Тюменский казачий атаман рассказал, как воюют наши ребята.
Глубокого уважения заслуживает подвиг всех без исключения казаков в составе Вооруженных сил Российской Федерации. Проявляя храбрость и доблесть на полях сражений, казаки приумножают славу предков. Мало кто знает, но с началом специальной военной операции большинство тюменских реестровых казаков добровольцами отправились на защиту жителей Донбасса. О боевой службе тюменских казаков — в интервью с атаманом отдельского казачьего общества Тюменской области Николаем Белослудцевым.
На фронте — треть атаманов из области
— Николай Александрович, когда еще не было объявлено о мобилизации и не отлажен механизм централизованного приема казаков на военную службу, как добровольцам удавалось попадать на Донбасс?
— Первыми шли мотивированные казаки с боевым опытом в горячих точках Советского Союза и современной России. Кто-то уходил через центр подготовки в чеченском Гудермесе или по старым связям с кубанскими и терскими казаками, некоторые уходили на Донбасс через частные военные компании. С первых дней спецоперации наши парни приняли участие в боевых действиях.
Из 300 военнообязанных казаков под частичную мобилизацию попало только восемь. Остальные ушли добровольцами. А в апреле прошлого года президент России подписал указ о формировании добровольческих подразделений, куда мы уже организованно стали отправлять казаков едиными командами. Но некоторых наших добровольцев военкомат не пропустил на фронт из-за дефицитных военно-учетных специальностей. Например, один из атаманов служил в ВДВ и, командуя зенитной батареей, имел опыт ведения противовоздушной обороны. В военкомате ему рекомендовали ждать частичной мобилизации и обещали отправить на фронт с началом формирования артподразделения. На каждого казака, ушедшего на СВО, мы ведем реестр и пытаемся поддерживать с ними связь.
— С какими проблемами столкнулись наши казаки на первых порах?
— Изначально предполагалось, что наши казаки будут приданы к подразделениям министерства обороны и воевать в составе сформированных в Тюмени территориальных подразделений «Сибирь», «Тайга» и «Тобол». Однако после подписания контракта их направили в танковый полк в качестве пехоты, и сразу в бой, на «горячий передок» в районе Сватово-Кременная. На вооружении казаков было только стрелковое оружие, но один наш атаман раздобыл множество трофеев (иностранные гранатометы, ПЗРК) и довооружил свое подразделение.
На СВО ушла одна треть атаманов из муниципальных образований нашей области.
— Как наши проявили себя на фронтах СВО?
— Девять мобилизованных казаков (один потом погиб в неравном бою) вошли в ставший знаменитым казачий батальон «Сибирь» казачьей бригады «Терек». Этот отряд в течение 16 часов героически оборонял Артёмовск на одном из самых сложных направлений. Более полутора тысяч вражеских военных с техникой пытались прорваться сквозь батальон, в десять раз уступавший по численности. Казаки выстояли, не поддавшись усиленной атаке врага. За это командира батальона Олега Ликонцева удостоили высшей государственной награды — звания «Герой России».
— Можете ли назвать имена конкретных казаков-героев?
— Дважды кавалер Ордена Мужества тюменский 45-летний казак-снайпер с позывным Паша. Только за месяц пребывания на «передке», до первого ранения, за ним числится около 100 поражений и 12 подтвержденных уничтоженных врагов. На фронте он встретил своего давнего коллегу-сослуживца и, объединившись, парни продуктивно работают в паре. Не удивлюсь, если Паша уже в третий раз будет удостоен Ордена Мужества. Он несколько раз был ранен и контужен, но все равно остается там, на передовой. Он снова в строю и умело бьет врага.Наших казаков поставили командирами
— В недавно сформированном в Тюмени саперном батальоне тоже есть казаки?
— В нем 24 казака. После курса подготовки в Елани парней отправили за «ленточку» во главе с моим первым заместителем и атаманом из Тобольска. Когда я приехал в Елань с гуманитарной помощью, собранной при содействии областной администрации и общественной организации «Ветераны-пограничники», то попросил командиров создать отдельное казачье подразделение. Но как оказалось, ребят назначили во все подразделения.
Командир заявил, что казаки с первого дня показали себя мотивированными, дисциплинированными, подготовленными, поэтому их поставили практически на все командные должности.Видно, сказались военно-полевые сборы, дважды в год проводимые нами с казаками и сочувствующей молодежью. Из 24 казаков одного назначили командиром роты, четверых — командирами взводов, двух — старшинами рот. Один стал замполитом роты, а другой — заместителем командира взвода.
Благодаря работе военкомата и областной администрации наши казаки-саперы перед отправлением сразу получили все предназначавшиеся выплаты и смогли решить проблемы с кредитными обязательствами.
— Кто-то по-отечески присматривает за казаками?
— Своего первого заместителя я назначил «походным атаманом», чтобы он в зоне СВО представлял тюменскую казачью власть. Практика показала, что на Донбассе народ тянется к казакам. К тем, кто покрепче и надежнее. Например, у командира отделения по имени Олег изначально было 6-7 человек в подчинении, а потом к нему в подразделение набилось до 30 бойцов. Целый взвод получился. Хотя он и не офицер, а сержант. И еще было бы больше, но штат не позволяет.
Я своего заместителя наделил правом приема в казачество. С возвращением домой новоиспеченные казаки получат служебные удостоверения, а в военкомате — удостоверения участника боевых действий. В районе СВО более десяти человек уже пополнили ряды тюменского казачества.Батюшка из Борового привез гуманитарную помощь на УАЗе
— А кто помогает?
