Здесь была своя история – долгая, сложная, интересная. Сотни тысяч жизней, судеб, побед, разочарований, надежд, грехов, счастья и слез…
Валерий Чупин — старший инспектор управления по культуре администрации города. Бродить с ним по улицам Тюмени (или ее окрестностям) очень интересно. Мало кто знает так много о деревянных кружевах областного центра, о том, чем именно богат город, что надо непременно сохранить, чтобы жилось в столице нефтяного края уютно и комфортно. Валерий Александрович Чупин — гость «Вслух.ру». — Если бы вы показывали город гостю, то какой была бы ваша прогулка: где бы начали маршрут, а где закончили? Елена Л. - Экскурсии я давно уже не вожу. Но вообще для каждого гостя всегда получается свой маршрут, индивидуальный. Прежде всего, необходимо показывать наше деревянное зодчество. А это непросто, так как объекты разбросаны по всей территории исторического центра и нужно время, чтобы их обойти. Можно, конечно ездить на машине, но лучше именно прогуливаясь. И удобнее, и даже быстрее. Деревянное зодчество Тюмени очень разное: интересные образцы глухой резьбы есть на улице Челюскинцев, 13, модерна — Семакова, 1, Дзержинского, 12, Камышинской, 24. Так называемой «пышной» резьбой, объемной — вершиной резьбы в Тюмени — можно полюбоваться на Осипенко, 19, Володарского, 9, Дзержинского, 30. Это — уникальное достояние, какого больше нет нигде и ни у кого. И именно это хочется показать. А не современную архитектуру и чистоту города. Странно, но у нас нередко именно этим и гордятся — посмотрите, как чисто! Но это же просто нормально. Когда к вам домой гости приходят, вы же не говорите им — посмотрите, как у меня чисто. Они же не за этим пришли. Каменную архитектуру показываю попутно, хотя есть достаточно интересные дома, с оригинальными балкончиками и аттиками. Эти дома очень милые, хорошие, симпатичные, родные и провинциальные, но… не шедевры. Исключения только в культовом зодчестве. Именно поэтому, как правило, заканчиваю экскурсию-прогулку обычно в Троицком соборе или Знаменском. Это настоящие, без всякого преувеличения, шедевры культового зодчества 18 века. Из улиц, которые надо непременно увидеть, — Володарского, Семакова, Дзержинского. Конечно, Историческую площадь, мимо которой нельзя пройти, потому что это место основания нашего города. Улицу Коммунистическую с Троицким монастырем. Но город — это не только архитектура. Памятники истории и культуры (объекты культурного наследия) — это и люди, и события, как исторические, так и вполне обыденные, и здания, и места, с ними связанные. — Уважаемый Валерий Александрович! Знаю, как вы неравнодушны к истории Тюмени, и у меня, как и у вас, вызывают волнение некоторые обстоятельства. На мой взгляд, не совсем должное внимание в областном центре уделяется «старинным» домам, строениям, памятникам зодчества. (Вопрос по Текутьевскому кладбищу вообще хочется задать отдельно…) Понимаю, что многое зависит от власти, но и общественность должна иметь свой вес. Вас ведь это тоже сильно беспокоит, так что еще можно сделать, чтобы не состоял «исторический район» Тюмени из нескольких отреставрированных домов? С глубоким уважением к вам, Ольга, 26 лет, ХМАО-Югра - Мне, действительно, небезразлично, что происходит в историческом центре Тюмени, как сохранить памятники, каково их состояние и что с ними будет завтра. Есть государственный орган — комитет по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, есть структуры, обладающие средствами на реставрацию. А я — историк. Считаю своим профессиональным и человеческим долгом изучать и говорить о том, что у нас ценно. Своим друзьям, властям, общественности, тем людям, которые приезжают в Тюмень на денек-другой или на годы — жить. Бывают, конечно, нелепости. Например, как с