Екатерина Костылева ответила на вопросы «Вслух.ру».
С тех пор, как Екатерина Костылева стала «Учителем года России — 2021», ее график изменился. Буквально на следующий день после возвращения со Всероссийского конкурса преподаватель физики 16-й гимназии вернулась в класс. А обычный календарь дополнился интервью и участием в разных мероприятиях. Какие изменения привнесла в ее жизнь победа в престижном профессиональном состязании? Об этом педагог рассказала «Вслух.ру».
С удовольствием снялась бы в «Елках»
— В конце сентября — начале октября в тюменской повестке громко звучали два события: это съемки «Елок» и ваша победа на конкурсе «Учитель года». Чувствовали поддержку родного края?
— Конечно, я чувствовала огромную поддержку — выпускников, учеников, родителей, региональных представителей, сотрудников сферы образования, жителей Тюменской области. Мне приходили сообщения из Ялуторовска, Ишима, Тобольска. Мои близкие, разумеется, тоже меня поддерживали.
Вообще, я люблю серию фильмов «Елки», перед Новым годом это особое, доброе, светлое настроение. Думаю, если бы в тот момент находилась в Тюмени, то обязательно приняла участие в массовке во время съемок.
— Про артистов говорят: проснулся знаменитым. Вы испытали то же самое?
— Нет, я не чувствовала, что проснулась знаменитой. Но с объявления пятерки лауреатов к нам появилось больше внимания со стороны прессы. Следовательно, нужно находить время и возможности, чтобы принимать участие в различных проектах.
— Как вы довезли Большой хрустальный пеликан, и где планируете его хранить?
— Он действительно большой, и я очень переживала, чтобы не разбился. Хранителем в дороге была моя мама. В дальнейшем, думаю, он отправится в стаю к малым пеликанам 16-й гимназии.
Тюмень сможет показать свое гостеприимство
— Вы побили все рекорды, до этого тюменцы максимум входили в топ-15 и топ-5. В следующем году конкурс будет проводиться в Тюмени — настолько значимым получилось ваше участие. Пришло осознание масштаба победы?
— Конкурс будет проходить в Тюмени, и это, на мой взгляд, ценно для всех жителей области. Это событие, которое расскажет о нашем регионе, сформирует представление о тюменском гостеприимстве, традициях, культуре. Тем более, что много лет не было победителей из-за Урала, наш регион отдален от Центрального федерального округа. Поэтому, конечно, событие значимое.
Однако осознание масштаба, наверное, еще в процессе. Нужен небольшой перерыв, чтобы понять, принять, что произошло. Прошла неделя, как мы вернулись в город, но я сразу погрузилась во все рабочие процессы, и мысли сосредоточены на этом.
— Возможно, пока рано говорить, но готова ли гимназия стать площадкой для проведения будущего конкурса?
— Учебное заведение очень часто принимает различные конкурсы, имеет достаточно большой опыт в этом направлении. Но мы с коллегами пока не говорили, насколько готовы к «Учителю года». Так как это — изменение учебного процесса, включение коллектива, участие детей, что тоже очень ответственно.
— Что вам дал конкурс «Учитель года»?
— Конкурс дал возможность профессионального общения с коллегами из разных регионов, с профессиональным сообществом. Обменяться опытом, познакомиться с другими методиками. Кроме того, это возможность получить оценку своего мастерства.
— Что было самым трудным?
— Конкурсный формат в режиме нон-стоп.
— Изменилось ли отношение к вам после победы — коллег, детей, родителей?
— Пока есть ощущение, что мы очень соскучились друг по другу. Достаточно продолжительный период времени не было возможности для общения, профессионального взаимодействия. С детьми давно не виделись на уроках. Поэтому есть изменения в отношении, но они связаны с этими эмоциями.
Конечно, их поддержка, переживания, которые меня сопровождали на протяжении всего участия в конкурсе, тоже дают о себе знать. То волнение и радость, которую они испытывают, — очень дорогого стоит.
В учителя — из нефтяной сферы
— Волнительно было общаться с президентом Владимиром Путиным?
— Конечно, волнение присутствовало. Мы настраивались на общение с Владимиром Владимировичем. Но и до, и после встречи сошлись во мнении, что президент готов был нас услышать. Очень здорово, что в День учителя глава государства встречается с представителями учительского сообщества.
— Вы сказали президенту, что учитель — ваша вторая профессия, первая — в нефтяной отрасли. Что побудило уйти из прибыльной сферы в школу?
— По первому образованию я действительно физик-нефтяник. В студенчестве увлекалась наукой. Но помимо этого со старших классов стала комиссаром педагогического отряда «Неугомонные» в Тюмени. В какой-то момент моя любовь к детям, любовь к коллективным, творческим, масштабным делам, любовь к науке сошлись в том, что я стала учителем физики.
— Ваш педагогический стаж — 8 лет. Как за эти годы изменилось отношение к профессии и сама профессия?
— Профессия меняется, потому что мир меняется. Меняются дети, среда, в которой мы живем, поэтому профессия учителя тоже претерпевает изменения.
Раньше говорили, что учитель является единственным источником информации, человеком, который хранил и доносил ее до детей. Сегодня мы — наставники, которые ведут детей по пути научного познания, сопровождают в момент открытий, создают условия для формирования познавательной активности.
С опытом меняется и мое отношение к профессии. Приходит осознание: что получается, что нет. Но в любом случае я чувствую, безусловно, большую ответственность за то, как знания, навыки, мысли, которые есть у ребенка, помогут ему в дальнейшей жизни.
Правда ли, что заберут в Москву?
— Одновременно с радостью за победу у многих появились опасения, что лучшую учительницу заберут в Москву или в правительство. Даже таксисты об этом говорят. У вас какие планы?
— Пока мой план — погрузиться в рабочий процесс, вернуться в свою педагогическую работу. Сейчас я учу в том числе 10-е профильные классы, нужно с ними пройти все по программе. Кроме того, в «ФабЛабе» ТюмГУ мы занимаемся запуском курсов, который был отложен в связи с моим отсутствием в Тюмени. Ничего больше я пока не планирую.
— Известно, в чем будет заключаться роль советника министра, которую получила пятерка лауреатов конкурса «Учитель года России»?
— Насколько я понимаю роль советника министра — в определенные моменты у нас будет возможность взаимодействия, общения; мы сможем озвучивать и обсуждать определенные вопросы.
— На какие темы хотелось бы акцентировать внимание в роли советника?
— Мы уже начали говорить об этом: как можно поменять среду, чтобы у детей было больше возможности для самореализации. Как сделать так, чтобы в рамках классно-урочной системы была возможность индивидуализации учебного процесса для каждого ребенка. Как можно создавать условия для формирования целостной картины мира. Обсуждали участие родителей в процессе обучения и воспитания ребенка, синхронность действий со стороны образовательного учреждения и родителей.
Про условия работы учителя, про возможность коммуникации учительского сообщества с органами власти, которые могут непосредственно вносить свои изменения.
— Многие интересуются: как вы намерены потратить губернаторскую премию?
— О премии не думала. Но в тот момент, когда ее получу, обязательно задумаюсь о том, как правильно ею распорядиться.
— Что хотелось бы пожелать коллегам на будущих конкурсах?
— Одна из конкурсанток, которая вошла в число лауреатов, написала письмо будущим участникам, и я солидарна с ним. Как бы ни было волнительно и ответственно, самое главное на конкурсе — это профессиональное общение, возможность познакомиться с замечательными людьми, продемонстрировать, на что ты способен, что делаешь в своем регионе. Будут разные эмоциональные моменты, важно сохранять себя и достойно принимать участие в различных проектах.
И, разумеется, постараться получить удовольствие и пользу от каждого этапа конкурса. Конкурс — это еще и интенсивный курс повышения квалификации. А полученные знания помогут в дальнейшей работе.
Фото: официальный паблик Минпросвещения и из архива Екатерины Костылевой
Еще по теме:
Тюменка Екатерина Костылева стала «Учителем года России 2021»
«Учитель года России -2021» считает, что будущие участники конкурса полюбят Тюмень
Александр Моор поздравил тюменку Екатерину Костылеву с победой на конкурсе «Учитель года России«