Был составлен список городов, где проявили себя урбанскетчеры, готовые поучаствовать в его заполнении. Оказалось, их достаточно много, от Севастополя до Владивостока.
Обычный скетчбук объехал всю Россию. Хотя какой же обычный? Весной 2021 года российские любители скетчинга, присоединившиеся к мировому движению Urban sketchers, отправили блокнот для зарисовок по городам, где нашлись люди, готовые заполнить чистые страницы любимыми видами. Одного скетчбука оказалось мало, отправили и второй. Альбомы путешествовали много месяцев и финишировали в Новый год. О том, кто их отправил, что это за причуда такая, кто такие тюменские урбанскетчеры и чего они хотят, Вслух.ру рассказала одна из инициаторов появления тюменской ветки урбанскетчеров Ирина Непомнящих.
Urban Sketchers — мировое сообщество художников, профессионалов и любителей, которые делают зарисовки с натуры в городах, поселках, селах, в которых живут или в которые путешествуют. Существует с 2007 года.
— В Европе такой вид досуга — встретиться и порисовать — очень развит, — говорит Ирина. — Я подписана на паблики многих городов, где этим увлекаются, и вижу, насколько они активны. Это люди самых разных профессий и родов занятий, которые таким образом фиксируют мир, несмотря на то, что быстрее и проще снять фотоаппаратом, телефоном. Но для них, для нас, важнее такое личное восприятие — что я вижу здесь и сейчас. Причем, в отличие от нашей страны, там скетчингом увлекается много людей пенсионного возраста. У нас все-таки этим больше занимается молодежь — студенты художественных, дизайнерских учебных заведений.
— Кстати, создается впечатление, что у нас многие хотели бы, но боятся начать, как будто кто-то их за это осудит.
— Вот! Я как-то общалась с девушкой, по первому образованию географом, которая второе образование получила художественное, но до сих пор стесняется рисовать. А ведь это всего лишь самовыражение, его нельзя оценить.
— Когда вы сами узнали об этом движении?
— О, это интересная история. Пару лет назад я перешла с наемной работы во фриланс. Стало больше времени, в то числе на Инстаграм. Там я и увидела однажды сообщения о мировом слете урбанскетчеров, который тогда проходил в Амстердаме. И меня это зажгло!
Ведь как у нас относятся к человеку, который рисует на улице? В Тюмени если выйдешь порисовать, люди подходят: «А нарисуй меня?» Или начинают оценивать — похоже, не похоже. Ну и, прямо скажем, многие задаются вопросом: ты рисуешь на улице — все ли у тебя в порядке с головой?
Например, в Петербурге мы идем и видим: то тут рисуют, то там. В других городах я как-то особенно этого не замечала. И это очень сильно отличается от того, что я увидела за границей — все рисуют. Правда, и города там как иллюстрации к сказкам.
Уже потом я узнала, что в России тоже есть такое сообщество. Как раз в Петербурге. Они провели слет, активно рисуют, проводят мастер-классы и так далее. И я подумала: так, а где у нас? Стала искать — не нашла. Решила подождать, вдруг появится. Прошел месяц, второй — не появилось. В одном из постов питерцы написали: давайте, начинайте, пусть урбанскетчеры появляются в каждом городе! И мне стало очевидно: кто, если не я?
Позвала подругу, Наталью Тропину, так проще начинать. Мы организовали группу, которой скоро будет два года. Это полностью некоммерческое неформальное объединение людей с похожими творческими интересами. В декабре 2021-го я подсчитала: за год мы провели 18 встреч, две — онлайн, пришло 18 новых участников, нарисовано 90 скетчей.
Конечно, люди рисовали, рисуют и будут рисовать всегда. Разных сообществ, объединяющих людей, этим увлеченных, существует множество. Но питерские девушки заметно расшевелили ситуацию! И до сих пор этим занимаются.
— Расскажите, что за скетчбук ездит по России?
— Это странствующий альбом для набросков, он путешествует и наполняется эмоциями. Был составлен список городов, где проявили себя урбанскетчеры, готовые поучаствовать в его заполнении. Оказалось, их достаточно много, от Севастополя до Владивостока. Поэтому решили добавить второй альбом. С мая 2021 года их отправляли из города в город. Тюмень — конечный пункт одного из скетчбуков, от нас альбом ушел обратно в Петербург. Там решат, что с ним делать дальше.
Основная идея — мы рисуем с натуры. Больше наше внимание направлено на город — архитектура, люди, какие-то моменты.
— Самое интересное — смотреть рисунки из городов, где уже был, — добавляет Галина Акимова, завсегдатай творческих вылазок урбанскетчеров в Тюмени, которая присоединилась к нашему разговору.
— Да, но есть и другой момент. Когда мы смотрим не на фото, а на рисунки, работает образное восприятие. Например, город Орел для меня раньше был просто набором букв. Я там никогда не была, ничего о нем не знала. А по рисункам можно понять, каким Орел видят другие, и так «познакомиться» с этим городом.
— В скольких российских городах есть это движение?
— Это сложный вопрос. Дело в том, что такие группы существуют официально и неофициально. Чтобы получить официальный статус, нужно подать заявку и зарегистрироваться. Мы этого пока не сделали. Нужен логотип, знание языка, определенное количество участников. В общем, нужно разобраться в тонкостях. Это нам предстоит.
— Зачем это нужно, если объединение неформальное? — уточняет Галя.
— К примеру, если появится еще одно объединение и они подадут заявку, то выяснят, что такое общество уже есть, и смогут, например, присоединиться.
— Скетчбук придет в Санкт-Петербург, и что с ним дальше будет?
