Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Тамара Казанцева: Фантастику не люблю, я предпочитаю реальную жизнь

Их было много, маленьких и больших жизненных уроков. Наверное, в первую очередь это уроки мужества и патриотизма.

_Мы продолжаем интересоваться подробностями жизненного пути депутатов Тюменской областной думы в рамках совместного проекта регионального парламента и еженедельника «Вслух о главном» «Дума в лицах». Депутат Тамара Казанцева рассказала о том, почему не пошла в вуз, где учился Ленин, как на выбор профессии повлиял костюм из лавсана и кому передала эстафету химика._

— Тамара Николаевна, какие книжки вы в детстве читали?

— Много читала. Все перечислять?

— По жанрам: приключения, фантастику?

— Вот как раз фантастику не любила, а много произведений читала о войне. Понятно, что все читали Гайдара «Тимур и его команда». Потом «Васек Трубачев и его товарищи» — детская книжка Валентины Осеевой, «Тарантул» Германа Матвеева — об обороне Ленинграда. В школе нам рассказывали о том, как дети вели себя в годы Великой Отечественной войны. И поэтому, может быть, у меня и было желание читать такие книжки. А когда была совсем маленькая, читала «Федорино горе» Корнея Чуковского, много стихов Сергея Михалкова, «Что такое хорошо, что такое плохо» Владимира Маяковского. Вот что я читала в детстве, как запомнила.

Фантастику почему-то не любила, и потом, уже будучи взрослой, не изменила своего отношения: как не любила, так и не люблю. Я предпочитаю реальную жизнь.

— То есть вы технического склада ума человек. А когда профессию выбирали, с чем вашу любимую химию ассоциировали? Связывали ее с будущим, настоящим или прошлым?

— Я училась на одни пятерки в школе, поэтому ни один предмет не был для меня проблемой. Но когда я переехала из небольшой деревни в Тобольск и пришла в школу № 1, тогда лучшую в городе, познакомилась с учительницей химии Еленой Михайловной Елохиной. Она стала для меня «законодателем мод» в учебе, в выборе профессии. Ее уроки были настолько интересными, что я полюбила химию еще больше. Она сама окончила Московский химико-технологический институт, но я решила, что поеду поближе, в Казань. Москва все-таки была далековато. Ассоциация была такая: мой любимый учитель получил химическое образование, работает, у нее много учеников, поэтому я должна пойти по ее стопам. Я так и сделала.

— Вы не задумывались о том, что могли еще куда-то пойти, раз у вас все предметы шли хорошо?

— Я, вообще-то, человек постоянный, если выбрала что-то, то буду своего выбора держаться. Я не металась, хотя рядом был Казанский государственный университет, в котором учился Ленин. Зато в химико-технологическом институте по выбранной профессии можно было многое посмотреть и попробовать на практике. Кстати, там и инженерная должность присваивалась по окончанию. После третьего курса мы поехали в Германию, тогда ГДР, был обмен делегациями. На пятом курсе я побывала на государственной практике в Москве на Дорогомиловском химическом заводе. Меня туда даже пригласили после окончания института. Видимо, им понравилось, что я была многостаночницей — обслуживала сразу три станка по литью полимеров, хотя у меня тогда и опыта-то большого не было.

В общем, специальность, которую я выбрала, оказалась востребованной. Тем более что в 1971 году был принят очередной пятилетний план, в том числе планировалось строительство Тобольского нефтехимкомбината. И раз я сама из Тобольска, у меня появилось желание вернуться к себе на родину и найти работу по специальности на новом предприятии.

— То есть о большом городе не думали?

— Нет. Я хорошо училась и еще занималась общественной работой, была секретарем комитета комсомола нашего большого факультета, где учились около пяти тысяч студентов. Все это давало дополнительные преимущества при выпуске. Я могла выбрать любое место или взять свободный диплом и остаться в аспирантуре при институте. Но я решила поехать домой, в Тобольск. Там оставались бабушка, братья и сестры. Надо было им помогать.

— Какие-то конкретные уроки химии из школы помните? Чем вас учительница увлекла?

— Однажды она пришла на работу в костюме из шерстяного волокна с лавсаном и сказала: «Этот костюм из новой ткани, она не мнется. Можно положить его в чемодан, поехать в командировку и потом не придется гладить. Это достижения химии».

