Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Сергей Осинцев: Работаем бесплатно в онлайн-режиме

О любимых ролях, молодых актерах и развитии тюменского драмтеатра - в эксклюзивном интервью «Вслух.ру».

Директор тюменского театра драмы Сергей Осинцев рассказал «Вслух.ру» о ностальгии по старому радио и театру, о том, почему классику сегодня играют в современных костюмах, о своей усталости от сцены и работе в режиме карантина.

Сергей Осинцев — мой ровесник. Но разговариваю — и чувствую должностную дистанцию. Это неизбежно. Хотя по мере разговора проходит: легок, умен, столько раз во время интервью я давно не смеялась.

Я его помню прежде всего по моей работе в службе информации радиостанции «Европа+» лет 20 назад. Когда он в числе других ди-джеев, гордо подняв голову, ходил по коридорам. Тогда для нас, корреспондентов службы информации, ди-джеи были недосягаемыми величинами. Их не ругали на планерках, в отличие от менеджеров, которые мало приносили денег. Они ярко и очень модно одевались и были неизменно звездно великолепны.

— Я тоже очень часто вспоминаю об этом обо всем, для меня это было одно из самых прекрасных времен жизни, и очень интересный опыт. Я до сих пор болею радио. К сожалению, уже никуда не берут. И радио изменилось. Да, есть тоска по эфиру, хочется что-то людям рассказывать. Было счастливое время. Мы были звезды в прямом смысле этого слова.

— Весь город же по вам фанател…

— Да, и я помню надписи на стенах у меня в подъезде «Театр-храм, Осинцев — Бог». И постоянное узнавание: никуда нельзя было выйти непричесанным — не одетым. Толпы фанатов, которые ждали у радиостанции. Это было не просто хорошее время, это было о-о-очень хорошее время с хорошими деньгами, можно было себе позволить многое. Радиостанция покупала нам мебель, мне помогли купить машину, квартиру. Я очень благодарен Богоделовым, к тому же была очень сильная команда. Благодаря тогдашнему заделу радиостанции и сегодня живы, и живут хорошо. Изменился сам эфир, звезды — только нашего поколения: Маша Кондратович, Тимур Шквал, Жанна Гордеева, Женя Глебов. Я новых ди-джеев почему-то и не знаю почти.

— Так и их как-то не видно и не слышно нигде.

— Потому что эфир стал коммерческий, теперь на радио нет личностей. А раньше было радио личностей.

— Ну и та же вот ностальгия у меня по старому театру. Помню, меня даже в вашу столовую пускали на обед. Там была единственная женщина-повар, которая кормила огромной порцией пюре с большой котлетой за копейки. Вспоминаю с нежностью Анжелу — завлит… Какие у вас воспоминания о старом театре? Вы тогда были на главных ролях — успевали совмещать с ди-джейством театр?

— Я всегда был на главных, ведущих ролях, особенно при Алексее Ларичеве (тогдашнем главном режиссере театра — Авт.). При другом режиссере в Тюмени почти и не работал. Это было замечательное время. Честно сказать, это здание театра — новое — никогда не снится во сне. Мы здесь 12 лет, но всё, что я вижу во сне про театр, происходит в старом здании. Наверное, много времени должно пройти, чтобы по-другому всё встало в голове. Тот театр ближе, теплее, меньше с точки зрения закулисной части — и поэтому дружнее.

Здесь мы не видимся месяцами: огромное количество этажей, коридоров. Я летом иногда ботинки на колесиках надеваю, чтобы быстрее передвигаться по этому мрамору. Театр может быть большим по размеру, но не по состоянию, и наоборот. Слава богу, нам удалось вернуть этот дух и сделать и здесь театр-дом, но обживать нам его ещё долго, есть масса причин, которые сегодня мешают, и надежда, что когда-нибудь всё изменится.

— Какие были тогда любимые роли?