— Только из-за фраз «Я их туда не посылал» или «Эта страна…» я потерял троих хороших друзей-приятелей, у которых попросил спонсорских средств на приобретение гуманитарной помощи бойцам. И это говорят люди, занимающие серьезное положение в обществе?! Один даже ушел из депутатов, чтобы политика не мешала ему зарабатывать деньги. Зато помощь поступает даже от малознакомых людей. Например, мой сосед по дому при встрече просто отдал 100 тысяч рублей на поддержку казаков.
Один знакомый в компании на юбилее произнес зажигательную речь в адрес бойцов СВО и через пару недель принес мне денег на покупку ночных прицелов. А другой знакомый купил для казаков партию новейших отечественных тепловизоров. Полученные деньги оприходуем через бухгалтерию нашего общества и аккумулируем для приобретения гуманитарной помощи бойцам на СВО. Несмотря на небольшие возможности, мы собрали около 10 миллионов рублей, на которые прибрели необходимое снаряжение, квадрокоптеры и антидроновые ружья для отправки на Донбасс.Зачастую помощь поступает не только напрямую от граждан, но через церковные приходы и даже от самих церковнослужителей. Яркий пример тому — батюшка из поселка Боровский. Наши казаки рассказывали, что как-то вечером на линии фронта раздался стук в дверь блиндажа. Выглянули, а на пороге стоит святой отец Евгений Пуртов, настоятель храма Святителя Николая Чудотворца из поселка Боровский.
Как оказалось, он взял отпуск за свой счет и, загрузив гуманитарной помощью купленный для бойцов УАЗ, отправился на передовую. Кстати, Боровская паства отправила нашим бойцам в зону СВО уже три специально приобретенные машины высокой проходимости. Сам Евгений Пуртов служил в армии и до СВО поддерживал с казаками хорошие отношения.
А священник из казачьего храма Серафима Саровского проводил на защиту Отечества своего сына и зятя, а потом и сам, отпросившись у святого синода, отправился в зону специальной военной операции к терским казакам в район Кинбурнской косы.
К несчастью, его зять, казак Андрей Зайцев, погиб и посмертно награжден Орденом Мужества. Андрей был связистом, но помогал сослуживцам выносить раненых с поля боя. Во время обстрела вражеский осколок залетел ему под бронежилет. Два километра раненый парень шел к своим, но умер от кровопотери. Сын же священника до сих пор находится в зоне специальной военной операции.
— А что востребовано в зоне СВО?
— Продуктовые посылки на СВО уже не актуальны. Продовольствия там достаточно. Но настоящий фурор у наших бойцов вызвала посылка с казанской вяленой рыбой: «Какая умная голова прислала!». В дефиците автомобильная резина. Осколки мин, снарядов и хвостовики от минометных снарядов часто приводят ее в негодность. Востребованы: канистры, баки для питьевой воды, радиостанции, тактические носилки, приборы для бесшумной стрельбы (ПБС), приборы и прицелы ночного видения, тепловизоры, квадрокоптеры и антидроновые ружья. Телефон для спонсоров специальной военной операции 8-961 210 35 04.
Известен случай, когда прибор ночного видения помог выявить вражескую диверсионно-разведывательную группу, которая ночью вплотную подошла к позициям наших казаков. Охранявший укрепления боец увидел врага в ночник, забил тревогу и таким образом спас сослуживцев. Атака была отбита.Бойцы попросили прислать… баян
— Как налажен быт?
— Казаки освоили практически все боевые специальности. В отпуск приезжают чаще всего по ранениям или семейным обстоятельствам. А быт у казаков самый незатейливый. На позициях они живут в блиндажах и землянках, а в километре от них один смекалистый казак на свой страх и риск сделал из заброшенного домика место отдыха и баню для бойцов.
Централизованная доставка горячей пищи одно время была невозможна. Во время обстрела осколками побило термосы доставщиков, которые и сами еле уцелели. Тогда бойцы обходились сухим пайком.
На переднем крае нет связи, телевидения, а информацию можно получить только в пункте временной дислокации во время отдыха. Переписка с родственниками возможна лишь в телеграм-канале, если есть интернет. Алкоголь категорически запрещен. Наверное, чтобы коротать время отдыха, парни попросили прислать им…баян.Население к нашим относится по-разному. Среди местных есть наводчики, работающие на врага. Наверное, по их информации украинский снаряд и разбил баню. К счастью, в это время там никого не было
При обстрелах опасно прятаться в блиндажах, которые становятся мишенью врага. Лучше рассредоточиться по окопам. Бывалый снайпер по имени Паша рассказал, что во время обстрела чуть ли не пинками гнал своих сослуживцев из блиндажа. А когда его отправили в госпиталь после ранения, контролировать парней было некому, и вражеский снаряд накрыл блиндаж, где скрывалось семеро бойцов. Во время обстрелов притупляется инстинкт самосохранения. Мишенями становятся те, кто стесняется справлять нужду в окопе и лезет за его пределы, и те, кто в открытую курит по ночам.
На фронте сразу становится видно, что из себя представляет человек. Там главные не герои, а трудяги. Те, кто без устали роет окопы, отбивает вражеские атаки, остерегается прилетов и не надеется на скорую замену. Фронтовое братство — реальная вещь. Среди наших нет дезертиров, но без «залетчиков» не обходится.
Фото: Виталий Лазарев