Депутат Тюменской областной думы, член фракции ЛДПР Сергей Ефимов готов до конца отстаивать интересы молодежи, патриотического воспитания населения.
_Депутат Тюменской областной думы, член фракции ЛДПР Сергей Ефимов готов до конца отстаивать интересы молодежи, патриотического воспитания населения. Он был одним из инициаторов и разработчиков соответствующих законопроектов. Ряд инициатив, таких как областные законы о патриотическом воспитании и о студенческих строительных отрядах, были приняты в этом году. А вот обновленный законопроект о молодежной политике большинство депутатов не сочли нужным. Тем не менее Сергей Васильевич не опускает руки и полон энергии и в дальнейшем совершенствовать законодательство, касающееся таких важных для жизни общества вопросов. Об этом депутат рассказал в интервью в рамках совместного проекта еженедельника «Вслух о главном» и регионального парламента «Реальные дела фракции»._
— Сергей Васильевич, закон о патриотическом воспитании в Тюменской области принят недавно. Можно ли говорить о первых результатах его исполнения? Решает ли он поставленные перед ним задачи?
— Стоит отметить, что закон принят в год 70-летия победы в Великой Отечественной войне. Поэтому его можно назвать знаковым. В Тюменской области накоплен богатый опыт реализации патриотических мероприятий. Мне как одному из основных инициаторов и разработчиков хотелось систематизировать этот опыт. Если говорить о первых результатах, надо констатировать, что закон реализуется неплохо и решает поставленные перед ним задачи.
— На чей опыт вы опирались в подготовке закона?
— Во-первых, я опирался на собственный опыт при прохождении службы в армии. В те годы патриотическому воспитанию граждан на военной службе, особенно в Советском Союзе, уделялось очень большое внимание. Во-вторых, многое почерпнул из своей работы в военкомате Ямало-Ненецкого автономного округа. В-третьих, в ряде субъектов федерации приняты подобные законы. Я их изучал, и должен сказать, что механизм реализации, заложенный в них, слабый. Поэтому хотелось, чтобы в Тюменской области был принят и действовал нужный для региона, а главное, работающий закон. На мой взгляд, он лучший в стране, если сравнивать с аналогичными в других регионах.
— В чем его принципиальное отличие?
— Мы обозначили более ясно цели и задачи, принципы и систему патриотического воспитания. Долгие годы в области действует координационный совет по патриотическому воспитанию. В законе подробно прописана его структура. Кроме того, в нем описана региональная программа по патриотическому воспитанию, которая разрабатывается на 3−5 лет. Иными словами, в законе полностью систематизирована вся проводимая в этом направлении работа. Огромную роль в его принятии сыграло правительство области. В частности, большую помощь оказал вице-губернатор Сергей Сарычев, который очень хорошо знает тему патриотического воспитания. Такими законами обладают 4−5 регионов, но, повторюсь, они слабые в сравнении с нашим.
— Есть необходимая база для реализации закона в Тюменской области?
— Есть, но не сравнить с той, какая существует в Ямало-Ненецком автономном округе. В Ноябрьске, например, создан современный окружной методический центр патриотического воспитания. Все руководство осуществляется из этого центра. В нем объединены поисковое движение, музейное дело, патриотические клубы, допризывная подготовка и многое другое. В Тюменской области тоже хорошая база, но разрозненная — в силу того, что разные структуры и департаменты исполняют функции по патриотическому воспитанию. Основанная роль, конечно, принадлежит региональному департаменту по спорту и молодежной политике.
— Не успев принять закон, вы уже заявили в комментарии, что его будут дорабатывать. Какие предложения, правки, на ваш взгляд, необходимо внести? Что выпало из него в процессе обсуждения и утверждения закона?
— Необходимо для более эффективного исполнения закона более подробно расписать механизмы финансирования направлений патриотического воспитания. Так что есть поле для совершенствования закона.
— Какие проблемы вы видите в патриотическом воспитании молодежи?