— «Гарольд и Мод», «Эквус», «Продавец дождя», «Чума на оба ваших дома» …

— На «Чуме» я рыдала, да…

— Вообще все спектакли Ларичева — любимые. К сожалению, ничего не вернуть, уже не сыграть в них. Но создаем что-то новое, более близкое по возрасту и по возможностям. Вчера вдруг возникла у меня мысль, что я наелся театром с точки зрения игры. Хочется уже больше работать руководителем. Помогать театру развиваться. Игра отнимает очень много сил и времени. Вот впереди два проекта, и я решил в них не участвовать совершенно, хотя режиссеры и уговаривают, я говорю: «Дайте мне свободу».

— «Новеченто», наверное, более всего затратен, раз моноспектакль.

— Мне «Новеченто» дается легко, «Эквус» был сложнее, А здесь и персонаж мне ближе по внутреннему состоянию и по той истории, которую он проживает. И есть и люди, которым я его посвящаю. Довольно много уже прожито и было что потерять. Тяжело где-то в середине спектакля, до тех пор, пока много бегаешь и прыгаешь. А когда всё заканчиваешь, легкость наступает — ощущение, что высказался. На самом деле, я побаивался спектакля, где нет разговорчивых партнеров, но в этом и есть какой-то кайф. Мне условно никто не мешает, и я никому не мешаю! Я могу делать, что хочу. И зритель не знает, как должно быть, и партнеры не знают, как должно быть. То есть, ты можешь, если забыл текст, своими словами его рассказать, и никто тебе не скажет: «Ааааа, забыл тееекст!».

— «Не поддержал меня» …

— Да-да. И в этом есть определенная прелесть, когда ты один. И думаю, на сегодня это мой последний спектакль.

— Но вы же будете играть в спектаклях, которые поставлены ранее?

— Да, но в новых… хочу отдохнуть пока, а там посмотрим. Наигрался уже.

— Ну, а административные — какие функции? Я вот не так давно пришла к тому, что гораздо приятнее любой самореализации что-то сделать для других…

— Я однажды понял, что мне нравится смотреть спектакль из зала. Я испытываю кайф, когда вижу, как классно складывается всё на сцене. Я чувствую вместе с залом эту энергетику, начинаю плакать и смеяться вместе с ним.
Может, это определенная гордость за ребят, которые находятся на сцене, за театр, который двигается вперед. Я стал больше любить это, а не когда я стою на сцене, а все хлопают. Ну, хлопают из вежливости — и ладно. А здесь я, наоборот, наслаждаюсь тем, что происходит на сцене, как там всё складывается. Тем более, знаю, как сложен процесс подготовки к спектаклю и технически, и творчески.

Мне нравятся все спектакли. Это как в жизни: рождаются дети, неважно — косой, хромой, больной — ты все равно их любишь всех. Так и здесь. Мне нравится, что я даю людям хорошую работу.
Сегодня театр развивается так, что зритель хочет смотреть на молодых. Джульетте должно быть 20, а не 50, как раньше было. И молодые сегодня сразу получают роли, не ждут их годами. Я не занимаюсь финансами, юридическими делами — у меня есть команда, которая всем этим занимается.

Я — творческий директор, который вместе с командой создает идеи и потом пытается их реализовать. По сути, я — художественный руководитель. И актерское, и продюсерское образование мне позволяют это делать. Я закончил санкт-петербургскую академию по должности «театровед-менеджер», то есть, я занимаюсь не буквально продюсерством — финансами, я — человек, который знает театр и занимается его продвижением.

В академии большой акцент был именно на творческую часть, на создание и разбор спектаклей. И мне в этом достаточно легко ориентироваться, я в театре вырос, и мне им легко руководить. Худрук не ставит спектакли — для этого есть режиссеры, близкие нам по школе, по возможностям, по развитию труппы, и нам нравится, что сегодня есть достаточно большой выбор. Труппе это полезно.

Актеры работают с разными людьми, познают разные профессиональные приспособления, учатся танцевать, петь. По сути, такой большой театр в городе один. Музыкального — нет, детско-юношеского — тоже, и мы пытаемся захватывать все эти ниши.
Мы с новой командой придумали слоган «театр для людей» и стараемся охватить как можно больше категорий людей. У нас две сцены, надеемся, что и третью вернём когда-нибудь (ту, что сейчас в аренде у института культуры — на 5-м этаже). И будем делать спектакли для разных аудиторий: и для требовательной, и для менее требовательной, и для молодежной.

