Одному из древнейших поселений сибирских татар - селу Большое Чечкино Ярковского района Тюменской области, 12 июля исполнится 400 лет.
_Одному из древнейших поселений сибирских татар, селу Большое Чечкино Ярковского района Тюменской области, 12 июля исполнится 400 лет. В рамках Года российской культуры и в честь 70-летия образования Тюменской области там намечены народные гулянья._
_Рассказать о грядущих торжествах, об истории и людях этого поселения любезно согласилась его уроженка, доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета, заслуженный учитель, почетный работник высшего профессионального образования, академик Международной тюркской академии Ханиса Алишина._
— Ханиса Чавдатовна, что ожидает гостей и участников грядущих торжеств?
— Мы пригласили солистов и коллективы художественной самодеятельности Тюменской области: фольклорно-эстрадный ансамбль «Тамаша» Ильяса Бакиева, самодеятельный коллектив Чечкинского сельского дома культуры, звезд татарской эстрады — Закина Арангулова, Джамиля Рахимова, Луиза Сурметова, Вадима Мукминова, других известных национальных артистов.
В программе — выступления борцов татарской борьбы корэш, состязания по армрестлингу, гиревому спорту, перетягивание каната и национальные спортивные игры. В частности, лазание на вершину столба, бой мешками, ходьба по наклонному бревну, бег с ведрами, бой глиняных горшков, бег в мешках и с яйцом в ложке. Помимо спортивных соревнований, гости и жители села поучаствуют в конкурсах народных умельцев, поэтов-чтецов, на лучшего автора картин о селе и на лучшее подворье. А на дегустации домовитые хозяйки угостят всех желающих национальными блюдами.
В селе готовятся тематические экспозиции: фотовыставка «Твои люди, село!», декоративно-прикладного творчества (художники Альфея Мухаметова, Ольга Бакиева), детских рисунков и выставка-продажа методической литературы, книг, публикаций местных авторов, аудио-видео товаров и национальных украшений. На показ гостям будет оформлено «Татарское подворье»: национальный домик с народной утварью, убранством и кухней. После награждения победителей в конкурсах, гостей ждет танцевальная программа.
— Кого позвали на праздник?
— Среди почетных гостей юбилея — врио губернатора Тюменской области [Владимир Якушев](/thesaurus/256998), председатель комитета по делам национальностей Тюменской области [Евгений Воробьев](/thesaurus/256986), дочь Героя Советского Союза Аниса Неатбакова, родители Героя России Раушана Абдуллина Гульфруз и Мухамет, мать погибшего в Чечне Героя России Тимура Мухутдинова — Нина Павловна, Герой России, депутат Тюменской областной думы [Владимир Шарпатов](/thesaurus/256937), депутат Госдумы [Эрнест Валеев](/thesaurus/44448), депутат Тюменской городской думы, председатель НКА сибирских татар и татар Тюменской области [Ришад Зиганшин](/thesaurus/256951) и многие другие уважаемые люди.
— Село Чечкино достаточно древнее татарское поселение. Известна ли история его основания?
— В архивных документах до ХХ века Большое Чечкино именуется юртами Чечкинскими. Эта деревня стоит на левом берегу Тобола в междуречье Тобола и Туры. По древней легенде, в деревне Калмаклар жил очень злой хан, любивший воровать красивых девушек. Старик Чичикә, у которого была дочь несравненной красоты, бежал с ней и поселился возле речки Суйыр.
Во время рыбной ловли он познакомился с жителями деревни Кала (Тарханы), которые посватали своего сына к его дочке. Старик отдал красавицу-дочь, но попросил молодых жить рядом. Семья поселилась на яру в местечке Иске йорт у реки Суй (предположительно, юрты Чечкинские в документах царской канцелярии звались юртами Суйерскими). Когда пришли враги, семья Чичикә переселилась в густой лес, где сейчас находится здание бывшей восьмилетней школы (ее закрыли в 2006 году).
— Но это народное сказание. А что гласит историческая правда?
— В Тюменском филиале государственного архива сохранились исторические материалы: переписные журналы юрт Чечкинских за 1782 и 1812 годы, геометрический план земли, отведенной под мукомольную мельницу в юртах Чечкинских Асланинской волости (1811-41 годы). В начале 19 века на правом берегу Тобола поселились переселенцы из Вологодской области — зыряне, которые обосновали села: Старо-Александровку, Ивановку, Большое и Малое Тихвино, относящиеся к Ялуторовскому району.
