Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Тюменский сталкер Павел Ситников: Мои правила для турбизнеса неприемлемы

Натуралист рассказал «Вслух.ру», почему над ним смеются турфирмы, где он мечтает побывать и как ему удалось напугать дикого кабана.

Есть в Тюмени уникальные люди, самородки, которых, на мой взгляд, нужно носить на руках и спонсировать по высшему разряду. Потому что они — патриоты родного края, которые душой болеют за его развитие. Они не участвуют в пафосных мероприятиях, не ходят на поклон к чиновникам, а просто занимаются любимым делом, подчас из чистого энтузиазма.

Сегодня наш собеседник — один из таких людей, Павел Ситников. Редчайший знаток природы края, блистательный рассказчик и путешественник.

— Я в последнее время, взяв несколько интервью у выдающихся личностей города, поняла, что читателям больше всего нравится узнавать факты биографии этих людей. Вспоминаю наше с вами знакомство 20-летней давности: непередаваемая атмосфера в вашем подвальчике-кабинете научных сотрудников в музее «Городская Дума», где мы с моей подругой и с вами много болтали и веселились, как моя дочь бегала по красным мягким коврам по деревянным скрипучим лестницам…

— Музей с тех пор сильно поменялся, году примерно так в 2009-м. Убрали все научные ставки, к тому же несколько лет не выделяли ни рубля ни на конференции, ни на экспедиции. Многие уволились: ушли в НИИ, в университет. Я ещё продержался несколько лет на передвижных выставках. Когда меня хотели уволить, предложил директору оставить меня младшим научным сотрудником на полставки. Это с первого зама директора!

И вот в этом положении я тогда просуществовал ещё год-два, получал на руки четыре тысячи рублей — надо мной в открытую смеялись в бухгалтерии: как я с музейным стажем в 25 лет получаю такие деньги и до сих пор ещё живой и работаю? Но я всегда подрабатывал: фотография и много чего ещё.

Ну, а потом случилась ещё одна оказия — маленький скандальчик в музее, я быстро уволился по собственному желанию и подумал: «Ну, слава богу!». Потому что в музее сложилась совсем другая ситуация. Тот проект, о котором я мечтал и прорабатывал все последние годы — стационарной экспозиции музейного комплекса (рассказы об истории края от и до) — был, мягко говоря, положен под сукно…

— Чем стали заниматься?

— Я ушел в ту отрасль, которая мне интересна. Это был 2012 год. Ещё летом 2011 года, по выходным дням, начал проводить экотуры в разные места. Тем более я за 200 музейных экспедиций и выездов лучше чем кто-либо знал, куда надо водить людей, где интереснее всего. К тому же у меня было много друзей на машинах, прежде всего, «моржей» — они очень подъемные ребята, веселые, без всяких вредных привычек, с ними ехать не стыдно хоть куда!

Мне это всё понравилось. И я ушел на вольные хлеба. На экотурах чуть-чуть зарабатываю, на жизнь, конечно, не хватает, поэтому постоянно приходится занимать. Пишу статьи, но не ради гонораров, а ради популяризации туризма, — у меня ведь огромный опыт за плечами: около 2000 экскурсий по природе и несколько сотен авторских лекций. Сейчас счет пошел на уже сотни публикаций в СМИ.

Тюменский сталкер Павел Ситников: Мои правила для турбизнеса неприемлемы

— А научные работы были? Кандидатская?

— Ученые просто заставляют меня кое-что писать, и я пишу. Когда был молодой, и когда мне сокурсники навеливали писать кандидатскую, тогда не предполагалось никаких доплат в музее за это. Словом, не было стимула. Те, кто работал в НИИ, получали доплаты. А потом я просто перегорел. Тем более что моими кумирами и учителями в энтомологии, где я, собственно говоря, до сих пор что-то соображаю, были такие же точно спецы, которые никакую кандидатскую не писали никогда, но являлись специалистами мирового уровня. Это Юрий Петрович Коршунов в Новосибирске, Елена Михайловна Антонова из Зоомузея МГУ. Они — энтузиасты до мозга костей, много что знают, имеют огромное количество научных работ, а кандидатских и тем более докторских у них нет. Хотя мой курс, с кем я учился на биофаке, очень сильный. Там три доктора наук, а кандидатов уж мы не считаем…

— Вы тюменский университет закончили?