— Об аутентичном театре. Маститые актеры говорят, что сегодня про актера забыли, что во главе угла (и критики в большинстве своем об этом пишут) — как интерпретировал пьесу режиссер, под каким углом её увидел, какие привнес примочки в сценографию, какие эффекты. А там уж где-то бегают по сцене маленькие человечки — актеры, на которых почти не обращается внимание, как и на текст драматурга. Главное — режиссерская находка. Как вы относитесь к такой тенденции? Есть ли она, или это наговор? Или веяние нового времени? Время визуалистов…

— Визуальный ряд, какие-то приспособления, которые театр использует — он вынужден это использовать. Потому что зритель сегодня живет в другом ритме. Ему надо, чтобы всё происходило быстрее, динамичнее. И большинство спектаклей сегодня напоминают какие-то клипы: всё нарезано максимально быстро.

Но я сторонник больших спектаклей. Когда у меня получается их «проталкивать», я это делаю. Вот «Испанская баллада» идет 3,5 часа. Мы по максимуму сохранили текст Фейхтвангера. Добавили туда хореографию. И достаточно попали в аудиторию, и спектакль зрители 3,5 часа смотрят на одном дыхании, признаются в этом. Я сам, учась в Питере, ходил на спектакли Юрия Бутусова в «Ленсовет», смотрел постановки, которые шли 5 часов. Но спектакль спектаклю рознь. Я не люблю нудные, долгие постановки. Не люблю ТЮЗ, где всё рассусолено. Я люблю, когда всё сжато.

Конечно, можно ругать сегодняшних режиссеров за то, что они пытаются переосмыслить классику и поставить её не академическим способом, а по-современному. Тот же Даня Чащин, который выпустил у нас «Молодость». Но он не изменил практически ни слова! То есть, литературный материал сохранен. Во времена Тургенева эта пьеса была современной драматургией, сегодня мы пытаемся сделать то же — чтоб она с точки зрения восприятия была современной. Не зря же этот спектакль попал на номинанта «Золотой маски».

Чащин просто переодел героев в современные одежды и сделал жестокий спектакль о женщинах, которые хотят казаться молодыми. Я не вижу в этом ничего плохого Я не вижу ничего плохого в том, когда Шекспира играют не в гольфиках и лосинах, а в современной одежде. Мы и не умеем это носить — одежду прошлых веков. А история-то осталась та же самая!

Для меня не важно, в каком контексте режиссер раскрывает произведение, важно, что в зале остается. Я очень боялся, когда Александр Баргман поставил «С любимыми не расставайтесь» …

— Я его совсем не поняла…

— Я тоже, когда смотрел, думал: «Господи, кто это будет смотреть, кому это надо. Как этот литературный монтаж может отозваться в сердце человека?!» И у меня был взрыв мозга, когда к нам на следующий день после премьеры начали поступать посты в соцсетях, где люди пишут о своих переживаниях и говорят «этот спектакль мой, про меня». Мы после трех премьер выпустили стенгазету с отзывами людей. Это парадокс для меня: люди нашли в спектакле что-то личное… И в Екатеринбурге, и в Перми так было. Люди находили в себе сопряжение с этим спектаклем… Или, наоборот, «Турбины» — замечательные пьеса, сценография, идея режиссера, а 40 человек в зале… Что?! Как?! Почему?! «Ветер в тополях» — гениальная игра Сергея Скобелева и Александра Тихонова…

— Вы все трое там конгениальны!

…- (скромно опускает глаза — Авт.) не могу собрать людей… Моя мечта — чтобы люди ходили в театр на все спектакли, чтобы были полные залы. Я для этого сделаю всё, что в моих силах…

— Помимо театра есть жизнь?

— Есть семья, которая, к сожалению, всегда обделена моим вниманием. Стараюсь большую часть отпуска проводить с семьей.

— Страны?

— Страны. Но всё отменяется из-за коронавируса, к сожалению. Месяц я отдыхать не могу…

— Трудоголизм?

— …Да, возникает желание что-то делать очень быстро. Но у меня накапливаются отгулы, и я имею возможность несколько раз в год на пару недель куда-то уезжать: в Грецию (я её очень люблю), на Крит, в Испанию, на Кипр. Пытаюсь что-то новое познавать. В прошлом году проехали на машине почти всю Испанию. Заехали на Гибралтар. У меня была мечта увидеть гибралтарскую скалу — побывать на маленькой части Англии. Теперь у меня в паспорте есть штампик «Гибралтар». Это очень круто. Очень переживаю, что там вирусы. В Италию хотел попасть — и теперь когда? Страшное дело.

— Будем надеемся, что это не будет, как чума.

— Больше всего переживаю, что надолго придется закрывать театр. Нашел сообщение от Ярославского театра: они в фойе везде установили ультрафиолетовые лампы и трижды в день обрабатывают двери, ручки, кресла. Думаю, после карантина мы сделаем то же самое, чтобы театр имел возможность работать.

— Как вам сейчас, во время карантина работается в режиме онлайн? Финансово театр сильно пострадал?

— Отвечу, наверное, текстом из анонса «АнтиСпектакля», продажу билетов на который мы запустили на нашем сайте TDT. kto72.ru. В дни карантина мы отменили 28 спектаклей.
Нам пришлось вернуть деньги за купленные билеты более 14-ти тысячам зрителей. Актеры потеряли из-за этого свою гонорарную часть. Но мы продолжили работать бесплатно в онлайн-режиме, создавая ежедневный контент на канале YouTube «Тюменское большое драматическое телевидение» и показывая каждый день видео лучших спектаклей.

Увы! Мы сегодня не можем играть спектакли «вживую», но купив одно из 782-х мест в этом зале на наш «АнтиСпекталь», зрители могут просто выразить свою любовь и поддержку театру и актёрам в это непростое время и помочь актерам финансово. Это добровольное безвозмездное невозвратное пожертвование.

Все собранные средства пойдут на поддержку актёров театра и развитие его онлайн-вещания. Наш эфир на канале YouTube в любом случае остаётся бесплатным и открытым для всех желающих. Добро пожаловать! А после карантина закатим большую вечеринку и пригласим всех неравнодушных зрителей, поддерживающих нас.

Фото со страницы Ф Б Сергея Осинцева

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Новости по теме
Последние новости
Два жителя Сургутского района погибли в ДТП на трассе Тюмень - Ханты-Мансийск
Два жителя Сургутского района погибли в ДТП на трассе Тюмень - Ханты-Мансийск
Жители Ханты-Мансийска получили ранения.
#Госавтоинспекция
#ГАИ
#ДТП
#Тобольский округ
#Тюменская область
#ХМАО
#Югра
#Ханты-Мансийск
#Сургут
#смертельное ДТП
#смерть
#тк
Тюменский врач рассказал о ВИЧ-инфекции у детей
Тюменский врач рассказал о ВИЧ-инфекции у детей
Важны своевременная диагностика и информированность.
#СПИД
#ВИЧ
#врач
#здоровье
#здравоохранение
#медицина
#дети
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Ялуторовске представят уникальную коллекцию макетов храмов из спичек, вход бесплатный
В Ялуторовске представят уникальную коллекцию макетов храмов из спичек, вход бесплатный
Жители и гости города познакомятся со «спичечной архитектурой».
#культура
#музей
#выставка
#архитектура
#Ялуторовск
#Тюменская область
#тк
Медиа в эпоху вызовов: В Сколково завершился XXIX Международный конгресс НАТ
Медиа в эпоху вызовов: В Сколково завершился XXIX Международный конгресс НАТ
В конгрессе приняли участие представители ключевых государственных и отраслевых структур.
#конгресс
#телевидение
#Сколково
#тк
Тюменские школьники получают подготовку в «Кречете» для поступления в военные вузы
Тюменские школьники получают подготовку в «Кречете» для поступления в военные вузы
Жителей приглашают присоединиться к военно-поисковому отряду.
#Кречет
#поисковики
#патриотизм
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять