Департамент образования администрации Тюмени обрел нового главу.
_Департамент образования администрации Тюмени обрел нового главу. Им стал Вячеслав Воронцов, который до недавнего времени занимал должность первого заместителя директора департамента образования и науки Тюменской области, начальника управления профессионального образования областного ведомства. «Вслух о главном» знакомит тюменцев с директором городского ведомства._
— Вячеслав Викторович, известно, что вы часть жизни прожили в Тобольске, часть — в Тюмени. Ощущаете ли себя в полной мере тюменцем?
— Однозначно ответить не смогу. Я родился в Новосибирске, когда мне исполнился год, семья переехала в Тобольск. Там я учился в средней школе № 2 поселка Иртышский, который входит в черту города. После окончания уехал в Тюмень. Считаю себя и тоболяком, в этом городе я вырос и сформировался, и тюменцем, здесь началась взрослая самостоятельная жизнь, создал семью, родились мои дети. Очень люблю оба города и считаю их родными.
— Вы 17 лет отдали системе образования. Были ли в детские годы мысли связать себя с педагогикой?
— Сначала я хотел стать военным. Скорее всего, это желание возникло после прочтения в раннем детстве книги о Суворове. Я был под большим впечатлением, меня так вдохновила личность Александра Васильевича, что непременно хотел идти на военную службу. Но через некоторое время понял, что профессия военного — не мое. Мне ближе мир, поэтому в старших классах решил, что больше подходят мирные специальности.
В 1993 году поступал в два тюменских вуза: в ТюмГУ на модную в то время специальность «Финансы и кредит» и в строительный институт на специальность «Промышленное и гражданское строительство». Я окончил школу с серебряной медалью, мне нужно было сдать первый экзамен на отлично, чтобы меня зачислили. В строительном вузе получил пятерку, значит, поступал на сто процентов, в ТюмГУ у меня была четверка, решил не рисковать. Конечно, каждый кулик свое болото хвалит, но сейчас нисколько не жалею, что поступил в строительный институт. Утвердился во мнении, что первое образование должно быть инженерным, потому что будучи инженером гораздо проще освоить юридическую или экономическую специальность, нежели наоборот.
— С какими чувствами вспоминаете школьные годы?
— Мне одинаково легко давались и гуманитарные предметы, и естественно-математические науки. Повезло с преподавателями. С благодарностью вспоминаю первую учительницу. Я только потом узнал, что моя мама с ней постоянно общалась, чтобы корректировать мою успеваемость. Она просила не ставить мне пятерок, потому что я «грязно» писал, а на меня можно было воздействовать только так.
В средней и старшей школе моими любимыми преподавателями были учитель русского языка и литературы Людмила Георгиевна Кугаевская и учитель физики Владимир Николаевич Пальянов. Не могу сейчас вспомнить ни одного педагога, который оставил бы о себе негативное воспоминание. В целом, мне дали хорошую подготовку, школьная система полностью соответствовала требованиям того времени. С момента выпуска из школы прошло более 20 лет. За это время поменялись технологии обучения и многое другое, но по-прежнему самое главное — это личность педагога. Настоящий учитель должен вкладывать душу в своих воспитанников.
— Вы упомянули книгу, которая произвела на вас впечатление. Что сейчас предпочитаете читать?
— У меня широкий круг предпочтений, читаю и классику, и современных авторов. Любимый писатель — Федор Михайлович Достоевский. В последнее время практически перестал интересоваться фантастикой, в школе зачитывался и ею, и детективами. Предпочитаю книги в бумажном формате. Электронные читаю вынужденно, например, в дороге, когда с собой не хочется везти лишний груз, но даже в отпуск беру «настоящую» книгу.
— Какие у вас увлечения, помимо чтения книг?
— В детстве активно занимался туризмом — и зимним, и летним, катался на лыжах. Тогда все кружки были бесплатными, и это здорово, так как не у всех есть возможность оплачивать секции. До сих пор люблю спорт — бегаю, плаваю, катаюсь на лыжах, нравятся игровые виды спорта. Каких-то серьезных спортивных успехов не достиг, поскольку не занимался профессионально, но база, заложенная еще в школьные годы, позволяет мне неплохо выступать на соревнованиях, спартакиадах.
— Что является для вас лучшим отдыхом?
— Лучший отдых — активный отдых на природе с семьей, друзьями. И еще путешествия. Я не охотник, а вот рыбачить, собирать грибы и ягоды с детства люблю. Буквально в 50 метрах от поселка был небольшой водоем с карасиками и гольянами, где я подолгу пропадал. Плюс к этому большое влияние на меня оказал папа, он заядлый рыбак. До Иртыша от дома меньше километра было, грех не рыбачить.
— За что вы благодарны своим родителям?
— За то, что научили оставаться всегда человеком вне зависимости от ситуации, должности, чина, всегда услышать и понять человека, дружить по-настоящему, а главное не предавать людей и не изменять себе.
