однажды произошла довольно занятная семейная история. Когда жила уже в Москве и поступила в театральное училище, бабушка приехала к нам в гости и позвала меня с собой в магазин. Было прекрасное летнее утро, я одела джинсы и майку и собралась с ней идти, как она мне заявила: «Ты что, пойдешь с собственным лицом?!» Я, растерявшись, говорю: «Бабулечка, ну, какое есть». «Немедленно накрасить губы и ресницы, подвести глаза и только потом выходить! Я не пойду с тобой ни за что, если ты не приведешь себя в порядок!» Вот, пожалуйста, пример того, как воспитывается женщина.
— Яна Евгеньевна, что интересного сейчас происходит в вашей карьере? В каких проектах участвуете?
— Преподавание в МГУ пришлось пока оставить, потому что я стала заместителем художественного руководителя театрального центра «Вишневый сад», официальное открытые которого намечено на сентябрь этого года. Это занимает очень много времени. Но обучать я продолжаю, хотя уже в индивидуальном порядке. Стала речевым коучером. Преподавателей, занимающихся постановкой речи, у нас в России практически нет. Это игровая система, основанная на психологии. Я учу людей правильно разговаривать, поясняю им особенности речевой психологии, занимаюсь с бизнесменами и политиками риторикой. Перед этими людьми всегда стоит непростая задача: мыслить, говоря, и говорить кратко.
По журналистскому опыту знаю, как трудно работать с теми людьми, которые вроде бы и говорят достаточно много, а о чем они говорят, понять совершенно невозможно. Я считаю, разговаривать надо так, чтобы рядом с вами не стоял переводчик с русского языка на русский. Мне очень нравится такая форма профессиональной самореализации. Поэтому с удовольствием выезжаю в регионы, читаю много лекций. Но при этом успеваю совмещать такой формат преподавательской деятельности со съемками нового фильма, посвященного военным действиям в Донбассе.
— Вы помогали населению Дальнего Востока во время наводнения. Трагедия Донбасса и Луганска — тоже часть вашей благотворительной деятельности?
— Я активно помогала Донецку и Луганску, отправляя машинами гуманитарные грузы для детей и женщин.
— Такой избирательный подход — следствие вашего подхода к мужскому предназначению?
— Да. Когда меня неоднократно спрашивали, почему я не помогаю мужчинам, не отправляю грузы для них, я отвечала только одно: «Мужчина может спать на земле, может не есть несколько дней, но если он — мужчина, он должен сам встать и придумать что-то, чтобы в критической ситуации помочь своей семье». Я ориентирована на женщин и детей. Потому что когда ребенок сытый, одетый, когда он благополучен, тогда спокойна мать. А мужчина должен иметь мужество принимать все невзгоды на себя. Поэтому он мужчина.