Терроризм не возникает на пустом месте. Это способ решения финансовых вопросов верхушки власти или олигархов.
_Сегодня россияне с горечью вспоминают погибших мирных жителей, военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, освобождавших заложников 3 сентября 2004 года в первой североосетинской школе города Беслана. Эта дата отмечается в нашей стране как День солидарности в борьбе с терроризмом и официально утверждена федеральным законом «О днях воинской славы России»._
_В этот день проводится всероссийская акция «Минута молчания», проходят панихиды по жертвам терактов в Москве, Чеченской Республике, Ростовской области, Ставрополье (Буденновске), Дагестане (Первомайском, Кизляре, Каспийске), а в школах — специальные занятия по проблемам борьбы с терроризмом и экстремизмом._
_Напомним, 11 лет назад вооруженные до зубов боевики ворвались в школу и захватили в заложники 1 тыс. 128 человек: школьников, их родителей и учителей, которых удерживали трое суток в спортзале. Во время теракта было ранено более 500 и погибло более 350 человек (половина — дети). В ходе операции сотрудники спецподразделений правоохранительных органов уничтожили 31 бандита._
_Заслуженный ветеран двух войн, подполковник милиции в отставке Валерий Савченко большую часть своей жизни посвятил борьбе с преступностью, терроризмом и не понаслышке знает их природу и откуда тянутся эти корни. В 1986 году, после окончания Омского общевойскового командного училища, он молодым лейтенантом служил в частях укрепрайонов у советско-китайской границы, где впервые столкнулся с провокациями неспокойного соседа. А через год — служебная командировка в Афганистан. В качестве заместителя командира 9-й горно-стрелковой роты по боевой подготовке 3-го батальона 181-го мотострелкового полка он выходил на боевые операции по зачистке и уничтожению бандформирований афганских моджахедов, лично участвовал в проводке армейских автоколонн с топливом, продовольствием и боеприпасами. За боевые заслуги Валерий Александрович награжден орденом Красной звезды и двумя медалями «За отвагу»._
_В феврале-мае 2000 года, уже в должности начальника охраны и обороны временного отдела внутренних дел Заводского района города Грозного, он участвовал в контртеррористических операциях на территории Чеченской Республики, за которые награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Ветеран рассказал обозревателю «Вслух о главном» откуда берет свои истоки терроризм._
— Валерий Александрович, что такое терроризм?
— Известный немецкий писатель и военный теоретик XVIII века Карл Клаузевиц говорил, что «война есть продолжение политики другими средствами. А военные должны подчиняться политикам». Но в этот его классический постулат не вошло понятие терроризма, который по своей сути тоже война. А цель любой войны — власть и деньги. Как таковой терроризм не возникает на пустом месте. Это способ решения, прежде всего, финансовых вопросов определенных людей.
Кому, например, придет в голову воевать за кусок Сахары, где кроме песка — ничего. Но если в стране есть нефть, алмазы, золото, уран, то это — лакомый кусок, и всегда найдутся желающие его оттяпать. Если посмотреть на карту мира, то все так называемые горячие точки не остывают в государствах, изобилующих полезными ископаемыми, редкоземельными металлами или являются трафиками наркотиков, оружия и незаконной миграции. Яркий пример тому — бывшие республики Югославии, ставшие проходным двором криминала в Европу.
— Можно ли каким-то образом классифицировать террористов?
— Все террористы делятся на «истериков» и «терминаторов». У истериков своя идея, революционный или контрреволюционный порыв. Например, испачкать краской стену, наклеить листовку, выстрелить в спину высокопоставленного чиновника или взорвать бомбу в людном месте. Это максимум, на что их хватает.
А терминаторы намного серьезнее. Это те, за кем стоят государства либо госструктуры. Их специально готовят, вооружают, направляют и контролируют. Вот они-то по-настоящему опасны. Сейчас мы наблюдаем процессы, когда процентное соотношение истериков и терминаторов меняется в сторону терминаторов и специально обученные люди становятся профессиональными террористами.
Любая война или революция — не более чем бизнес-проект по перераспределению материальных ценностей. Главная его цель — отобрать их у одних и передать другим, силой оружия или угрозами. Тот, кто организует и проплачивает эти движения, сам не воюет и наблюдает заказанные события со стороны. Это может происходить на уровне частных лиц, компаний и даже государств. В последнее время бытует мнение, что радикальный исламский экстремизм породил терроризм. Но если обратиться к истории, то самая ранняя известная террористическая группировка — секта сикариев, действовавшая в Палестине еще до нашей эры. В XI веке на Востоке свирепствовали ассасины, чью тайную секту основал гений зла Хасан аль-Саббах, которого историки считают основоположником идеологии терроризма. Тайные общества древних террористов были известны на Дальнем Востоке и даже в Индии. Но с политическим террором впервые в своей истории человечество столкнулось во времена Великой французской революции.
Россия начала XX века отмечена созданием первых боевых террористических ячеек. Убийства царей, министров, генералов. А в чем первопричина? Кто тогда финансировал и расшатывал ситуацию в государстве? Только сейчас стало известно, что это дело рук не только заинтересованных иностранцев, но и российских промышленников-миллионеров. Например, Савва Морозов давал деньги на революцию потому, что его не устраивали внутриэкономические отношения в стране.