— Как сложилась ваша профессиональная жизнь после завершения вуза?
— После я продолжил образование — поступил в аспирантуру на специальность «Фундаменты, основания и подземные сооружения», защитил кандидатскую диссертацию, получил ученую степень, работал преподавателем в должности ассистента на кафедре строительной механики. Дольше всего преподавал дисциплину «сопротивление материалов». Есть шутка, что после сдачи этого экзамена можно жениться. Я думаю, здесь ввиду имеется не столько сложность предмета, сколько его основательность — если ты не сдаешь сопротивление материалов, то о строительстве каких конструкций можно говорить вообще? Это база, фундамент, необходимый любому инженеру, и не только строителю.
Я прошел ряд должностей в строительном университете, был заместителем декана по внеучебной и воспитательной работе, директором филиала в городе Лабытнанги, деканом факультета заочного обучения, директором инженерно-экономического института, проректором по научной и инновационной работе. Последние годы являюсь научным руководителем по специальности «Фундаменты, основания, и подземные сооружения», под моим руководством несколько аспирантов сейчас готовят диссертации. Последние три года руководил магистерскими диссертациями по геотехнике.
— Вы были строгим преподавателем?
— К очень строгим преподавателям себя не отнесу, но я за дисциплину в обязательном порядке. На занятиях должна быть рабочая обстановка. Всегда старался, чтобы как минимум 80% студентов вникли в предмет и сдали экзамен без лишних сложностей.
— Как у вас сейчас складываются отношения с наукой?
— Я по сей день пишу научные статьи, являюсь автором восьми патентов на изобретения, три заявки сейчас на рассмотрении в федеральном институте промышленной собственности. У меня 55 научных публикаций, участвую в работе международных конференций. Многие разработки имеют реальное внедрение в практике. Основное направление моих интересов — разработка конструкций автомобильных дорог на многолетнемерзлых и слабых водонасыщенных грунтах. Так, в Надымском районе было предложено несколько конструктивных решений, на одном из проблемных участков они были внедрены.
Главная цель разработки — стабилизация основания и как следствие сохранение ровности покрытия, увеличение межремонтных сроков. Мы ищем новые подходы к подготовке оснований действующих дорог, с которыми крайне сложно работать, так как на время проведения работ их надо либо перекрывать, либо делать объездные пути. Мы предложили конструктивно-технологические решения, при которых этого можно избежать. В настоящий момент идет мониторинг, поскольку необходимо отточить нововведения, с тем, чтобы обосновать возможность массового внедрения. Можно говорить о том, что науку я не оставил, несмотря на то, что сменил работу — 1 сентября 2014 года перешел в департамент образования и науки Тюменской области, а сейчас назначен директором городского департамента.**
— В 2015 году вы прошли переподготовку в «Сколково» по направлению «Государственное и муниципальное управление». Почему возникла такая необходимость?
— Необходимость возникла ввиду отсутствия управленческих навыков. А попадание в программу, которую инициировал губернатор Тюменской области Владимир Якушев, это настоящее везение. Задачи основных, как мне показалось, было три: непосредственно обучение, разработка проекта прикладного характера, улучшение взаимопонимания между разными департаментами и подразделениями. Переподготовку прошли государственные и муниципальные служащие, а также представители Тюменского государственного университета. Все участники программы были разбиты на семь групп, у каждой из которых были свои темы, например, как правильно развивать инвестиционную инфраструктуру области и города. Я занимался в группе, работавшей по теме: «Подготовка квалифицированных кадров для новых индустрий, инвестиционных проектов и действующих производств». Она была тогда для меня актуальна, потому что руководил управлением профессионального образования областного департамента.
— Поделитесь своими планами как руководитель городского департамента.
— Тюмень для региона в сфере образования — безусловный драйвер и всегда лидер. Основные новации идут из Тюмени по муниципальным образованиям. Достигнуто очень много, поэтому революций, как в 1917 году, не будет, когда сначала все до основания нужно разрушить, а потом уж что-нибудь строить. Я настроен сохранить лучшее из того, что уже достигнуто, но при этом энергично двигаться дальше. Мир не стоит на месте, шагать нужно с ним в ногу.
— Вам предстоит претворять в жизнь решения, которые популярными у населения не назовешь. Я сейчас говорю об объединении школ, которое очень неоднозначно воспринимается жителями города.
— К этому вопросу необходимо подходить конструктивно. Родители не должны уходить в протестное движение. Им нужно напоминать, что прежде всего речь идет о наших детях. Я не сомневаюсь, что мы услышим и поймем друг друга. Нет необходимости строить баррикаду, по разные стороны от которой находятся чиновники и родители, как будто мы решаем разные задачи. Мы все стремимся воспитать достойное поколение, дать ему возможность войти в эту жизнь полноценно и создать условия для успешного старта. У нас задача общая, и решать ее нужно сообща.