Общеобразовательный лицей ТюмГНГУ отметил на прошлой неделе 20 лет успешной деятельности.
_Общеобразовательный лицей ТюмГНГУ отметил на прошлой неделе 20 лет успешной деятельности. Секрет успеха инновационного образовательного учреждения прост, но, увы, пока недоступен большинству российских школ. Об этом и многом другом наш разговор с директором лицея, кандидатом педагогических наук, доцентом, Почетным работником общего образования РФ Николаем Голиковым._
— Николай Алексеевич, в обычной российской школе тысячи учеников, а у вас обучаются 250 лицеистов. Каждого вы знаете в лицо, общаетесь со своими подопечными чуть ли не ежедневно. Это, в определенной степени, наверняка упрощает решение многих проблем, присущих образовательным учреждениям?
— Сразу отмечу, что лицейские заботы в корне отличаются от забот привычных российских школ. Мы отбираем талантливых, успешных ребят и строим вместе с ними их дальнейший образовательный маршрут. В первую очередь ориентируем выпускников на специальности и направления нефтегазового университета, поскольку являемся вузовским структурным подразделением. Но если лицеисты выбирают московский или питерский вуз, а нередко и заграничный, к их выбору относимся с уважением.
Во-первых, это их право, во-вторых, сей факт свидетельствует о конкурентоспособности наших выпускников. Проще ли при этом решать ежедневные проблемы, вопрос дискуссионный. Да, к нам поступают умные, талантливые, креативные, поскольку отбор достаточно жесткий. Но талантам тоже нужна поддержка. Крайне важно вовремя эту поддержку оказать, понять ребенка, помочь ему сориентироваться в выборе дальнейшего жизненного пути.
— Вам, психологу высшей квалификационной категории, подобрать ключик к детским сердцам, скорее всего, не так и сложно?
— Скажу вам удивительную вещь: подобрать этот самый заветный ключик при желании может любой умудренный жизненным опытом человек. Другое дело, что не каждый хочет этим заниматься. Я не приемлю драконовских методов в воспитании. Куда важнее, на мой взгляд, не приструнить молодых людей, а понять мотивы их проступков, подтолкнуть к единственно верному решению. Да, мы даем углубленные знания по большинству дисциплин. С той же пресловутой физикой, игнорируемой школьниками в рамках ЕГЭ, наши лицеисты дружат. Потому что помимо образовательного стандарта у нас и элективный курс, и дополнительный практикум по решению задач повышенного уровня сложности. Но мы не ставим цели выпустить в большую жизнь «ботаников», напоминающих нафаршированную рыбу, не умеющую плавать. В первую очередь мы учим лицеистов адекватно отвечать на любые вызовы времени, учиться управлять межличностными отношениями, предвосхищать развитие опасных событий. Об этих и других аспектах я, кстати, подробно пишу в своих книгах, коих сейчас уже не один десяток.
— Прямо-таки ирреальная картина обучения. Понятно, что учащихся у вас, по сравнению с обычной школой, не так много. Но и педагогов явно не в избытке?
— Секрет успеха нашего лицея не только в одаренных учениках, но и в талантливых учителях. Педагогический коллектив сформирован великолепный, трое моих коллег имеют психологическое образование, так что ребята всегда могут и поговорить по душам, и совет получить своевременный. Нет желания с куратором группы откровенничать, можно пообщаться с психологом Эллиной Вадимовной Самохваловой. Эрудированная девушка, лауреат премии президента РФ, закончившая ТюмГУ в 2012 году, она умеет слушать и слышать ребят. Если у них есть желание поговорить с более опытным человеком — пожалуйста, заходи в библиотеку, где тебя выслушает Светлана Николаевна Соколова, библиотекарь, психолог высшей квалификационной категории. Так что никакой ирреальности. Надо понимать, что лицеисты в том возрасте, когда необходимо как можно чаще «сверять» часы с уважаемыми людьми, как можно чаще быть одобренным обществом, в котором предстоит жить и трудиться.
— Уделяя максимум внимания своим питомцам, вы все равно ежегодно теряете несколько учеников, которые уходят в другие школы. Неужели не смогли до них достучаться?
— Далеко не все выдерживают лицейские нагрузки. Бывает и так, что поступивший к нам молодой человек далеко не глуп, но совершенно не готов к принятию самостоятельных решений. Не научили его своевременно рациональной организации труда с учетом нагрузок и сбалансированных интересов. Мы же из-за программы повышенного уровня сложности просто не успеваем компенсировать упущенное, хотя бьемся за каждого ребенка до последнего. Отчисление воспринимаем как личную неудачу и очень жалеем, что отчисленный попал к нам уже в десятом классе. Обучайся он хотя бы в пролицейском классе, у нас еще был бы шанс повлиять на его неорганизованность.
— Кстати, о пролицейских классах. Сейчас, когда учебный год в разгаре, еще можно попасть в пролицейский класс?
— Если есть желание учиться — все решаемо. При этом надо понимать, что в течение двух последующих лет трудиться придется на совесть.
_Подробную информацию об образовательном лицее ТюмГНГУ можно получить на сайте www.tsogu.ru Телефон для справок: 463−772._