В 1873 году татары юрт Чечкинских и Новоатьяловских «осмелились подать просьбу в Санкт-Петербург Государю Императору». Они писали: «В 1841 году Тобольская Казенная Палата наделила из собственного пожалованных царскою Милостию принадлежащих нашим доверителям землею Вологодских переселенцев через что доверители потерпели убытку более 60000 т. руб. серебром.»
Тобольский губернский прокурор подтвердил право жителей на землю: «Земля эта в писцовом документе 7193 года (1685) от речки Алтын-гузен до реки Юрги написана за бывшею деревней Соярскою, состоящею на той же стороне Тобола, где ныне существуют ю. Чечкинские. Казенная палата усмотрела из всего этого, что поселение вологодских зырян на землях татар юрт Чечкинских допущено неправильно».
После неоднократных обращений местных жителей к властям Тобольское губернское управление приняло решение «о нарезке татарам Асланинской волости юрт Чечкинских и Ново-Атьяловских Ялуторовского округа свободных земель взамен отошедшего от них участка в надел вологодских переселенцев».
В 1880 году в Большом Чечкино была построена деревянная мечеть из первосортного хвойного леса, привезенного из деревни Варвара (ныне Ярковского района). В конце 19 века по решению ишана юрт Турбинских в трехкомнатном доме напротив мечети священники открыли медресе, просуществовавшее с 1892 по 1935 годы.
По переписи населения в 1782 и 1812 годах можно судить о том, что Чечкинские юрты относились к Ялуторовскому округу, а юрты Тарханские (Кала) — к Кречетинской волости Тюменского округа, юрты Боровские (Юртобор, Карагай авыл) — к Кречетинской волости Тюменского округа.
В 1897 году всероссийская перепись населения показала племенной состав населения Сибири, язык и роды инородцев Тобольской, Томской и Енисейской губерний. Эти материалы дают представление о каждом татарском населенном пункте с указанием естественного или искусственного водоема и количества хозяйств. Этнический состав характеризуется по рубрикам: «коренные татары», «бухарцы», «русские» и «татары-крестьяне». И что интересно, некоторые татарские юрты имели по нескольку названий.
К началу ХХ века в Тобольской губернии находилось 244 селения, где издревле проживали местные татары. По первой всероссийской переписи населения в селах числилось 34 тыс. 893 мужчины и 30 тыс. 905 женщин «тюркско-татарского» населения.
В архивных документах 1811-1841 годов упоминается «Асланинский волостной голова» Мурсалим Мурсаметов. В этот же период Курганско-Ялуторовская поземельно-устроительная партия составила «Планы Асланинской волости Ялуторовского округа» на 27 картах. Такая отдаленная деревня, как юрты Чечкинские, входила в состав Асланинской волости.
На тот момент юрты Чечкинские (Тарханские) входили в состав Авазбакеевской волости Ялуторовского округа, насчитывали 114 хозяйств, в них проживало 279 мужчин, 252 женщин (из них один русский, 9 мужчин и 12 женщин бухарцев).
Районы Тюменской области неоднократно менялось. Например, существовали Байкаловский, Дубровинский, Велижанский районы, которые были упразднены в 1960 году. После перераспределения территорий, татарские населенные пункты стали входить в Тобольский, Вагайский, Ярковский и Нижнетавдинский районы. До вхождения в Ярковский район юрты Чечкинские в дореволюционный период относились к Ялуторовскому округу, а в 1950-е годы — к Тюменскому району.
В 1947 году на территории Тюменской области было создано Карбанское лесничество. В его состав вошли деревни Новый Бор, Карбаны, Степановка, Осиновка, Кучеметовка, Тарханы, Юрты Боровские, Куртюганы, Ст-Александровка, Б. Чечкино, М. Чечкино, Михайловка, Дулепино, Покровка, Никитино, Усалка, Матмасы, Новая и Старая Маранка.
В 1952 году в селе Чечкино был свой Чечкинский сельсовет, а до организации совхоза «Междуреченский» существовал Юртоборовский сельсовет, включающий в себя и село Чечкино. Позднее организовали Староалександровский сельсовет.