— Учился в ТюмГУ, причём до нас был географо-биологический факультет, а мы уже чисто биологический закончили. Я как-то думал, если в 2012-м году не будет конца света, то напишу сразу три диссертации — по энтомологии, по туризму и по музейному делу. И материалы свои есть у меня, и публикаций хватает. Но не хочу и не могу, и некогда. Потому что если занимаешься своим делом, то оно отнимает чуть ли не 24 часа в сутки.

По сути, экотуризмом я профессионально занимаюсь один на юге Тюменской области. В других регионах есть аналогичные компании, они крепко сидят на своих местах, перспективные, но и цены у них могут быть в два раза выше или они не такие строгие к своим клиентам, как я.

Надо мной, конечно, все турагентства смеются, потому что я — единственный, у кого такие правила в плане нахождения в природе. У меня, например, пить-курить в туре нельзя. Меня ещё и «моржи» утвердили в этом мнении.

Тюменский сталкер Павел Ситников: Мои правила для турбизнеса неприемлемы

— А до «моржей» вы были таким?

— В принципе, да. Курить-то вообще никогда по жизни не курил. А пить — я ведь не зашитый. В пересчёте на чистый спирт где-то граммов 200 в год выпиваю. По русским меркам, это — трезвенник. Да и то по очень большим поводам: свадьба, похороны… И потому мои туристы уверены, что никогда никто неадекватным поведением не испортит им тур изнутри. Вот 9 лет уже так и идёт.

— Сколько провели туров за это время? География?

— Больше 280 туров. На Западе — от Карелии (если не считать Боснию) до Камчатки включительно. На Севере — это Заполярье, плато Путорана, которое считается одним из самых неприступных. Там климат почти как в Антарктиде. На юге — до южного берега Крыма и Кавказа включительно, не считая Южного Казахстана. Пока мечтаю поставить западную точку — Калининградскую область. Хочется побывать на Сахалине, на Курильских островах, на острове Беринга.

Есть и большое желание по миру поездить. У нас в России, конечно, хорошо и интересно, но есть места и в 10 раз интересней. Но для этого нужны финансы. Ведь наши туристы, что едут за рубеж (по крайней мере, большинство) — это любители сервиса. А я лично не хочу платить по несколько тысяч за ночь, чтобы поспать на шелковой простынке. И найти людей, которые бы за рубежом жили в хостелах, не снимали бесконечные селфи и ходили весь день в поисках чего-то интересного — весьма трудно. Это совсем другая психология.

Тюменский сталкер Павел Ситников: Мои правила для турбизнеса неприемлемы

— Но ведь в той же Европе всё окультурено, и почти нет таких мест, куда можно рвануть дикарем…

— В продажную Европу я даже не хочу! И в Америку тем более не поеду. Есть же юго-восточная Азия… Я пропагандирую совершенно неправильную в турбизнесе установку, что ехать в страны, которые нам объявили санкции, — не надо. Я немного «ненормальный», чересчур принципиальный в этом смысле…

— Патриот…

— Ну типа того! Те, которые к нам дружественно относятся, безвизовые страны — вот туда и надо ездить. И таких около 70-ти, — я недавно посчитал. За глаза хватит на то время, пока другие одумаются.

— Были прецеденты, когда вам говорили: да брось ты эту Тюмень, поехали к нам — дадим тебе дом, деньги?

— Нет, я ж не чиновник и не депутат! У меня огромная библиотека, куча туристического инвентаря, раскиданного по двум съемным квартирам и офису. Это не просто — взял зубную щетку и поехал. Я всем говорю: «Ребята, я из Тюмени — никуда! Тюмень — вообще центр России, и отсюда я доберусь до любого места, про которые думают, что туда невозможно добраться. Были бы желание и опыт. Нас, к примеру, музей отправлял в Заполярье, не давая ни рубля на вертолет, и мы добирались: и вертолет бесплатный находили, лодку, друзей…

Тюменский сталкер Павел Ситников: Мои правила для турбизнеса неприемлемы

— Ну, ещё же нужно принять во внимание вашу харизму, коммуникабельность…

— В том числе, но главное — опыт. Многие ведь коммуникабельность через бутылку находят, а ты попробуй без бутылки!

