Dipol FM | 105,6 fm

«Училка»: фарс о школе снимали без спецэффектов, но с эмоциями

"Я снял «Училку» у себя в голове задолго до того, как мы приступили к съемочному процессу", - рассказал режиссер.

_Новый фильм «Училка» вызвал неоднозначную реакцию у тюменских педагогов, посетивших предпремьерный показ. Сразу после показа со зрителями встретились авторы картины — режиссер Алексей Петрухин, актер Андрей Мерзликин, сыгравший полковника Кадышева, актриса Анна Чурина, исполнившая роль директрисы, и исполнительница главной роли народная артистка РСФСР Ирина Купченко. Тюменцы не скупились на вопросы._

— Почему фильм называется «Училка»?

Алексей Петрухин (А.П.): — Учитель — это святое, и я намеренно взял это слово, чтобы тем, кто сейчас сидит за партой, никогда не пришло в голову так называть своего педагога.

— Вы не опасаетесь, что фильм может вызвать волну попыток подражать? Почему серьезный разговор стал возможен только под дулом пистолета?

А. П.: — Это кино рассчитано на эмоциональное потрясение. Пистолет и все прочее — для эффекта. Я надеюсь, что у нас получилось сделать так, чтобы результат был обратным. Думаю, никто не станет подражать, а изменит отношение к системе образования. Пистолет — это метафора, демонстрирующая не только разобщенность класса, но и всего общества.

Конечно, нельзя доводить до крайности, когда кто-то достает оружие. Поэтому мы и создали такой фильм. По сути, тем самым пистолетом может явиться наша кинокартина. Мы пытались создать такое кино, обсуждая которое можно о чем-то договориться. Это хороший повод, чтобы в школе учителя объединились с учениками, посмотрели фильм и поговорили об увиденном. Иногда даже попытка такого диалога дает плоды. А стресс здесь в воспитательных целях, он должен помочь вычленить самое важное.

Андрей Мерзликин (А. М.) — Мы все родители. У меня, например, трое детей. И если они вдруг начинают вести себя так, как в начале нашего фильма, мне приходится их останавливать. «Игры в демократию» дома не проходят. Но это в семье, а у учителя нет таких инструментов воздействия, как у родителей. Поэтому важно предупредить подобный ход развития событий.

— Фильм создавался с посылом рассказать о современной школе. Какую основную мысль должно услышать Министерство образования?

А. П.: — Чиновники из Минобразования посмотрели наше кино и сказали, что сделают все возможное, чтобы фильм увидели учителя. В Анапе мы собрали 665 человек из 67 регионов. И они все в голос сказали, что дети должны обязательно посмотреть этот фильм. Я тогда предложил им просто запретить фильм к показу. (Смеется. — Прим. ред.). Вот когда запретят, дети обязательно его посмотрят.

Этот фильм мы показывали и для педагогов в Москве, собрали 870 человек. В итоге появилось предложение ввести в школах киноурок, чтобы научить детей и подростков правильно смотреть кино. Ведь это мощнейшее из искусств, которое формирует общественное мнение. Я как режиссер могу назвать кино «оружием массового поражения». Американцы используют его очень умело. В Советском Союзе кинофильмы тоже активно использовались для формирования общественного мнения. Сейчас идею объединения нации через киноискусство активно использует Китай. С помощью кино можно донести до общества любую задачу. Поэтому нужно учиться различать, что и с какой целью нам показывают с экрана. А подрастающее поколение не умеет этого делать.

— В вашем фильме ученики, держащие пистолет, выражают ровно то же презрение, которое в начале урока выразила классу учительница. Разве тем самым не перечеркивается положительный финал?

А. П.: — Это называется «живой урок этики»…

— Почему для злободневной сильной темы был выбран жанр фарса?

А. П.: — Был страх, что зрители не выдержат драму и начнут уходить с сеансов. Тема очень тяжелая. И без воздуха в виде смеха воспринимать ее очень непросто. Мировой кинематограф движется в сторону документального жанра, натуралистичности, но за этим часто пропадает самое важное. Иногда метафора с экрана намного сильнее действует на человека. Базис школы, любой, где преподаются история, литература, позволяет эту метафору считать практически любому человеку.

А. М: — В прошлый раз, когда я смотрел фильм, у меня появилось ощущение, что это басня, когда мы что-то берем за «икс», что-то — за «игрек» и стараемся донести смысловую нагрузку. У этого фильма, как и у басни, есть мораль.

Ирина Купченко (И. К.): -Я не помню, чтобы во время работы над картиной мы как-то определяли ее жанр строгими рамками — просто рассказывали жизненную историю. А в нашей жизни смешное очень тесно переплетается с трагическим. Можно сказать, что и наша жизнь тоже фарс. Определение ничего не меняет. Жизнь настолько сложна и разнообразна, что любое определение будет соответствовать какому-то эпизоду.
Просто все шло от людей, от режиссера, у которого в процессе съемки возникали новые идеи, от актеров, которые себя проявляли. Отсмотрев все, что было заявлено и сыграно на площадке, режиссер слепил фильм. А сейчас мы пытаемся результат нашей работы каким-то образом классифицировать. Но на самом деле использование слова «фарс» — это формальная попытка назвать как-то нашу работу по жанровой принадлежности.

А. П.: — Фильм снят без надуманных спецэффектов. Самый главный эффект — это человеческие эмоции. Никакой политики в картине не ищите, она создавалась ради идеи. В фильм вошло очень много сцен, которые были сыграны на площадке. Камера включалась раньше, чем давалась команда, и выключалась гораздо позже — у нас никогда не было команды «стоп». К примеру, тот момент, когда героиня Розы Хайруллиной приглашает главную героиню в кабинет директора, была записана в момент репетиции. Актеры думали, что просто попробуют, а на самом деле уже шла съемка. И актриса, игравшая Зубрилу, засмеялась именно потому, что заметила снимающую камеру. Как у нас говорится, раскололась. То же самое с фразой «Нет контакта» в другом эпизоде, когда полковник Карбышев в исполнении актера Андрея Мерзликина пытается вести переговоры с террористами, захватившими класс, по телефону учительницы, даже не подозревая, что в этот момент учительница сама держит весь класс под прицелом. У нас не было еще зала, где бы люди не смеялись на этой сцене.

— Ирина Петровна, как вы решились на эту роль — учительницы, глубоко переживающей за каждого?

И. К.: — Знаете, это заблуждение, что я играю хорошую учительницу. Я играю учительницу, которая потерялась в этой жизни. Понимаете, она запуталась. И выжить ей очень сложно. Это фильм не про хороших учителей. Безусловно, у нас есть прекрасные учителя, у нас есть прекрасные классы. Но есть и такое, как моя героиня. И мы хотим помочь тем, кто запутался в этой жизни. И учителям, и ребятам, которые тоже запутались, не зная, что хорошо, а что плохо. И у нас есть есть учителя, которым тяжело и которые тоже запутались. Про хороших учителей и хорошие классы речь не идет. У них все в порядке. Мы не говорим о том, что картина мира абсолютно такая. Но потерявшихся людей, как моя героиня, очень много. И не только учителей, к сожалению.

— Для вас эта роль — дань времени? Или противостояние ученик-учитель уже классика?

И. К.: — Такая картина не могла возникнуть в мое время. Потому что в стране была совершенно другая социально-экономическая ситуация. Тогда появлялись такие картины, как «Чужие письма» (реж. Илья Авербах, 1975 г.). Если подобный фильм снять сейчас, то вряд ли кто-то из подрастающего поколения поймет, о чем идет речь. Для них просто это не будет считаться проблемой.

А сейчас они более жесткие, чем 20−30 лет назад. И рассказывать о них приходится в таком жестком, совсем не педагогическом формате.

— Что привлекло вас в этой роли?

И. К.: — Мне понравился сценарий своей актуальностью. Я поняла, что это нужно нашему времени, что об этой проблеме вообще необходимо сказать с экрана. И поэтому я с удовольствием приняла предложение режиссера.

— В привычном амплуа вы женственная, обаятельная, нежная… А тут вдруг женщина с оружием в руках…

И. К.: — Для меня, конечно, это был непривычный образ. Действительно, я всегда играла лирических героинь в драматических, психологических фильмах. Этот фильм совершенно не психологический. Там психологии не место. Фильм построен по принципу: что думаешь, то и говоришь. Нет такого, что три пишем, а два в уме. Мне показалось, что вот так в открытую высказаться по всем темам, которые в обществе нас волнуют, о проблемах, которые существуют, важно. Я не скажу, что это было трудно. Наоборот, легче, чем играть психологию. И мне показалось, что, во всяком случае сегодня, это должно прозвучать.

— А сами вы не хотите попробовать преподавать?

И. К.: — Вы знаете, я четыре раза играла учительницу, но никогда в жизни не хотела работать в школе. Даже в училище при академическом театре имени Вахтангова, где я работаю, мне столько раз предлагали преподавать, а я все отказываюсь. Не могу. Наверное, у меня нет этого призвания.

— Анна, вы, наверное, единственная из актеров, кто на самом деле педагог по образованию. Как вы оказались на сцене?