По данным исторических источников, численность населения села Чечкино в 1782 году составляла — 74 мужчин, 77 женщин, а в 1795 году — 145 мужчин и 149 женщин. Если судить по переписи, в 1970 году Чечкино населяло 795 человек, в 1989 году — 644 человека, а в 1996 году — 578 человек.
— Так ли, что в вашем родном селе найдена очень старинная монета?
— В 1991 году во время реставрации мечети в селе Чечкино между бревнами и фундаментом строители нашли медную монету, датированную 1620 годом, что позволяет судить о времени и давности образования этого поселения. Но она была утрачена для всеобщего обозрения, «осев» дома у кого-то из старейшин деревни.
Но это не единственная такая находка. В местной восьмилетней школе я когда-то создала краеведческий музей, в котором было собрано множество не только старинных монет, но и медных украшений татарских женщин.
К великому сожалению, и эти раритетные экспонаты бесследно исчезли с закрытием школы.
Однако первое письменное упоминание о сибирских татарах мы находим в 1394 году, а о селении Чечкино узнаем по историческим документам, датированным 1685 годом (329 лет назад). Мы провели историко-лингвистический анализ топонимов и микротопонимов старинных татарских населенных пунктов — Юртобор, Куртюганы, Тарханы, Карбаны, Большое Чечкино Ярковского района. Нижняя хронологическая граница заселения кыпчаками-йемеками региона Нижнего Притоболья определяется ХI веком, то есть тюркское население пришло на эти земли примерно тысячу лет назад.
— А что означает название села?
— Существует несколько версий о происхождении названия Чечкино. Комоним Чечкино, антропоним Чичикә могут восходить и к хакасской лексеме чечук — «рыболовная снасть, сеть». Деревня, как в сетях, находится между реками Тобол и Тура. Анализ исторических сведений, языка, фольклора, ономастикона позволяет судить о древних киргизско-алтайско-хакасских параллелях.
Официальный оним Чечкино мог произойти от древнетюркского антропонима Чиксин. Хотя, в обиходе татары села Чечкино называют свою деревню Тарган (Тархан). Слово «тархан» прочтено учеными-лингвистами в памятниках енисейской письменности древних тюрков.
Из-за «бунтовщиков Тархан хана» пришли на берега Иртыша «ученики шейха Багаутдина», упоминается в некоторых мусульманских источниках. В период арабских завоеваний на востоке часть племен, спасаясь от принятия ислама, убежала в низовья Иртыша. Ученые средневековья подробно описали историю религиозных войн, указав в своих больших книгах «адрес» беглецов. По прошествии нескольких столетий, когда сложились необходимые социально-экономические условия к покорению Сибири, о «бунтовщиках» вспомнили. Военные отряды на берега Иртыша пришли для того, чтобы наказать беглецов и привести к вере.
«Тарханы» — это служивая знать. «Тарханство» отчасти жаловалось, отчасти переходило по наследству. С этим пришлось считаться русскому правительству при сборе ясака (подати). Из населения бывшего Кучумова царства пришлось выделить особый разряд мурз и других служивых татар, которые несли в Тобольском и Тюменском уездах государеву службу, но ясака не платили.
У жителей деревни Большое Чечкино есть коллективное прозвище — «ўштагы» (дракон, змея — «йылан»). Геноним «касыйлар», бытующий в этом населенном пункте, косвенно подтверждает взаимосвязи с Малой ногайской ордой. Прямые подтверждения содержатся в строе языка сибирских татар, имеющего кыпчакско-ногайскую основу. Но это уже другая история.
Справка
_Село Чечкино располагается по автомобильной трассе между Ялуторовском и Ярково в 160 км от Тюмени. По современному административному делению село Чечкино (Тархан) входит в состав Староалександровской сельской администрации Ярковского района наряду со Староалександровкой (Серән — коми-зыряне), Мало-Чечкино (Нусук — татары), Карбаны (Кызылкаш — татары), Юртобор (Карагай авыл — татары), Тарханы (Кала — татары), Куртюганы (Корттигэн — татары). Татарское население говорит на тоболо-иртышском диалекте сибирских татар._