— Основной целью закона является вовлечение в патриотическое воспитание всех категорий населения. Но приоритет, конечно, нужно отдать молодежи. После распада СССР, ликвидации пионерии и комсомола, которые играли главную роль в патриотическом воспитании, в стране в этой сфере образовался вакуум. Допущены существенные провалы в государственной политике реализации молодежных программ. В частности, были созданы отрицательные образы военной службы, работы на предприятиях. Считалось, что служить в армии и трудиться на заводах и фабриках идут только недалекие люди, которые не смогли поступить в вузы. Поэтому основной проблемный вопрос современной России в том, что не создана стройна система патриотического воспитания. Общероссийская программа разрабатывается на 4−5 лет, но нет единого органа ее исполнения.
Кроме того, в ней недостаточно прозрачны вопросы финансового обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию, а также не учитываются сегодняшние реалии. Например, огромное распространение в молодежной среде получили электронные СМИ. Многие юноши и девушки сейчас телевизор не смотрят, они черпают всю информацию из интернета и социальных сетей. Я не призываю сразу все взять и запретить. Но работать с этим инструментом воздействия на молодежь необходимо на государственном уровне. Если это не будем делать мы, то нашей молодежью займутся другие структуры, государства, в том числе и, как показывает практика, террористические группировки. А там люди талантливые, которые отлично знают основы пропаганды. Им не стоит труда внести разброд и шатания не только в умы молодежи, но даже в сознание представителей власти. Достаточно посмотреть, как чудит наша Государственная дума, выступающая с предложением вместо отсидки в тюрьме по статьям, не связанным с насильственными действиями, отправлять юношей на службу в армию. Поэтому проблемы есть, и их надо решать.
— Говоря о законе о патриотическом воспитании, вы увязываете его с законом о молодежной политике. Но есть достаточно противников, в том числе и среди депутатов, кто считает, что не нужен закон о молодежной политике. Какие аргументы в пользу смежного закона вы можете привести?
— Я был разработчиком этого закона, депутаты его забраковали, хотя все понимают, что он нужен. Его нет до сих пор на федеральном уровне. Актуальность закона состоит уже хотя бы в том, что за прошедшие году у нас поменялось отношение к собственности. Появилась частная собственность, акционерная
С другой стороны, нам удалось принять отдельный закон о студенческих стройотрядах. Тоже многие твердили, что он не нужен. Опять же, а какой у отрядов правовой статус? Просто собирались студенты и ехали работать. Действовали, опираясь на постановление регионального правительства. Хорошо, что губернатор сам был студентом, участвовал в деятельности стройотрядов, и ему эта сфера знакома. Надо сказать, что закон о стройотрядах вырос из законопроекта о молодежной политике. Прежний закон о молодежной политике, действующий поныне, принят еще в начале 1996 года. Он носит больше декларативный характер. А с тех пор все поменялась, страна стала другой.
— Вы заявили, что вам не нравится программа патриотического воспитания молодежи в Тюменской области. Что у вас вызывает вопросы и что необходимо в ней изменить?
— В программе ясно должно быть видно, на что, когда и как расходуются финансовые средства. Вот этого из программы не следует. Получается, на патриотическое воспитание средства берутся отовсюду понемногу, когда ссылаются на программу развития образования или программу развития культуры
— Вы выделяете в отдельную категорию сельскую и рабочую молодежь. По вашему мнению, для нее необходима отдельная программа, отдельные методы и формы патриотического воспитания?
— Нет, я считаю, что в этой же областной программе должны быть отдельно прописаны категории сельской и рабочей молодежи и методы работы с нею на заводах, фабриках, предприятиях АПК. Согласитесь, рабочая молодежь отличается от той, что учится в вузах и ссузах. Я уже говорил, что у нас органы власти в основном взаимодействуют со студентами. Потому что это более активная, креативная и легкая на подъем часть молодежи. С них легче спросить через деканаты, ректора или проректора. С другой стороны, они все собраны в вузах и держатся за учебные заведения. А вот чтобы работать с сельской или рабочей молодежью, нужен организаторский талант. Меня в этом вопросе поддерживает и правительство области, и законодатели.