— А как истории с дикими животными? Орлы, кабаны…

— Это редчайшие случаи. Попасть на пешеходном переходе под машину в тысячу раз вероятнее, чем перспектива, например, что тебя орел клюнет. К тому же я как зоолог знаю, как вести себя с животными. Прошлой весной на меня напал кабан-секач, а я был абсолютно безоружен. Пришлось мне на него напасть с поднятыми руками и русским матом. Он еле затормозил от такой наглости у самых моих ног и резко драпанул в лес, и всё это видели 20 человек. Есть кадры, как он на меня бежит, и как я его почти в упор фотографирую, как склонился над ним.

Надо знать, как себя вести с гадюками, хищными птицами. Я же не просто проводник для туристов, а профессиональный зоолог. Ведь простой проводник приведет на красивое место — «смотрите, как тут красиво!». И всё! Мне же так совсем неинтересно. Я заранее готовлюсь. Например, в Крыму каждый второй вид растений и животных — местный. Я снимаю их и по приезду называю правильными именами.

Иногда в турах доходит до смешного. Например, в национальном парке Казахстана «Чарынский каньон» полно каких-то грызунов. Я спрашиваю у сотрудника парка — кто это? Отвечает: тушкан какой-то! Я ведь в музее Алма-Аты отыскал этого зверя — оказывается, большая песчанка. Или в Крыму: там самая обычная чёрная птица с кривым клювом. Спрашиваю у местных — кто это? Не знают. А я знаю — клушица! У меня просто в детстве настольной книгой был семитомник «Жизнь животных», я оттуда много чего помню.

… Павел Ситников каждый эко-сезон разрабатывает по 10 новых программ с прицелом поехать туда, где даже сам ни разу не был! Так, он считает, интереснее! Можно долго рассказывать о его коллекции, хранящейся в фондах музея имени Словцова, о клубе путешественников РГО, о курсах рисования животных, которые он проводит, кружке энтомологии для юных любителей насекомых… Ситников увлечен фотографией, артефактами доисторических времен и криптозоологией: Гиперборея, снежный человек…

Получил недавно травму — теперь вся левая нога в тромбах. Нельзя ни в баню, ни моржевание. Врачи говорят, что о походах теперь можно забыть! Но не тут-то было. Тюменский путешественник просто ждет окончания самоизоляции — и вперед, дарить людям радость общения с природой и рассказывать об её тайнах…

Фото: Сергея Елесина и со стр. Ф Б Павла СитниковаПавел Ситников

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
В Тюменской области мужчину осудили за партию немаркированных сигарет на миллион рублей
В Тюменской области мужчину осудили за партию немаркированных сигарет на миллион рублей
В суде Юсифов признал вину и рассказал, что купил сигареты по заниженной цене у незнакомого человека.
#сигареты
#суд
#торговля
#Викуловский округ
#Тюменская область
#тк
От меню до подарков: какую часть предновогодних забот россияне делегируют нейросетям
От меню до подарков: какую часть предновогодних забот россияне делегируют нейросетям
Более половины россиян уже используют или планируют использовать основанные на технологиях искусственного интеллекта сервисы для генерации новогодних поздравлений, поиска подарков, рецептов и планирования активностей на предстоящие праздники.
#Новый год
#искусственный интеллект
#подарки
#помощь
#опрос
#тк
41% россиян собрались спать после боя курантов
41% россиян собрались спать после боя курантов
Россияне рассказали, что Дед Мороз приходит к каждой пятой семье, 69% будут новогодничать дома, свыше 60% считают майонезные салаты злом, но в 90% случаев на праздничный стол их все равно ставят.
#Новый год
#отдых
#традиции
#путешествия
#тк
2026-й станет в Югре Годом молодой семьи
2026-й станет в Югре Годом молодой семьи
Пожилые люди тоже не останутся без внимания.
#семья
#молодые люди
#пожилые люди
#программа
#Руслан Кухарук
#губернатор
#Югра
#тк
Ричард и Асма: Казанский ЗАГС назвал редкие имена для новорожденных
Ричард и Асма: Казанский ЗАГС назвал редкие имена для новорожденных
Популярными именами среди мальчиков стали Амир, Эмир, Даян.
#имена
#Казань
#Татарстан
#новорожденные
#новости России
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять