Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

«Не могу дышать без театра» – тюменка поступила на курс к знаменитому Николаю Коляде

Анастасия рассказала "Вслух.ру", как она шла к своей мечте и как ей удалось преодолеть непростые вступительные испытания.

Выпускница гимназии ТюмГУ Анастасия Чернятьева стала ученицей известного драматурга и режиссера, художественного руководителя «Коляда-театра» в Екатеринбурге Николая Коляды. Она прошла сложный конкурс (7-10 человек на одно место!) и поступила в Екатеринбургский государственный театральный институт.

Мама и «Будильник»


Анастасии с детства нравилось придумывать сюжеты.
Пока не умела писать, девочка сочиняла сказки вслух. Потом стала их записывать…

— Я очень много сочиняла в детстве — сказки, рассказы в стиле «фэнтэзи» — про принцесс, про приключения…

На выбор будущей профессии Анастасии повлияли два человека: мама и руководитель театральной мастерской «Будильник» Юрий Демчук.

Мама привила любовь к чтению своим примером: она всегда много читала, и до сих пор книги занимают важное место в ее жизни. Она постоянно чем-то увлечена, чем-то заинтересована… Мама всегда поддерживала выбор дочери, повторяя: выбирать нужно то, что любишь, то, что нравится, к чему тянет.

С любовью и теплотой Анастасия вспоминает и преподавателей лингвистического класса гимназии ТюмГУ:

— Так получилось, что за все время обучения я сменила четыре школы: училась в школе № 66, 25, в гимназии №1, последние два года — в гимназии ТюмГУ. Там прекрасные преподаватели и очень хорошая атмосфера. Последние годы перед поступлением в вуз — самые сложные. И наши преподаватели не только готовили нас к экзаменам, но и помогали понять себя: чем я хочу заняться в жизни, какие у меня цели… Из нашего класса все ребята поступили, куда планировали.

Но именно в театральной мастерской «Будильник» она поняла, что хочет связать свою жизнь с театром. Это случилось в конце 9 класса.

— Мне посчастливилось поучаствовать в актерском мастер-классе у руководителя «Будильника» Юрия Юрьевича Демчука. После этого я полгода была помощником режиссера, помогала ставить спектакли, мы участвовали в фестивале «Живые лица»… Так я увлеклась современным театром. Это живой театр, который отражает нынешнее время, нынешних людей, приносит новые идеи… Для меня стало открытием, что в театре можно ставить не только классику.

Если бы не Юрий Юрьевич, может быть, я бы и не пришла в театр. Хотя мне с детства хотелось заниматься творчеством…

Через какое-то время Анастасия поняла, что хочет писать для театра.

— Начала читать современных драматургов — у нас очень много современных авторов. Я считаю наиболее удивительной и ценной именно уральскую школу драматургии — из нее вышли Ярослава Пулинович, Василий Сигарев, Олег Богаев и, естественно, ее основатель Николай Коляда. То, что они пишут, фиксирует время, в этом всегда есть очень много человеческого.

В этих пьесах какая-то магия, всегда есть надежда, всегда есть свет, про какие бы страшные вещи не писали. А это самое важное, что должен нести театр. И я хочу писать так же, как люди, чье творчество меня восхищает.

Анастасия считает, что драматург — «не самая популярная профессия, потому что сложная. Но очень важная: без драматурга нет спектакля».

Творческие испытания


В творческую папку при поступлении в театральный университет Анастасия положила пьесу «Мой дьявол с твоим беседует» — о нелюбви и об уродливом материнстве в России.

— Я пыталась разобраться, какие вещи влияют на отношение людей к своим детям, откуда берется эта нелюбовь? Действие происходит в родильном доме, где оказались несколько женщин с разными судьбами. Но всех их объединяет то, что они ощущают одиночество, при этом стремятся к любви, но не могут к ней прийти.

— А как вы, вчерашняя школьница без опыта материнства, не побоялись взяться за такую непростую тему.

— Это та проблема, которая меня остро волнует. Я вижу результаты воспитания детей в нелюбви. И это очень печально, потому что те, кого не любили в детстве, не может любить сам.

— А удалось в итоге найти ответ, откуда берется нелюбовь?

— Я не ставила перед собой задачу дать готовый ответ на этот вопрос. Николай Владимирович часто говорит, что зритель приходит в театр посмеяться и поплакать. Вот я и постаралась написать так, чтобы можно было посмеяться и поплакать. Пьеса не нравоучительная, в ней много смешного, но есть и боль.

В череде испытаний было еще одно, не менее сложное — собеседование. Несмотря на то, что Анастасия — давняя поклонница творчества Николая Коляды, прежде с ним беседовать ей не доводилось — разве что на спектаклях, во время которых режиссер любит общаться со зрителями.

— Николай Владимирович просил рассказать о себе, о своих увлечениях, обосновать свой выбор профессии. Мне кажется, он не задавал всем одинаковых вопросов, с каждым человеком беседовал по-своему. Я думаю, ему важнее было понять личность человека, который решил у него учиться. Конечно, я очень сильно волновалась.

— Почему вы решили поступить именно к Николаю Коляде?

— Меня вдохновляет его творчество как драматурга. Мне нравится его Коляда-театр, его особый почерк, узнаваемый на любой сцене. Кроме того, там потрясающий актёрский состав, в частности Олег Ягодин, Василина Маковцева, Тамара Зимина, Сергей Фёдоров — не побоюсь этого слова, великие артисты. Я очень люблю Центр современной драматургии, тоже созданный Колядой, где главным режиссером сейчас является Антон Бутаков. В этом центре ставят, в основном, современных драматургов, делают разные проекты, работают с музыкантами, поэтами, проводят самые разные фестивали…

Последние два года я старалась как можно чаще выбираться на выходные в Екатеринбург — ради того чтобы сходить в Коляда-театр, в Центр современной драматургии. Как только заканчивались занятия в гимназии, я сразу ехала на вокзал.

Школа драматургии Николая Коляды уже 25 лет выпускает драматургов — они известны не только в России, но и за рубежом. Поэтому я сразу решила, что пойду учиться только к Николаю Владимировичу. В этом году он набирал не только драматургов, но и режиссеров: поступать к нему приехали не только с Урала и Сибири, но из Москвы, Санкт-Петербурга, Казахстана, Казани…

Когда узнала, что поступила, я поняла, что теперь у меня есть уникальный шанс. Николай Владимирович часто говорит, что драматург — это штучный товар. Нельзя набрать на курс 100 человек, чтобы все они стали талантливыми драматургами. Поэтому для меня это уникальный шанс и, конечно, я рада!

Да, я сомневалась. Но точно знала, что любой результат собеседования (примут меня или нет) будет честным. Шанс надо заслужить. Я даже не думала о том, куда я подам документы, если не поступлю. На следующий год я бы снова поехала пробовать свои силы.

Поступление в театральный вуз — это своеобразный опыт, он требует много смелости. Я познакомилась со многими абитуриентами: это все смелые и талантливые люди, которые не без веры в себя приходят на поступление.

Сильнее, чем проза


— Анастасия, а почему все-таки драматургия, а не литература?

— Меня увлекает живой современный театр. Это возможность высказаться. Когда ты пишешь драму, она попадает на сцену — и пьеса приобретает дополнительные грани, их добавляет режиссер и актеры. Получается целостное произведение, которое очень сильно может повлиять на человека. Возможно, сильнее чем проза.

— А какую вашу пьесу читали на Дне города в Екатеринбурге?

— Центр современной драматургии проводили фестиваль «Мой ЕКБ»: на этой площадке читали пьесы, посвященные Екатеринбургу, в том числе и произведения начинающих авторов. Я набралась смелости, написала пьесу и отправила ее на конкурс. Ее взяли и прочитали на этом фестивале в День города.

В центре Екатеринбурга есть заброшенная больница скорой медицинской помощи. Она построена в 1932 году, но сейчас стоит в руинах. Это огромное, когда-то невероятно красивое здание, которое сегодня находится в аварийном состоянии. Моя пьеса — это монолог от лица самой больницы. Про ее врачей, про ее больных, про закрытие, про то, что происходит с ней сейчас.

— Но вы же из Тюмени, не из Екатеринбурга?

— В Интернете можно найти много исторического материала. Но дело даже не в этом.

Есть места с очень сильной энергетикой: ты просто чувствуешь душу этого места. И когда я увидела в первый раз это здание, поняла, что оно способно говорить, что у него есть своя большая история, которая, на мой взгляд, не должна быть забыта. Это здание вызывает очень сильную тоску. Так иногда происходит с людьми…

— О чем говорит больница?

— Она говорит о том, что, когда любишь, всегда что-то отдаешь. И люди, которые работали там, они готовы были отдать жизнь — за своих пациентов, за свою больницу. В конце концов, случилась трагедия: больницу закрыли и расформировали отделения. Это большая потеря для врачей — они не просто потеряли работу, они потеряли дело жизни. И, естественно, очень сильно переживали за своих пациентов, которые остались без должной медицинской помощи.

— Вам понравилось, как прочитали вашу пьесу, что вы чувствовали, когда слушали?

— Пьесу читала замечательная актриса Варвара Брылина. Она хорошо попала в настроение пьесы. И от себя немного привнесла. Но мне кажется, это только украсило мой текст.

Если не можешь дышать…


«Не могу дышать без театра» – тюменка поступила на курс к знаменитому Николаю Коляде

— В Тюмени у вас есть любимые места?

— Я всю жизнь жила в центре города. Мне нравится это пространство. Но не площади, где большое скопление людей… Я часто гуляю по тихим и зеленым дворам старых пятиэтажек — по ул. Советской, Хохрякова, в сторону Профсоюзного моста. В центре наш город очень зеленый. И мне жаль, когда при ремонте дворов сегодня очень часто вырубают деревья… Теряется этот оазис.

— В тюменских театрах тоже бываете?

— В Тюмени замечательные молодежные студии и мастерские — здорово, что у на есть молодежный театральный центр «Космос»! Это площадка, на которой они могут показать свое творчество. Театр «Ангажемент» тоже ставит современных драматургов…

— А классические пьесы смотрите?

— Классику необходимо смотреть. Это основа. Николай Владимирович часто говорит, что нельзя писать на русском языке, если ты не знаком с литературой 19 века, потому что это основа языка. То же с театральной классикой — без нее ты не поймешь театр. Хотя меня больше привлекает современный театр.

— Кто из классиков вам больше нравится?

— Антон Павлович Чехов. Мне кажется, невозможно читать «Вишнёвый сад», «Чайку» и не плакать. У него настолько много о человеке. И сегодня эта пьеса очень сильно трогает душу, разбивает сердце. Когда боль человека прорывается сквозь самообман, сквозь все попытки отгородиться от разрушения собственного мира… Это никогда не устареет.

— Чем еще вы увлекаетесь, кроме театра?

— Я 11 лет занимаюсь конным спортом — конкуром (это конные состязания по преодолению препятствий в определенном порядке и определенной сложности и высоты). Лошади позволяют человеку внутренне расслабиться и быть собой. Признаюсь, работать с животными нелегко, но это приносит такую невероятную отдачу, какую не дает любой другой спорт.

— Что бы вы пожелали творческим ребятам, которые сегодня, может быть, боятся думать о поступлении на курсы к знаменитым драматургам и режиссерам?

— Не нужно ничего боятся. Даже тем, кто сомневается, все равно стоит попробовать. Я слышала такую фразу от одного из педагогов театрального института: если мечтаешь связать свою жизнь с театром, это стоит делать только в том случае, если ты без этого не можешь дышать.

— А дышать не могу — по отношению к вам это верно?

—Да!

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Должник из Красноярского края быстро нашел 1 млн рублей, чтобы улететь за границу
Должник из Красноярского края быстро нашел 1 млн рублей, чтобы улететь за границу
У него накопилась крупная задолженность по кредитам.
#долги
#кредит
#отпуск
#Красноярск
#судебные приставы
#тк
Успеть до Нового года: эксперты рассказали о важных шагах
Успеть до Нового года: эксперты рассказали о важных шагах
Конец года — оптимальное время для действий, которые помогут заложить основу для дополнительных доходов в следующем году.
#инвестиции
#эксперты
#финансы
#банки
#тк
Врачи объяснили связь погоды и здоровья
Врачи объяснили связь погоды и здоровья
Многие, чувствуя головную боль, сонливость и упадок сил, винят во всем перепады давления, магнитные бури или пасмурную погоду.
#здоровье
#врачи
#метеозависимость
#тк
Эксперты выяснили цели накоплений россиян
Эксперты выяснили цели накоплений россиян
Около 70% россиян планируют увеличивать сбережения в следующем году.
#финансы
#накопления
#банки
#Тюменская область
#тк
К Новому году улицу Дзержинского в Тюмени украсили по мотивам сказки «Конек-Горбунок»
К Новому году улицу Дзержинского в Тюмени украсили по мотивам сказки «Конек-Горбунок»
Будет подана заявка для участия в конкурсе «Елки России».
#Новый год
#новогодняя елка
#украшение
#Конек-Горбунок
#Дзержинского
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять