Сначала делала это для себя, а потом создала собственный бренд.
Тренд работать на себя возрастает с каждым днем. Молодая мама и начинающий предприниматель Анастасия Тетюрина-Глухарева рассказала «Вслух.ру» о том, как стать мыловаром и почему у натурального продукта высокая себестоимость.
— Анастасия, расскажите, кем мечтали работать до того, как открыли свое дело?
— Хотела поступать на религиоведение, но туда все же не пошла и стала бухгалтером. Думала, что это более практично. Бухгалтером я толком не работала, была только стажировка. При этом не могу сказать, что это не мое, так как мне это нравилось. Я по натуре очень увлеченный человек.
— Какой момент для вас стал переломным?
— Все произошло на этнофестивале «Земля и Небо» и на Славянском базаре лет семь назад. Когда я перешла на все экологичное, то изучала еще чужой опыт. Тогда и узнала, что люди сами варят мыло. Для меня это сначала показалось чем-то запредельным: где они берут рецепты, щелочь? Мне очень захотелось этому научиться, но я нигде в Тюмени не видела таких курсов. И просто волею судьбы попала на мастер-класс в магазине товаров без упаковки. Там показали, как варить мыло холодным способом по легкому рецепту на основе оливкового и кокосового масла, которые можно купить в любом магазине, и щелочи, ее продают в мыловаренном магазине в Тюмени. Дома попробовала, и меня затянуло. Но именно продажами своей продукции я занялась только в 2020 году.
— Вы сами тоже пользуетесь натуральной косметикой?
— Конечно! И не только натуральной косметикой. Стараюсь вовсе исключить любую «химию». У меня даже в ванной комнате нет этой кучи баночек-скляночек, как это обычно бывает (смеется). Уборка обычно проходит с помощью соды, уксуса и горчицы. Раньше еще стирала вещи мыльными орешками, это настоящие высушенные плоды дерева сапиндуса, которые пенятся.
— По-вашему мнению, в первую очередь, можно отказаться от каких «благ цивилизации»?
— Я думаю, можно начать с отказа от моющего средства для посуды, у меня кожа рук перестала сохнуть, и я забыла о кремах для рук. Отказаться можно еще и от зубных паст, мы чистим зубным порошком на основе трав уже 6-7 лет.
— Насколько сложно варить мыло?
— Не скажу, что это легко, потребуется время, чтобы научиться. Со щелочью нужно быть аккуратным, просто так ее не кинешь на глаз, но есть в интернете мыльный калькулятор, с его помощью уже делаешь расчеты. Вообще лучше не в интернете учиться, а все же какой-то курс пройти, потому что неправильно сваренное мыло может ломаться или сушить кожу. Также нужно знать, сколько мылу надо зреть. Если готовить его холодным способом, потребуется месяц. Есть еще горячий способ варки, но он не легкий и занимает от трех до пяти часов приготовления.
— То есть вам хватило тех знаний с мастер-класса, чтобы начать свое дело?
— Нет. Я потом прошла онлайн-обучение по мыловарению за 25 тысяч рублей. Но затем все рецепты ополовинила, то есть убрала отдушки и красители, потому что работаю с натуральными продуктами.
— Были ли на вашем пути неудачи, когда хотелось все бросить?
— Конечно, и сейчас бывают. Вот недавно я испортила два килограмма мыла. Было обидно, так как себестоимость большая из-за натуральных эфирных масел. Бывает, не идут продажи, не оправдываются все усилия и старания, тогда хочется все бросить. Но чаще это просто усталость. Я перед ярмарками могу ночи три не спать, конечно, сильно устаю.
— А сколько времени вам понадобилось, чтобы создать свой бренд и выйти с ним на продажу?
— Ну, где-то год я варила для себя. В декабре 2019 года прошла обучение и поняла, что буду всерьез этим заниматься. В январе создала свой бренд «Аромат Твоей Гармонии». В него я вложила огромное количество денег, спасибо, что с этим мне помогли муж, родители и брат. В марте пришла на ярмарку, а они тоже платные, и начала масштабироваться. На тот момент я на продажу делала только мыло, но уже училась на ароматерапевта. Нужно отлично разбираться в своем деле, чтобы делать продукт на продажу. Поэтому у меня некоторые товары еще не в продаже.
— Есть конкуренция на рынке в Тюмени?
— Я считаю, что конкуренция только в голове. У каждого своя ниша и своя аудитория, у меня есть своя уникальность в натуральных эфирных маслах. Много людей, которые делают мыло, но на отдушках или аптечных эфирных маслах. Например, масло нероли стоит 2000 рублей за 1 миллилитр. И когда я вижу масло нероли за 400 рублей, то понимаю, что это подделка, но некоторые на их основе тоже делают продукцию. А так, явных конкурентов нет. Сейчас я больше учусь у других людей. Перенимаю что-то, например, я не знала, что людям сильно нужен крем для рук, так как не пользуюсь им.
— Кто вам помогает?
— Муж занимается доставкой. Хотелось бы, конечно, человека, который помогал бы вести Инстаграм, потому что варить-то мыло я люблю, но писать посты долго. Если расширюсь, нужна будет и бухгалтерия.
— Ка выстраиваете цены на свои продукты?
— Они зависят от стоимости ингредиентов. Я очень хочу сделать натуральную косметику доступной, поэтому ищу хороших и с доступными ценами поставщиков. Но, к сожалению, ингредиенты дорожают, соответственно, и сам продукт тоже.
— Каков спрос на натуральную косметику в Тюмени?
— Клиентов новых все больше, особенно приходят после ярмарок. Приятно осознавать, что ко мне большой процент клиентов возвращается вновь.
— Сколько можно заработать за одну ярмарку на продаже натуральных продуктов?
— За одну ярмарку или маркет можно спокойно заработать 30 тысяч рублей. Хотя это не предел, результат еще зависит от стоимости аренды. Можно и 100-200 тысяч рублей заработать на крупном маркете с хорошей проходимостью. Хотя таких высот я еще не достигла. Знаю, что на одном из маркетов в сибирском городе один из участников заработал около 600 тысяч рублей. Так что есть к чему стремиться.
Фото из архива Анастасии Тетюриной-Глухаревой