— Варианты разные. Можно сделать открытки и найти способ распространять их по всей стране. Можно сделать выставку. Но для этого нужны либо спонсоры, либо люди, которые откликнутся и займутся этим.
А поедет ли скетчбук по стране в этом году, зависит от инициативы и желания.
— Почему важен именно рисунок города, чем он отличается от фото?
— Когда человек рисует, он пропускает то, что видит, через себя. И каждый видит разное. Кстати, это же помогает лучше видеть то, что нас окружает. Вот я думала, что рисовать в Тюмени особенно нечего, в отличие от Москвы, Санкт-Петербурга. А когда мы стали ходить, поняли, что места не заканчиваются. И даже одно и то же ты готов рисовать много раз, например, при разной погоде, в разное время года, под разное настроение. Да мало ли? И город открылся заново.
И не только город, так сказать, внешний — дома, улицы. Пока холодно, мы стараемся собираться в помещениях, в кафе. Есть желание ходить рисовать в музеи. Того же мамонта. Это ведь тоже наш город, часть его истории.
— Обожаю смотреть чьи-то скетчи, там такие драгоценности открываются! Думаешь: ничего себе, как человек придумал! Столько идей! И на авторов начинаешь иначе смотреть, — говорит Галя.
— Да, бывают удивительные находки по компоновке, каким-то деталям, нюансам. Ты-то понимаешь, как сам сделал, а у другого человека свой взгляд, своя линия, пятно, цвет… Это всегда обмен идеями.
— Куда деваются скетчи? Мне кажется, они нужны в первую очередь тем, кто их рисует. Как способ памяти.
— Да, они лежат как некие сокровища. Люблю их перелистывать. В такие моменты я магическим образом возвращаюсь в те обстоятельства, в которых они создавались, просто до малейших деталей. Люблю показывать их друзьям.
Скетчи, наброски как размышления художника над сюжетом и образами будущей картины всегда были, но потом люди видели конечное произведение. Сейчас время другое — все быстро. Я не могу себе позволить пять лет писать одну картину. И поэтому осмысление каких-то тем, идей происходит через быстрые зарисовки. Одновременно скетчи лучше всего показывают творческую кухню.
— Сколько времени вы тратите на творческие встречи?
— Часа два рисуем. А потом афтепати (смеются). Летом обычно устраиваем пикники, каждый что-то берет с собой, и просто сидим общаемся. А если договариваемся порисовать в кафе, то бывает еще дольше.
— То есть это не просто время, но и еще и расходы на кофе, на материалы, которых сейчас великое множество, в том числе довольно дорогих?
— Все относительно. Хотя альбом для скетчей с хорошей акварельной бумагой за пару сотен рублей, наверное, не купить. Плюс материалы… То есть это еще тот бездонный колодец. Но тут каждый решает сам. Можем и на салфетках порисовать.
— Что для вас скетчинг?
— Для меня — точно не медитация. Я обычно ставлю себе задачи, что я хочу проработать — тему или технику, и исходя из этого начинаю работать и смотрю, что получается, а что нет.
— Мне кажется, это из-за того, что ты профессионал в этом, как и Наташа, — отмечает Галя.
— Возможно. А для тебя что? — обращается к Галине Ира.
— Когда долго не рисую, меня прямо плющит и таращит. Максимум неделю могу не брать в руку бумагу и краски, а потом мне плохо, если не порисую. Вот так. Есть большая потребность в этом.
— Кстати, одна из наших участниц говорила, что очень уставала на работе. Она приходила, когда была возможность, мы подстраивались под нее. Появлялась напряженная, все мысли о работе, о проблемах, но пока она рисовала, постепенно сбрасывала это напряжение. Вставала в конце и говорила: я так хорошо отдохнула!
Все используют эти встречи по-разному. Мне, наверное, изначально не хватало общения. А в локдаун, когда провели встречи онлайн, поняли, что это очень удобно. В одной из таких встреч поучаствовала девушка из Минска. Наверное, увидела нас где-то в рекомендациях, и ей понравилось. Вообще найти нас нетрудно.
— Когда нарисуете все в Тюмени, что будете делать?
— Это невозможно, всегда можно найти что нарисовать.
А вообще мы хотим подружиться с краеведами, чтобы они нам давали какое-то направление, указывали интересные детали городской истории. Но не знаю, захотят ли.
— Может, материально заинтересовать?
— Мы же некоммерческие. Мы бы сами были рады, если бы нами кто-то заинтересовался. Хотя я даже не знаю, как это может быть.
— У кого-то из урбанскетчеров получается монетизировать свое увлечение?
— Кто-то делает наклейки, открытки. Это распространенная история.
— У Иры тоже есть открытки, — говорит Галина.
— Это может пригодиться, например, для туристического кластера. К тому же, вы можете прийти не просто с идеей, а с готовыми работами, почему нет?
— С чем-то прийти можем. Просто я перфекционист, мне всегда хочется довести работу до совершенства. А время идет, совершенство не наступает (улыбается). Но я, пока есть свободное время, начала следить за грантами. Даже поучаствовала в одном конкурсе, но пока без результата. Этим хорошо заниматься параллельно с работой, которая приносит деньги. Мы к этому стремимся.
Кстати, прошлый год был посвящен креативным индустриям, в Тюмени обсуждали задачи и проблемы этой сферы. Прозвучало и то, что профессиональных художников в городе не хватает, при этом те, что есть, живут не за счет своего творчества, а, например, на то, что приносит преподавание. У нас мало возможностей для роста. Однако творческие силы в нашем городе есть. Увидеть это достаточно просто — больше ходить на выставки и открывать для себя местных художников. И продолжать делать то, что нравится, — рисовать.