памятником Текутьеву. Андрей Иванович похоронен вовсе не на этом кладбище, а в приделе Спасской церкви, который он сам и построил в начале 20 века. А неподалеку от данного кладбища, в районе сетевязальной фабрики, была его кирпичная пятиэтажная мельница. Горожане, когда объясняли что-то, говорили: «На кладбище, возле текутьевской мельницы». А потом, как водится, слово «мельница» выпало. Осталось — «Текутьевское кладбище». Вообще уголков, связанных с Андреем Ивановичем, в городе немало. Но они совершенно в иных местах. Если бы люди, что развешивают таблички, спросили у знающих товарищей, таких ошибок можно было бы избежать. Как, к примеру, с названиями улиц. И ДОудельная у нас пишут, и ДАудельная. Пишут ГАспаровская улица. А на самом деле она — Госпаровская. Не в честь доктора Гаспара Арнери из «Трех толстяков», а в честь «Государственного пароходства». Мелочи, конечно. Но — неправильно. — Скажите, что будет с памятником архитектуры — деревянным домом возле Спасской церкви? Лев Боярский, Тюмень - Его судьбу решаем не мы. Лучше обратиться в тот самый комитет по историко-культурному наследию, который я упоминал только что. Насколько мне известно, дом хотят передвинуть ближе к Спасской церкви. Были планы перенести его в другое место или даже за город. На сегодня принято решение сохранить здание здесь. Надеюсь, при передвижении не произойдет его полная утрата. — Что является гордостью Тюмени в плане архитектуры? - Это дело субъективное. Кого-то, допустим, не восхищает дом № 3 на улице Челюскинцев. И невозможно доказать, что это шедевр сибирского зодчества. В истории человечества немало примеров, когда истинно важное уничтожали только потому, что кто-то не мог оценить по достоинству. Во времена Французской революции хотели снести Нотр-Дам де Пари. После Октябрьской революции порывались взорвать собор Василия Блаженного. И не потому, что это был рассадник мракобесия, его хотели уничтожить именно как архитектурную единицу, так как не видели в нем ничего красивого. Редкий горожанин, к сожалению, говорит, что надо в Тюмени что-то сохранить. Мол, какая здесь история? Нет ее в Тюмени. История в Берлине, Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге… Мне, например, очень нравится на Городище дом № 8 по улице Каширской (угол Крупской, 19). Хотя почти не встречаю единомышленников в этом вопросе. И понимаю, что найти их трудно, потому что декор дома состоит из очень простых геометрических деталей. Нет там пышной, тонкой, изящной резьбы, с уникальными для Тюмени мотивами. ТАК гармонично все собрано, продумано. Ни одной лишней детали. Это необыкновенно красиво, особенно, когда светит солнце. А всё вместе просто потрясает. — Валерий Александрович, добрый день. Расскажите, пожалуйста, какова дальнейшая судьба настенной живописи в Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря? Сам объект, по всей видимости, находится не в юрисдикции вашего управления по культуре, но, тем не менее, возможно вам известны планы, которые существуют в отношении этого памятника истории и культуры. Филипп, Тюмень - Года четыре назад московские специалисты отреставрировали часть живописи. В основном нижние ярусы. Насколько знаю, есть намерения продолжить эту работу. Но кто и когда будет это делать — время покажет. Отношение к этому объекту у меня трепетное. Хотелось бы, чтобы реставраторы крайне деликатно внедрялись, чтобы результаты их работы не кричали о себе, чтобы на каждом памятнике сохранялось как можно больше подлинного. Чтобы был не «такой же дом», а именно этот дом. Этот же кирпич, эти балки, эта лепнина. На мой взгляд, было бы лучше, если бы живопись монастыря просто почистили и законсервировали, даже не дописывая утрат. От восстановленной части у меня впечатление такое, что это новая роспись. 21 век. Тех чувств и того духовного воздействия, которые вызывала живопись до реставрации, обновленная роспись, увы, не производит. — Здравствуйте, Валерий. Если вас не затруднит и у вас есть информация, расскажите об истории домов 35 и 37 по ул. Водопроводной. Сейчас в этих домах находится комитет по культуре. Но говорят, что в 35-м доме были страшные события в послереволюционное время. Сергей, Тюмень - Водопроводная, 35 и 37 (один каменный дом, второй — деревянный) построены одной усадьбой. Хозяином ее был владелец колбасной мастерской Миншутин. Конкретно о событиях именно в данном доме мне ничего неизвестно. Страшные вещи ведь происходили тогда во многих тюменских домах. И на Орджоникидзе, 1 (бывший дом Жернакова), на Республике, 22, на Семакова, 18. И даже в храмах. Так, Знаменский собор территориально входил во владения Военведа, что подтверждается документами БТИ, и там, на территории собора, творились отнюдь не благостные дела. — А правда, что на месте Вечного огня когда-то было кладбище? - Слышал о такой версии. Там надо поработать археологам и либо доказать, либо опровергнуть эту легенду. Со своей стороны сомневаюсь в правдивости такой версии. Обычно такие места обходят. С кладбищами не шутят. Зачем основывать новый город на кладбище? Места много. — Существуют ли все же в Тюмени таинственные подземные ходы? Или это миф? - Наверное, существуют. Сам в них не был, но слышу о них все 30 лет, что живу в Тюмени. Какие-то ходы, переходы и тайники, видимо, есть. Может, не слишком длинные. — Валерий, приглашаю в гости: за несколько лет у меня накопилась весьма качественная коллекция фотоокон старой деревянной Тюмени. Полагаю, что есть смысл устроить камерную выставку. Снисаренко Виталий, Тюмень - Что ж, очень интересно. Тем более что многие дома уже не существуют, а фотографии сохранились далеко не каждого из них. Отчего ж не встретиться. Возьму электронный адрес. — Валерий Александрович, с вашей точки зрения должен ли застраиваться частный сектор в районе мужского монастыря? Или нужно оставить все как есть? - Несмотря на то, что жизнь идет и многое меняется, я по-прежнему считаю, что строительство многоэтажек в историческом центре — колоссальная ошибка. Городу наносится непоправимый ущерб. Здесь ведь не горы, места в Тюмени и ее окрестностях для строительства предостаточно. Может, кто-то и считает сочетание высоток с маленькими старинными зданиями удачным, развитием и прогрессом. Я — нет. Это — нонсенс. — Вы работали над подарочным изданием, посвященным 150-летию тюменского драмтеатра. Расскажите, пожалуйста, об этом. Алена, Тюмень - Рассказывать пока не время. Празднование широко еще не состоялось. Моя функция была скромной — написать. И я это сделал. На презентации люди увидят, что у нас получилось. Работать над книгой было чрезвычайно интересно. Я чувствовал себя счастливым от общения с талантливыми, красивыми, увлеченными людьми, одержимо служащими театру. Каждый — яркая индивидуальность, и у каждого — удивительная жизнь. — Валерий Александрович! Истинно ли мощи Филафея Лещинского хранятся в раке у алтаря Троицкого собора? Любовь Чмутина, Тюмень - У меня нет никаких оснований не доверять тем, кто признал истинность мощей. История их обретения в какой-то степени фантастична, но для такого дела — чудо — это так естественно. Я прихожу к раке с ощущением, что прикасаюсь к святыне. В вопросах веры надо верить, а не сомневаться. — Скажите, пожалуйста, все же имени кого улица Даудельная — аптекаря или его дочери? Какова их судьба? - Про дочь не знаю. В честь Александра Ивановича Дауделя или его жены Александры Ивановны. Думаю, что в названии улицы увековечена не конкретная личность, а фамилия. — Какие из малых городов (Ялуторовск, Заводоуковск, Ишим