Елена Михайловна не ограничивалась рамками учебника. Она была начитанным, образованным человеком, поддерживала связь с известными учеными-химиками того времени, много читала, была хорошей рассказчицей. Мне это всегда нравилось в ней. Она настолько хорошо знала свой предмет и так умела его донести до своих учеников, что мы постоянно участвовали в олимпиадах — городских, областных. Многие после школы поступали в престижные профильные вузы.

Ее уроки очень пригодились мне в педучилище, где я сама преподавала химию. Я всегда стремилась к тому, чтобы занятие было интересным. Ведь сама по себе химия — наука сухая, если ее ничем не разнообразить. А когда неинтересно, то и в голове ничего не остается. Поэтому то, что моя учительница Елена Михайловна заложила в меня, я передала студентам, постаравшись развить и добавить.

— Вы же родились в небольшой деревне?

— Шахматово, да. Там было всего двадцать домов. В школу мы ходили за три километра по лесу. Зимой, когда было холодно, иногда нас возили на лошади, запряженной в сани. В сильные морозы оставались ночевать в интернате при школе. А так мы проходили это расстояние без проблем. И я вспоминаю то время с большой теплотой. Даже если на улице было холодно, мы всегда бегали, резвились. Осенью, когда шли из школы, собирали и ели шиповник, малину, которая еще не осыпалась, черемуху, залезали на деревья прямо в школьной форме — где-то и фартук порвем или платье. Обследовали всю территорию, пока шли от школы до дома. А потом учили уроки. Поэтому три километра — это для меня своеобразный школьный марафон.

— А в связи с чем в Тобольск переехали? Нужно было доучиваться?

— В деревне была восьмилетняя школа. Мои родители приняли это решение, накопили денег и уехали раньше, купили полдома на улице Менделеева, а я осталась доучиваться. В девятый класс уже пошла в тобольскую школу № 1, которая работает по сей день.

— Кем по профессии были ваши родители?

— Мама была бухгалтером, работала в колхозе, а в Тобольске устроилась комендантом в культпросветучилище. Отец был кузнецом, трудился в транспортной конторе горкомхоза.

— А химиков у вас в семье не было?

— Нет, мой выбор — это заслуга только учительницы.

— У вас ведь и сестра химиком стала?

— Наверное, это тоже влияние Елены Михайловны, да и мое отчасти. Она поступила без проблем, окончила, распределилась и до сих пор работает в Государственном ракетном центре имени В. П. Макеева в Миассе, где производят ракетные комплексы для нашей оборонной промышленности.

— Детям передали эстафету химика?

— Сын окончил индустриальный институт, сейчас это нефтегазовый университет, работает инженером в газовой компании на Ямале. Внучка учится в выпускном классе, собирается идти в медицинский, где химия — профилирующий предмет. Так что да, эстефету передала.

— Когда вы из Шахматово приехали в Тобольск, что вам запомнилось больше всего?

-Тобольск тогда, в 1963 году, тоже был деревней. Поэтому можно сказать, что я приехала из маленькой деревни в большую. На горе было несколько многоэтажных домов, деревянная застройка и, конечно, кремль. Микрорайонов не было и в помине. А город я уже знала, неоднократно ездила на экскурсии. К тому же бабушка однажды свозила меня в Тобольск для крещения в Покровской церкви.

— Откуда ваша семья?

— Мама и бабушка местные, а отец с Западной Украины, молдованин по национальности. Он был выслан сюда с семьей. Дед мой служил денщиком в румынской армии, с которой мы воевали. Поэтому его, наверное, как неблагонадежного выслали в Сибирь. Тогда в наших краях оказалось много румын и молдаван. В том числе мой отец. Когда их выслали, ему было, наверное, лет двенадцать.

После смерти Сталина их реабилитировали и разрешили вернуться. Но они не поехали, потому что здесь уже были семьи, а с малой родиной ничего особо не связывало.

— Вы всю жизнь прожили в Тобольске. Что этот город вам дал?

— Той деревни, где я родилась и ходила в школу, уже нет. Я считаю, что Тобольск — это мой родной город. Я достойно, с серебряной медалью, окончила очень хорошую школу, у меня были прекрасные учителя. Вернувшись после института, год я работала на биофабрике, но быстро поняла, что это не мое. Я человек общительный, мне скучно работать одной, сидеть в кабинете. И когда освободилось место преподавателя в педучилище, я пошла туда. Отработала там 10 лет. И педучилище для меня — это определенная школа жизни. Все преподаватели там имели хорошую квалификацию, образование. К примеру, у нас работала Валентина Петровна Карасиер, она перешла к нам из педагогического института. С большим удовольствием присутствовала на ее уроках литературы в группе, где я была классным руководителем. И это всегда было открытие. Она давала свой предмет так, что сидели открыв рты не только студенты, но и я. До сих пор с коллегами-преподавателями и своими бывшими студентами общаюсь. А когда бываю в районах, часто встречаю своих выпускников. Говорят: «Ой, а я у вас училась!» А потом в Тобольске стала развиваться крупная промышленность, я начала работать на ТЭЦ. Теперь Тобольск никак не назовешь большой деревней, это крупный промышленный центр. И его становление происходило на моих глазах. Поэтому для меня Тобольск многое значит.

— А что вам удалось дать городу?

— Я не была чиновником, не сидела за столами, не писала бумаги, я своим реальным трудом вносила вклад в развитие Тобольска. Например, работая преподавателем, готовила воспитателей, учителей начальных классов, которые оставались работать в городе и регионе. Тридцать лет отработала на ТЭЦ, внесла свой вклад в развитие энергетики в Тобольске, тем более что от нашей ТЭЦ полностью зависела работа нефтехимического комбината. За четыре года работы в городской думе люди меня узнали как человека, который готов помочь любому. После рабочего дня я ехала под гору, в свой избирательный округ. Если что-то случалось, люди звонили, и я приходила. Постоянно вела прием в школе № 1, где когда-то училась. Горожане приходили на прием, и мы решали очень много вопросов. И из Тобольска я избралась депутатом областной думы. Сегодня я помогаю городу. Есть депутатский фонд. Большая доля этих средств уходит на поддержку бюджетных организаций города — детсадов, школ, спортивных комплексов, и т. д. Многим помогла, вот недавно ездила на 50-летний юбилей ДК «Водник» в поселке Сумкино. Оказала им помощь, но ДК старый, нерешенных вопросов там немало.

— Мы много говорили о школе. Можете выделить какой-то жизненный урок, который вы запомнили больше остальных?

— Их было много, маленьких и больших жизненных уроков. Наверное, в первую очередь это уроки мужества и патриотизма. Когда мы побеждали в Олимпиаде-80 — это была гордость за свою страну и свой спорт. Когда я работала на ТЭЦ, у нас был народный контроль от профсоюза, в том числе у меня в цехе. Где-то насос не работает - девочки из народного контроля все фотографировали, выпускали «Молнию». Я, руководитель цеха, увидев стенгазету, принимала меры. Нужно всегда прислушиваться к мнению коллектива — это тоже для меня было уроком.

Все сейчас и не вспомнишь. Но вот когда я училась в школе, еще в деревне, хорошо запомнила такой случай. Училась я на одни пятерки и вдруг получила две двойки по чистописанию. Мне было так стыдно! А отличнице получать двойки стыдно вдвойне. Конечно, я потом все тщательно переписала, исправила, но помню до сих пор. Тоже был своеобразный урок.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Должник из Красноярского края быстро нашел 1 млн рублей, чтобы улететь за границу
Должник из Красноярского края быстро нашел 1 млн рублей, чтобы улететь за границу
У него накопилась крупная задолженность по кредитам.
#долги
#кредит
#отпуск
#Красноярск
#судебные приставы
#тк
Успеть до Нового года: эксперты рассказали о важных шагах
Успеть до Нового года: эксперты рассказали о важных шагах
Конец года — оптимальное время для действий, которые помогут заложить основу для дополнительных доходов в следующем году.
#инвестиции
#эксперты
#финансы
#банки
#тк
Врачи объяснили связь погоды и здоровья
Врачи объяснили связь погоды и здоровья
Многие, чувствуя головную боль, сонливость и упадок сил, винят во всем перепады давления, магнитные бури или пасмурную погоду.
#здоровье
#врачи
#метеозависимость
#тк
Эксперты выяснили цели накоплений россиян
Эксперты выяснили цели накоплений россиян
Около 70% россиян планируют увеличивать сбережения в следующем году.
#финансы
#накопления
#банки
#Тюменская область
#тк
К Новому году улицу Дзержинского в Тюмени украсили по мотивам сказки «Конек-Горбунок»
К Новому году улицу Дзержинского в Тюмени украсили по мотивам сказки «Конек-Горбунок»
Будет подана заявка для участия в конкурсе «Елки России».
#Новый год
#новогодняя елка
#украшение
#Конек-Горбунок
#Дзержинского
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять