Победитель конкурса «Мастер года» Андрей Томилин поделился секретами успеха.
Преподаватель Тобольского многопрофильного техникума по специальности "Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции" Андрей Томилов представит регион на Всероссийском конкурсе «Мастер года-2024». Финал стартует в Тюмени уже завтра, 28 сентября.
Томилов признается, что пошел на конкурс потому, что засиделся в преподавателях. Почувствовал, что необходимо обновить методическую базу. Конкурс — это великолепная возможность обновить картинку, обогатиться всеми современными веяниями и тенденциями в профессии, а сильные соперники — дополнительный стимул и интерес, чтобы испытать себя.
Педагогика — это эмоции
— Изначально я не собирался становиться педагогом. Я неплохо учился в школе, одним из моих любимых предметов была физика. По окончании школы мы с теми одноклассниками, кто, как и я, хорошо учился, решили вместе поступать в Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева — и я выбрал специальность школьного учителя физики и информатики. Впрочем, после окончания института работать по специальности я не пошел — снова последовал совету одного из своих сокурсников. Он устроился в наш институт лаборантом и договорился о месте и для меня.
Я согласился и стал лаборантом кафедры технологии и технических дисциплин, поступил в аспирантуру — то есть, все еще не планировал связать свою жизнь с педагогикой. Осознание пришло, когда я перешел с должности лаборанта на должность ассистента преподавателя и впервые оказался в настоящем классе — не как студент на педагогической практике, а как ассистент. Как говорится, аппетит приходит во время еды — так произошло и в моем случае.
В 2013 году наш институт (тогда уже Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева) стал филиалом Тюменского государственного университета. Я к тому моменту еще не защитился и не смог пройти конкурс на замещение должности в новой структуре. Заведующая моей кафедрой Алсу Ахтамовна Кутумова порекомендовала мне перейти на работу в Тобольский многопрофильный техникум. Поначалу я расценил это как шаг назад в своем развитии, но жизнь показала, что это два шага вперед.
— А был ли у вас наставник?
— Главных наставников в моей жизни было двое. Первая — Алсу Ахтамовна, она принимала у меня экзамен при поступлении в ВУЗ, затем вела методику преподавания физике. Она же рекомендовала мне поступить в аспирантуру, её усилиями я стал ведущим преподавателем по техническим дисциплинам на кафедре, и в итоге она вовремя рекомендовала перейти на работу в техникум. Алсу Ахтамовна всегда в меня верила, даже там, где я сам в себя не верил, это помогало мне не унывать и продолжать упорно работать.
В 2017 году я включился во Всероссийское движение профессионального мастерства и стал готовить студентов к чемпионату «Профессионалы» по компетенции «Сантехника и отопление». На мероприятиях Чемпионатного движения мне посчастливилось познакомиться с экспертом Александром Владимировичем Ботовым, мастером производственного обучения Томского коммунально-строительного техникума. По сути, он стал моим наставником по профессии, именно благодаря ему мы со студентами смогли добиться таких высоких результатов в Чемпионатном движении, и до сих пор я консультируюсь с ним по профессиональным вопросам, езжу к нему на стажировки и на учебу.
— Прежде всего — это общение с молодежью. Педагогический процесс — процесс двухсторонний. Преподаватель не только дает материал, но также берет от обучающихся много нового и полезного, соответственно, идет непрерывное развитие педагога. Кроме того, педагогика — это эмоции. К нам приходят веселые, задорные ребята с горячими сердцами, которые еще верят в сказку — и ты вместе с ними, каждый год заново начинаешь в эту сказку верить. И основная причина, по которой, как я думаю, работают большинство педагогов — это участие в становлении человека как личности и профессионала, это возможность положительно повлиять на судьбу человека, а соответственно, и на судьбу нашего общества и государства в целом. В этом я и вижу миссию педагога в обществе.
Специалиста нужно воспитать
— Есть ли у вас профессиональное педагогическое кредо? Как бы вы его сформулировали кратко?
— Мое кредо менялось по мере моего профессионального развития, и сейчас я бы сформулировал его так: специалиста нужно не столько обучить, сколько воспитать.— Вы отметили, что обучение — процесс двусторонний. Чему учитесь у студентов?
— Действительно, от своих студентов я беру очень многое. Во-первых, это знание трендов — понимание того, что именно на современном этапе развития общества самое передовое. Во-вторых, это вера в добро и справедливость. В этом возрасте ее у студентов предостаточно, и я стараюсь от них подзаряжаться. В-третьих, это знания. Ведь всегда найдется студент, который в той или иной области знает больше тебя. И четвертое — это стимул к постоянному развитию.
Как взрослому мужчине, мне не хочется на фоне своих студентов выглядеть ущербно: ни физически, ни морально, ни интеллектуально. Поэтому я стараюсь поддерживать себя в форме — во всех смыслах. Человек должен развиваться всегда и во всем: интеллектуально, морально, духовно и физически, поэтому в свободное время я занимаюсь рыбалкой, гитарой, играю в шахматы. Стараюсь делать все вместе с детьми.Семья, жена и две дочери уже привыкли, что я часто в разъездах на разных соревнованиях. Одно из последних ярких, наверное, победа в национальном чемпионате WorldSkills в России. Мой ученик тогда взял первое место, а я выступал его экспертом и тренером. Кстати, подготовка студентов к чемпионатам — одно из самых любимых моих занятий.
Фото: из личного архива Андрея Томилова