Сегодня на туристическом рынке региона работают более трехсот фирм, что порождает жесткую конкуренцию. Главное, в чем нужно конкурировать, – качество услуг, но это требует значительных финансовых и трудовых затрат.
Сегодня на туристическом рынке региона работают более трехсот фирм, что порождает жесткую конкуренцию. О том, как бороться с фирмами-однодневками, почему в Тюменской области медленно развивается въездной туризм и стоит ли сегодня открывать свое агентство, корреспондент «Вслух о главном» побеседовал с председателем совета Региональной ассоциации тюменских туристических организаций (РАТТО), директором туристической фирмы «Трэвэл» Наталией Чагиной.
— Наталия Викторовна, хотелось бы поговорить о туристическом рынке Тюмени. Насколько он цивилизован сегодня?
- По моему мнению, тюменский рынок не совсем цивилизован. Дело в том, что в связи с отменой лицензирования турагентской деятельности в 2007 году турфирмы стали появляться как грибы после дождя. К сожалению, профессионализм многих таких фирм и их руководителей оставляет желать лучшего: часто он основан только на опыте личных путешествий, а этого недостаточно для предоставления качественной услуги по реализации турпродукта, причем иногда люди даже не понимают разницу между туроператором и турагентом.
Бывает, фирму открывают бывшие менеджеры туристических организаций. Увы, хороший менеджер — не всегда хороший руководитель. Помимо знания турпродукта предпринимателю нужны и управленческие навыки, знание законодательства и многое другое. Широко распространено мнение, что турбизнес прост и не требует особых знаний, навыков и опыта, но это не так.
— На что рассчитывают фирмы-«подснежники»?
- Фирмы-однодневки, или так называемые «подснежники», которые в большом количестве появляются весной, предлагают клиентам большие скидки — до 10% - и тем самым создают нездоровую конкуренцию на рынке. Я считаю, что это путь в никуда. Они демпингуют в надежде привлечь первых клиентов. Но человек, один раз получив такую скидку, не согласится на меньшее.
Проходит время, вложенные в бизнес деньги у таких фирм заканчиваются, и они начинают работать в долг — им все время кажется, что завтра эти деньги вернутся, но они заблуждаются. Все дело в непрофессионализме и неумении вести бизнес. На каком-то клиенте цепочка обрывается. В первую очередь от таких фирм страдают обычные туристы. Я советую тюменцам с настороженностью относиться к высоким скидкам, помнить, что они несут определенный риск. Конечно, можно пожаловаться в органы Роспотребнадзора и, если есть основания, деятельность фирмы приостановят, можно обратиться с иском в суд, но выиграть суд — еще не значит вернуть деньги. Когда судебные тяжбы закончатся, фирма, которой платили деньги, будет уже закрыта, а эти же люди могут открыть новую организацию под другим названием и спокойно продолжать работать.
Главное, в чем нужно конкурировать, — качество услуг, но это требует значительных финансовых и трудовых затрат.
— Как вы относитесь к отмене лицензирования турагентской деятельности?
- Считаю, лицензирование отменили зря, но есть другой способ упорядочивания туристического рынка — создание саморегулируемых организаций (СРО). Уверена, что необходимость в саморегулировании назрела.
Региональная ассоциация тюменских туристических организаций подготовила предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Мы полагаем, что разрешить заниматься турагентской деятельностью нужно только турагентствам, входящим в СРО. Тогда можно будет создавать определенные стандарты (к персоналу фирмы, к офисам) и контролировать их соблюдение. По моему мнению, именно СРО сделает рынок цивилизованным и профессиональным.
Некоторые поправки уже утверждены в первом чтении. Думаю, окончательное решение по вопросу создания СРО в туризме будет принято не раньше весны следующего года.
— Ранее долго говорили о необходимости создания Региональной ассоциации тюменских туристических организаций. И вот она создана. Что дало это нашим турфирмам? Сколько компаний входит в ассоциацию?
- На сегодняшний день у нас десять членов. Наши двери открыты, однако есть определенные критерии, которым нужно соответствовать, например, соблюдать положения Кодекса этики и стандартов качества работы туристических организаций.
Ассоциации нет еще года, тем не менее нас знают. Мы ощущаем доверие со стороны туристов, нас поддерживает и администрация города. Членство в ассоциации дает турфирмам ряд преимуществ: участие в различных семинарах, проводимых РАТТО, на льготных условиях; возможность высказать свое мнение при формировании предложений по изменению законодательных актов — ведь голос ассоциации сильнее, чем одной фирмы; решение проблем, возникающих с туроператорами. Нас знают в Ростуризме, уже не раз наши члены решали проблемы, возникающие с туроператорами, с помощью сотрудников Ростуризма.
Есть некий кредит доверия и со стороны туроператоров: они охотнее заключают договоры с участниками РАТТО, потому что знают, что при возникновении сложностей мы можем воздействовать на участников ассоциации. А сейчас, когда договор с туристом будет заключаться от имени и по поручению туроператора, когда туроператор будет нести ответственность и за действия турагента, операторы будут более тщательно подходить к выбору партнеров-турагентств.
— Оцените работу информационно-туристского киоска на Цветном бульваре. Там представлены несколько турфирм, которые продвигают, прежде всего, свои услуги, хотя по идее должны давать информацию обо всех фирмах…
- Во всем мире информационные киоски создаются для информирования местных жителей и приезжих туристов обо всех туруслугах, представленных в городе и регионе, достопримечательностях и так далее. Обычно такие киоски финансируются за счет средств муниципального или федерального бюджета. У нашего киоска эти функции несколько видоизменены. Дело в том, что этот проект был профинансирован двумя турфирмами города, поэтому сейчас им нужно возвращать инвестированные в киоск средства.
— Как обстоят дела в регионе с въездным и внутренним туризмом? Насколько я знаю, этим направлением турфирмы занимаются неохотно, и цены на такие услуги достаточно высоки. Почему?
- К сожалению, внутренний туризм не особенно рентабелен, заработать на выездном туризме можно гораздо больше.
Проблема же въездного туризма заключается в том, что турбренд региона не раскручен, цены на турпродукт высокие, а сервис низкий. Когда мы обсчитывали лыжный тур в нашем регионе, сумма получилась выше аналогичного тура в Норвегию или Финляндию, где сервис и качество услуг на порядок выше. У нас же дорогие гостиницы, дорогое питание, недешевый перелет.
Другое дело, если бы был раскручен туристический бренд региона за границей, тогда иностранцы поехали бы к нам, несмотря на цены. Ведь во всем мире туризм держится на хорошо поставленной рекламе. Условно скажем, если бы мы не знали, что в Риме есть Колизей, во Флоренции — Уффици, в Пизе — Пизанская башня, вряд ли бы поехали туда. Рекламы турпродукта Тюменской области за границей нет вообще. Можно раскрутить и наш бренд так, что стоимость отступит на задний план. Ведь нам есть что показать: это и домик Распутина, достопримечательности Тобольска, экофермы. Иностранцы очень любят колорит Севера — чумы, оленьи упряжки, национальную кухню. Если правильно организовать экскурсии и дать массированную рекламу, такие туры пойдут на ура.
Когда мы предлагаем путевку за границу, то продаем сформированное туроператором предложение. C въездным туризмом сложнее — этот турпродукт нужно формировать самому, и здесь нужны специально подготовленные люди, знания, терпение, опыт и так далее. Нужно организовать не только питание и проживание, но и экскурсии, трансфер, а затем все это грамотно соединить в одно целое.
— Ваша фирма почти 19 лет на рынке. Ни разу не пожалели, что занялись этим видом бизнеса?
- Ни разу. Изначально я выбрала туризм из-за любви к путешествиям — у сотрудников турфирм действительно больше возможностей повидать мир. Объездила много стран, но есть и те, в которых еще не бывала, например, в Мексике, Перу, Австралии. Они меня ждут.
— Скажите, стоит ли сейчас открывать свою турфирму?
- Если я скажу «нет», мой ответ могут расценить неоднозначно. Думаю, каждому нужно решать самому.
Если предприниматель настроен работать хорошо, качественно, то попробовать открыть турагентство можно, однако нужно помнить, что раскрутка с нуля — процесс нелегкий и небыстрый, здесь и наработка базы клиентов, и изучение турпродуктов, и поиск своей уникальной ниши. Важно понять, чего хочет турист, предложить именно то, что нужно, чтобы он остался доволен и в следующий раз вернулся именно к вам. Думаю, в этом состоит залог успеха.