Dipol FM | 105,6 fm

Наталия Чагина: туррынок созрел для саморегулирования

Сегодня на туристическом рынке региона работают более трехсот фирм, что порождает жесткую конкуренцию. Главное, в чем нужно конкурировать, – качество услуг, но это требует значительных финансовых и трудовых затрат.

Сегодня на туристическом рынке региона работают более трехсот фирм, что порождает жесткую конкуренцию. О том, как бороться с фирмами-однодневками, почему в Тюменской области медленно развивается въездной туризм и стоит ли сегодня открывать свое агентство, корреспондент «Вслух о главном» побеседовал с председателем совета Региональной ассоциации тюменских туристических организаций (РАТТО), директором туристической фирмы «Трэвэл» Наталией Чагиной.

— Наталия Викторовна, хотелось бы поговорить о туристическом рынке Тюмени. Насколько он цивилизован сегодня?

- По моему мнению, тюменский рынок не совсем цивилизован. Дело в том, что в связи с отменой лицензирования турагентской деятельности в 2007 году турфирмы стали появляться как грибы после дождя. К сожалению, профессионализм многих таких фирм и их руководителей оставляет желать лучшего: часто он основан только на опыте личных путешествий, а этого недостаточно для предоставления качественной услуги по реализации турпродукта, причем иногда люди даже не понимают разницу между туроператором и турагентом.

Бывает, фирму открывают бывшие менеджеры туристических организаций. Увы, хороший менеджер — не всегда хороший руководитель. Помимо знания турпродукта предпринимателю нужны и управленческие навыки, знание законодательства и многое другое. Широко распространено мнение, что турбизнес прост и не требует особых знаний, навыков и опыта, но это не так.

— На что рассчитывают фирмы-«подснежники»?

- Фирмы-однодневки, или так называемые «подснежники», которые в большом количестве появляются весной, предлагают клиентам большие скидки — до 10% - и тем самым создают нездоровую конкуренцию на рынке. Я считаю, что это путь в никуда. Они демпингуют в надежде привлечь первых клиентов. Но человек, один раз получив такую скидку, не согласится на меньшее.

Проходит время, вложенные в бизнес деньги у таких фирм заканчиваются, и они начинают работать в долг — им все время кажется, что завтра эти деньги вернутся, но они заблуждаются. Все дело в непрофессионализме и неумении вести бизнес. На каком-то клиенте цепочка обрывается. В первую очередь от таких фирм страдают обычные туристы. Я советую тюменцам с настороженностью относиться к высоким скидкам, помнить, что они несут определенный риск. Конечно, можно пожаловаться в органы Роспотребнадзора и, если есть основания, деятельность фирмы приостановят, можно обратиться с иском в суд, но выиграть суд — еще не значит вернуть деньги. Когда судебные тяжбы закончатся, фирма, которой платили деньги, будет уже закрыта, а эти же люди могут открыть новую организацию под другим названием и спокойно продолжать работать.

Главное, в чем нужно конкурировать, — качество услуг, но это требует значительных финансовых и трудовых затрат.

— Как вы относитесь к отмене лицензирования турагентской деятельности?

- Считаю, лицензирование отменили зря, но есть другой способ упорядочивания туристического рынка — создание саморегулируемых организаций (СРО). Уверена, что необходимость в саморегулировании назрела.

Региональная ассоциация тюменских туристических организаций подготовила предложения по внесению изменений в действующее законодательство. Мы полагаем, что разрешить заниматься турагентской деятельностью нужно только турагентствам, входящим в СРО. Тогда можно будет создавать определенные стандарты (к персоналу фирмы, к офисам) и контролировать их соблюдение. По моему мнению, именно СРО сделает рынок цивилизованным и профессиональным.

Некоторые поправки уже утверждены в первом чтении. Думаю, окончательное решение по вопросу создания СРО в туризме будет принято не раньше весны следующего года.

— Ранее долго говорили о необходимости создания Региональной ассоциации тюменских туристических организаций. И вот она создана. Что дало это нашим турфирмам? Сколько компаний входит в ассоциацию?

- На сегодняшний день у нас десять членов. Наши двери открыты, однако есть определенные критерии, которым нужно соответствовать, например, соблюдать положения Кодекса этики и стандартов качества работы туристических организаций.

Ассоциации нет еще года, тем не менее нас знают. Мы ощущаем доверие со стороны туристов, нас поддерживает и администрация города. Членство в ассоциации дает турфирмам ряд преимуществ: участие в различных семинарах, проводимых РАТТО, на льготных условиях; возможность высказать свое мнение при формировании предложений по изменению законодательных актов — ведь голос ассоциации сильнее, чем одной фирмы; решение проблем, возникающих с туроператорами. Нас знают в Ростуризме, уже не раз наши члены решали проблемы, возникающие с туроператорами, с помощью сотрудников Ростуризма.

Есть некий кредит доверия и со стороны туроператоров: они охотнее заключают договоры с участниками РАТТО, потому что знают, что при возникновении сложностей мы можем воздействовать на участников ассоциации. А сейчас, когда договор с туристом будет заключаться от имени и по поручению туроператора, когда туроператор будет нести ответственность и за действия турагента, операторы будут более тщательно подходить к выбору партнеров-турагентств.

— Оцените работу информационно-туристского киоска на Цветном бульваре. Там представлены несколько турфирм, которые продвигают, прежде всего, свои услуги, хотя по идее должны давать информацию обо всех фирмах…

- Во всем мире информационные киоски создаются для информирования местных жителей и приезжих туристов обо всех туруслугах, представленных в городе и регионе, достопримечательностях и так далее. Обычно такие киоски финансируются за счет средств муниципального или федерального бюджета. У нашего киоска эти функции несколько видоизменены. Дело в том, что этот проект был профинансирован двумя турфирмами города, поэтому сейчас им нужно возвращать инвестированные в киоск средства.

— Как обстоят дела в регионе с въездным и внутренним туризмом? Насколько я знаю, этим направлением турфирмы занимаются неохотно, и цены на такие услуги достаточно высоки. Почему?

- К сожалению, внутренний туризм не особенно рентабелен, заработать на выездном туризме можно гораздо больше.

Проблема же въездного туризма заключается в том, что турбренд региона не раскручен, цены на турпродукт высокие, а сервис низкий. Когда мы обсчитывали лыжный тур в нашем регионе, сумма получилась выше аналогичного тура в Норвегию или Финляндию, где сервис и качество услуг на порядок выше. У нас же дорогие гостиницы, дорогое питание, недешевый перелет.

Другое дело, если бы был раскручен туристический бренд региона за границей, тогда иностранцы поехали бы к нам, несмотря на цены. Ведь во всем мире туризм держится на хорошо поставленной рекламе. Условно скажем, если бы мы не знали, что в Риме есть Колизей, во Флоренции — Уффици, в Пизе — Пизанская башня, вряд ли бы поехали туда. Рекламы турпродукта Тюменской области за границей нет вообще. Можно раскрутить и наш бренд так, что стоимость отступит на задний план. Ведь нам есть что показать: это и домик Распутина, достопримечательности Тобольска, экофермы. Иностранцы очень любят колорит Севера — чумы, оленьи упряжки, национальную кухню. Если правильно организовать экскурсии и дать массированную рекламу, такие туры пойдут на ура.

Когда мы предлагаем путевку за границу, то продаем сформированное туроператором предложение. C въездным туризмом сложнее — этот турпродукт нужно формировать самому, и здесь нужны специально подготовленные люди, знания, терпение, опыт и так далее. Нужно организовать не только питание и проживание, но и экскурсии, трансфер, а затем все это грамотно соединить в одно целое.

— Ваша фирма почти 19 лет на рынке. Ни разу не пожалели, что занялись этим видом бизнеса?

- Ни разу. Изначально я выбрала туризм из-за любви к путешествиям — у сотрудников турфирм действительно больше возможностей повидать мир. Объездила много стран, но есть и те, в которых еще не бывала, например, в Мексике, Перу, Австралии. Они меня ждут.

— Скажите, стоит ли сейчас открывать свою турфирму?

- Если я скажу «нет», мой ответ могут расценить неоднозначно. Думаю, каждому нужно решать самому.

Если предприниматель настроен работать хорошо, качественно, то попробовать открыть турагентство можно, однако нужно помнить, что раскрутка с нуля — процесс нелегкий и небыстрый, здесь и наработка базы клиентов, и изучение турпродуктов, и поиск своей уникальной ниши. Важно понять, чего хочет турист, предложить именно то, что нужно, чтобы он остался доволен и в следующий раз вернулся именно к вам. Думаю, в этом состоит залог успеха.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Голышмановской спортшколе открыли отделение самбо
В Голышмановской спортшколе открыли отделение самбо
Школа сильна борцовскими традициями.
#самбо
#спортшкола
#Голышманово
#Андрей Артюхов
#дети
#Тюменская область
Вербное воскресенье: что это за праздник и как правильно срезать ветви?
Вербное воскресенье: что это за праздник и как правильно срезать ветви?
Не рекомендуется использовать для этого дерево на кладбище или возле него.
#новости России
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#православие
#православный праздник
#праздник
#верба
#Вербное воскресенье
#Пасха
#Великий пост
Глава Минстроя России Ирек Файзуллин прибыл в Ишим
Глава Минстроя России Ирек Файзуллин прибыл в Ишим
Здесь сохраняется высокое половодье.
#паводок
#Ирек Файзуллин
#Владимир Якушев
#Александр Моор
#Ишим
#Тюменская область
#новости Тюмени
Прокуратура добилась выплаты по ранению тюменскому участнику СВО
Прокуратура добилась выплаты по ранению тюменскому участнику СВО
Для этого потребовалось доказать факт его проживания в областном центре до отправки на спецоперацию.
#выплата
#СВО
#прокуратура
#льготы
#ранение
После Пасхальной службы тюменские верующие смогут вернуться домой на городских автобусах
После Пасхальной службы тюменские верующие смогут вернуться домой на городских автобусах
Проезд от Знаменского собора по четырем специальным маршрутам будет бесплатным.
#Пасха
#транспорт
#пассажиры
#праздник