— На ваш взгляд, что питает терроризм?
— Террористами люди не рождаются, а становятся от дефицита справедливости в обществе и государстве — там обидели, там ограбили… Это готовый материал, пушечное мясо террора. Питательной средой террористической деятельности остается социально-политическая и экономическая нестабильность в отдельных регионах или государстве в целом. Ею могут стать обостренное чувство социальной неустроенности и незащищенности граждан, слабая работа правоохранительных органов, государственных и общественных организаций по защите прав человека.
Утрата людьми жизненных ориентиров и низкая политическая культура. Не сбрасываем со счетов подверженность слоев и групп населения влиянию политического экстремизма. Обострение межнациональных или межконфессиональных противоречий, резкая активизация на этой основе национализма и сепаратизма. Но не везде можно развить локальную террористическую деятельность, потому что не везде к ней имеются предпосылки.
— Возможна ли профилактика терроризма?
— Помните, с 1994 по 2000 год на Северном Кавказе проводилось множество силовых операций? Горячая фаза антитеррористической операции эффектна для обывателя — яркое зрелище, когда танки все молотят вокруг, бежит пехота и палят пушки. Но она неэффективна для глобальной профилактики терроризма, потому что решает сиюминутный вопрос, но не обрубает его щупальца, распущенные по всему миру. Как уже говорилось, корни терроризма могут расти только при создании благоприятных условий и питательной среды. Без них любое растение засохнет. Будь хоть баобаб или петрушка на грядке.
Надо отдать должное нынешнему главе Чечни Рамзану Кадырову, который нашел наиболее интересный и комплексный подход в борьбе с терроризмом в отдельно взятой республике и за несколько лет выбил почву из-под его ног. В силу местного менталитета, ему удалось найти паритет между тейпами, создать авторитетные органы самоуправления со старейшинами, а внутри тейпов — органы, заинтересованные в поддержании порядка, спокойствия и поступательного развития республики.
С учетом специфики региона, он ввел ответственность семьи за действия хотя бы одного его члена. Семья просто не может не знать все о своем родственнике, занимающимся противоправной деятельностью. Она обязательно в курсе и своим молчанием поддерживает его, значит, в этом случае обязана нести ответственность за родственника, бандита-террориста.
Комплексный подход профилактики терроризма — социально-экономическая политика власти и государства. Надо создать экономические условия, чтобы человека не тянуло на сторону. Его, семейного, уверенного в завтрашнем дне, обеспеченного работой и жильем, очень сложно затянуть в экстремистские кружки, секции или секты. Национальная, в первую очередь молодежная политика на Северном Кавказе, сейчас опирается на поддержку широких слоев населения, органов местного самоуправления, желание не только власти, но и каждого гражданина: «Если я вижу, что сосед увлекся экстремистской литературой, то пойду и скажу старейшине. А тот уже должен решить: самому принять воспитательные меры или сообщить в правоохранительные органы».
По инициативе президента России, в стране были созданы национальные антитеррористические комитеты и комиссии, куда входят все ветви власти. Это комплексный орган, который не дает вариться каждому ведомству в собственном соку. Возникающие вопросы выносятся на обсуждение, и разрабатывается комплексный способ борьбы, чтобы не доводить ситуацию до взрывоопасной. Наши недруги знают, что Северный Кавказ — ворота в Россию. Это нефть, газ, полезные ископаемые почти всей таблицы Менделеева. А если дестабилизировать юг России, то потом можно поджечь и всю страну.
— Существует ли прививка от терроризма?
— Готовых рецептов нет, но считаю, что человеку нельзя быть сторонним наблюдателем, а на бытовом уровне проявлять активную жизненную позицию — беречь свою страну, семью и себя самого. Не жить по принципу: ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу.
— Известны ли случаи, когда в Тюменской области задерживали экстремистов?
— Спецслужбы несколько раз выявляли в Тюмени ячейки запрещенных в России экстремистских организаций и задерживали беглых граждан Узбекистана, скрывавшихся у нас и разыскиваемых на родине за преступления террористической направленности. Могу ошибаться, но в 2009 году в треугольнике границ Киргизии, Узбекистана и Таджикистана военные этих государств уничтожили лагерь исламских экстремистов, обосновавшихся на участке спорной территории. Так, среди убитых наемников были опознаны тела нескольких выпускников одного из тюменских медресе. После этого наши спецслужбы вышли на его преподавателя, который оказался пакистанским шпионом. К сожалению, ему удалось бежать.
Не секрет, что американские военные пленили в Афганистане двух наемников из Тюмени, которых переправили на Кубу и содержали в тюрьме на военной базе Гуантанамо. Как оказалось, они отправились учиться в медресе Каира, а в итоге оказались в учебном лагере по подготовке боевиков и были отправлены в Афганистан.
— В Тюменской области относительно спокойно?
— Успех кроется во вменяемой социально-экономической и молодежной политике правительства региона и неплохой работе правоохранительных органов, которые тщательно мониторят обстановку и регулярно контактируют с главами многочисленных диаспор, проживающих на территории области.