Анна Чурина: — Я на сцене с пяти лет. Но в школьные годы металась между педагогикой, лингвистикой и актерской профессией. Я оканчивала школу в середине 1990-х, когда с театром и кино была непонятная ситуация. Родители настояли, чтобы я пошла учиться на учителя. Поэтому по образованию я учитель английского языка, даже успела поработать в школе. Мне достался 11 класс. Так что педагогический опыт был пройден не только в рамках практики. Конечно, когда я работала в школе, не было ничего похожего на то, что случилось с главной героиней фильма. Тем не менее, найти общий язык с учениками было непросто. И я быстро поняла, что театр мне ближе.

— Как появился образ человека «рядом с директором» в исполнении Розы Хайруллиной?

А. П.: — Изначально она должна была быть завучем. Когда я отправил Розе сценарий с большими монологами, она ответила: да, это моя роль, все хорошо, только я не хочу гримироваться, репетировать не буду, одеваться тоже и, если можно, я не буду так много говорить. Думал, что все решим, когда артистка приедет на площадку. А когда она приехала на съемки в этом зеленом пиджаке и этой юбке, я понял, что завучем она точно не будет, а будет просто всегда рядом с директором в кадре. Ну и дальше все шло спонтанно. На съемках она вдруг достала из кармана конфеты, стала угощать… С ее стороны это была полная импровизация, которая в итоге вошла в фильм.

— Есть информация о том, что будет продолжение фильма. Сохранится ли актерский состав?

А. П.: — Да, продолжение будет. По сюжету учительница со своими учениками встречается через год после выпускного. И они идут на мюзикл к одному из одноклассников, который играет в нем главную роль. Они оказываются в заложниках у настоящих террористов. Весь фильм снимается в одном зале и будет называться «Испытание». Все то, чему их научили в школе, в том числе и на уроке истории в первом фильме, помогает им по-настоящему проявить себя. Мы увидим, кто каким человеком стал, насколько сильным.

— Алексей, вы снимаете очень быстро. Чем оправдана сама идея коротких съемок?

А. П.: — У меня был опыт съемки за три дня — картина «Быть или не быть», где в психиатрической клинике следователь допрашивает актрису, убившую коллегу. Фильм «Училка» мы снимали две недели. Когда ты знаешь, что и как будешь делать, меняются сроки достижения цели. Я снял «Училку» у себя в голове задолго до того, как мы приступили к съемочному процессу. Съемка — это процесс воплощения идеи, техническая процедура. Обычно 5−6 месяцев занимает только монтаж, когда ты думаешь, как лучше тебе сделать, но когда знаешь, что именно хочешь, когда уже составил эту картинку, процесс ускоряется. В результате зритель получает кино именно тогда, когда это важно и актуально.

— Когда зрители смогут снова встретиться с героями фильма «Училка»? Когда «Испытание» выйдет на большой экран?

А. П.: — Премьера состоится в конце следующего года.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменец из-за ревности вытолкнул собутыльника с балкона седьмого этажа квартиры на улице Ямской
Тюменец из-за ревности вытолкнул собутыльника с балкона седьмого этажа квартиры на улице Ямской
Возбуждено уголовное дело о покушении на убийство.
#уголовное дело
#ревность
#алкоголь
#СК РФ
#Следственный комитет
#Следком
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В приложение «Телемед 72» для тюменцев добавили цифровой календарь вакцинации
В приложение «Телемед 72» для тюменцев добавили цифровой календарь вакцинации
Персональный план вакцинации составляет лечащий врач.
#телемед
#приложение
#медицина
#здравоохранение
#вакцинация
#здоровье
#сервис
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Тюмени организовали межрегиональную стажировку для специалистов по работе с детьми
В Тюмени организовали межрегиональную стажировку для специалистов по работе с детьми
Эксперты из разных ведомств детально разобрали тюменскую модель работы.
#дети
#работа
#семья
#стажировка
#новости Тюмени
#социальная помощь
#тк
От Ново-Комарово до Ново-Патрушево: дорожные перспективы в новых районах Тюмени
От Ново-Комарово до Ново-Патрушево: дорожные перспективы в новых районах Тюмени
Об этапах строительства Южного коридора рассказали в ГУС.
#ГУС
#дороги
#строительство
#Александр Исаков
#Тюмень
#Ново-Патрушево
#Ново-Комарово
#новости Тюмени
#тк
На перекрестке Республики и Мельникайте в Тюмени может появиться цифровой «контролер» для нарушителей ПДД
На перекрестке Республики и Мельникайте в Тюмени может появиться цифровой «контролер» для нарушителей ПДД
Технологию апробировали у моста Влюбленных.
#Станислав Логинов
#технологии
#ИИ
#нейросети
#безопасность
#дороги
#Тюмень
#новости Тюмени
#карт

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять