Директор Политехнической школы ТюмГУ рассказал о реализованных проектах и планах дальнейшего развития.
В 2015 году в Тюменском госуниверситете была создана Политехническая школа — практикоориентированный проект по совершенствованию подготовки инженерно-технических кадров с учетом потребностей региональной экономики. Немало выпускников школы за это время построили успешную карьеру в нефтегазовых компаниях. О реализованных проектах и планах дальнейшего развития рассказал в интервью директор Политехнической школы ТюмГУ Михаил Писарев.
— Политехническая школа c момента создания стала уникальным структурным подразделением, которым ТюмГУ заявило свою амбицию на самое современное инженерное образование. Школа выполнила свою функцию?
— Начнем с того, что инженерное образование, инженерная профессия, инженерия в целом — всё это термины, говорящие о практике. В процессе обучения необходимо готовить студентов к прикладной практической чрезвычайно ответственной деятельности. Выпускники, становясь молодыми специалистами на предприятиях реального сектора, должны быстро включаться в рабочие процессы и приносить пользу, создавая ценность. Понимание этого дает четкое осознание недостаточности знаний и навыков — необходимы компетенции как подтвержденная способность эффективно действовать в реальных ситуациях, выполняя инженерные задачи с использованием современных инструментов, принимая решения и неся за них ответственность. Постановка формата образовательного процесса, позволяющего в тесном сотрудничестве с партнерами из индустриального сектора достигать этих целей и была задачей Политехнической школы. Я считаю, что мы справляемся с ней отлично. Ключевой показатель, который позволяет об этом судить, — востребованность выпускников и их карьерная судьба. Здесь нам определенно есть кем гордиться.
— Сколько магистров вы выпустили, где они сейчас работают?
— Первый выпуск состоялся в 2018 году. С тех пор по программе «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа» выпущено 110 выпускников. Многие остаются работать в нефтегазовых компаниях Тюменского региона. На втором месте — Санкт-Петербург. Если говорить по конкретным точкам работы, то в первую очередь это дочерние общества нашего стратегического партнера, компании «Газпром нефть». В частности, научно-технический центр «Газпром нефти», «Газпромнефть-Заполярье», «Газпромнефть-Развитие», где наши магистранты начинают стажироваться с первого года обучения в режиме действующего сотрудника и зачастую остаются на своем первом рабочем месте после завершения обучения. Также наши выпускники находят себе применение в НОВАТЭКе (ООО «НОВАТЭК НТЦ»), Роснефти (ООО «Тюменский нефтяной научный центр») и в других компаниях отрасли.
Выпускники, хорошо себя проявляющие в прикладной науке во время учебы, имеют шанс остаться в университете, помогая развивать проектные компетенции школы, участвуя в технологических проектах. Их помощь трудно переоценить.
— Изменился ли за эти годы формат обучения в Политехнической школе?
— Со стороны может казаться, что формат обучения за время существования школы не менялся. Однако такое наблюдение было бы не верным. Действительно, ключевые элементы, взятые как лучшие практики одновременно из российской и британской образовательных систем, показали себя наилучшим образом и в целом сохранились. Однако, имея в виду, что нашим ключевым партнером является одна из самых динамично развивающихся и инновационных компаний нефтегазового сектора, мы не можем не меняться вместе с ней, постоянно внедряя новое и со своей стороны также помогая развиваться. За это время зародились и были внедрены методы системной инженерии именно для нефтегазового сектора, в проектах и практиках магистрантов обязательно прорабатываются темы, связанные с цифровизацией и цифровой трансформацией отрасли.
Проблемноориентированное мышление и работа в распределенных командах вышли на качественно новый уровень за счет взаимодействия в том числе со студентами партнерского вуза — Тюменского индустриального университета.
Все большее значение в образовательном процессе играют технологические проекты, инициированные в стенах университета и вышедшие за его периметр. Например, целый ряд проектов, истоки которых были заложены студентами во время обучения, высоко оценены в компании и продолжили развиваться, став драйверами деятельности некоторых наших выпускников, формируя ценность молодого специалиста для компании с самого начала трудоустройства. И теперь мы находимся на пороге значительного шага вперед. Следующий этап — развитие компетенции технологического предпринимательства. Запрос на данную компетенцию в настоящее время чрезвычайно велик и будет значительно возрастать в ближайшей перспективе. Причем здесь речь идет в том числе и о внутреннем предпринимательстве. То есть успешные выпускники всегда смогут сделать выбор — работать по найму или развивать собственный проект. База для последних безусловно будет создаваться в университетских центрах компетенций и для развития существующих в ТюмГУ заделов и наработок.
Евгений Галин, руководитель программ по концептуальному проектированию департамента добычи нефти и газа «Газпром нефти»: «Магистерская программа „Концептуальный инжиниринг“ Политехнической школы ТюмГУ не первый год выполняет стратегическую миссию для развития кадрового потенциала дочерних обществ „Газпром нефти“ в части ГиР (геология и разработка), концептуального проектирования и инжиниринга. Важно отметить грамотно выстроенный процесс проектного обучения, благодаря которому адаптация студента на потенциальном рабочем месте проходит во время учебы, за счет этого значительно повышается средний уровень выпускников и возникает высокий спрос у дочерних обществ компании».
— Какие научно-исследовательские проекты были реализованы?
— Все наши исследовательские проекты я бы разделил на три основные группы: обустройство нефтегазовых месторождений, подземная часть и обеспечивающие проекты. В каждой группе есть свои яркие представители. Особенно я бы выделил работу в направлениях модульной стратегии обустройства, химических методов увеличения нефтеотдачи, развитие системного инжиниринга в нефтегазовой отрасли и извлечение редкоземельных металлов из попутнодобываемых вод на зрелых активах. При этом мы продолжаем удерживать фокус Западно-Сибирского НОЦ, частью которого являемся, — цифровизация процессов в нефтегазовой отрасли. Поэтому почти во всех проектах на ключевых ролях, как, например, при анализе данных гидродинамических исследований, либо в качестве обеспечивающей роли происходит формирование цифровых инструментов, направленных на облегчение труда и повышение качества принимаемых решений при выполнении инженерных задач.
— Стремительно меняется рынок труда. Какие новые предложения по практикоориентированным магистратурам вы готовы сделать выпускникам специалитета и бакалавриата?
— Действительно, рынок труда не стоит на месте. Достаточно быстро меняются требования к знаниям и навыкам молодых специалистов. Стремительно развиваются инструменты инженерной деятельности. Совершенно точно, стандартные университетские циклы в современном мире не в состоянии успевать отвечать на изменение запроса. Вместе с тем, на мой взгляд, решение давно найдено и хорошо опробовано. Его суть заключается в максимально быстрой передаче базовых знаний и навыков с последующим формированием компетенций в тесном взаимодействии с индустрией. Причем это взаимодействие должно заключаться именно во включении студентов в работу над реальными производственными задачами с постепенным усилением погружения. Одновременно особенное внимание уделяется сквозным компетенциям. В нашем случае, знакомству с актуальными цифровыми инструментами и участию в их развитии.
Главной отличительной особенностью наших выпускников, позволяющей им быстро включаться в коллектив, начинать приносить пользу и делать отличную карьеру, всегда было целостное комплексное видение ситуации в нефтегазовых проектах. Именно это позволяет правильно ставить цели, определять приоритеты и достигать значимых результатов на доверенном участке работ.
Вместе с тем, актуальные запросы индустрии нацеливают на более высокую сформированность компетенций по ряду критически важных узких направлений. В ответ на данный запрос, начиная со следующего учебного года, пользуясь всеми наработанными практиками мы планируем модернизировать существующую магистратуру «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа» с явным выделением четырех новых фокусных направлений: «Геология и разработка месторождений нефти и газа», «Инжиниринг месторождений нефти и газа», «Разработка интеллектуальных систем» и «Робототехника и автономные системы».
Каждое из направлений имеет свою отдельную историю. Так, в части запроса индустрии по направлению анализа данных нефтяной промышленности, рассматривая вакансии на портале HeadHanter, не закрывающиеся по полгода и более в разрезе требований к компетенциям, мы увидели, что не достаточно уметь анализировать большие данные или проектировать искусственные нейронные сети, необходимо уметь на их основе разрабатывать соответствующие алгоритмы и программное обеспечение, а затем встраивать их в бизнес-процессы отрасли. Поэтому для решения задач цифровизации нефтегазовой отрасли мы предлагаем обучение по программе практикоориентированной магистратуры «Разработка интеллектуальных систем». При проектировании программы мы выполнили системный анализ текущих и возможных будущих проблем и задач, возникающих в отрасли, проанализировали российский и зарубежный опыт обучения. Это позволило максимально эффективно наполнить образовательную программу актуальными дисциплинами.
Указанная фокусировка позволила значительно усилить погружение в тематические направления, одновременно сохранив все лучшие черты существующей магистерской программы, включая кросс-функциональность и практикоориентированность. Мы планируем расширить взаимодействие наших студентов с магистрантами из других вузов и сохранить кросс-функциональную командную работу над проектом в качестве ВКР. Одновременно будет значительно усилено внимание развитию надпрофессиональных компетенций, связанных с вопросами управления, системной инженерии, работе в плоской команде, проектного менеджмента и многого другого.
— Кто из индустрий поддерживает или инициирует свои программы? Кто будет преподавать?
— Основные обсуждения векторов развития и формирование новых магистратур происходит при непосредственном участии экспертов «Газпром нефти» — по каждому направлению сформирована отдельная рабочая группа. Мы также работаем и с другими нефтяными компаниями: «Роснефть», «НОВАТЭК», «Лукойл», куда также направляются наши студенты на практику и дальнейшее трудоустройство, поэтому нам важно считывать запросы отрасли в целом.
Состав наших преподавателей в большей своей части состоит из экспертов компаний, каждый из которых в своей профессиональной деятельности занимается именно тем направлением, которое преподает студентам. Эксперты, которые в полной мере понимают текущие проблемы и потребности отрасли, имеют широкий практический опыт и — самое главное — готовы им делиться, потому что понимают, что готовят будущих коллег, с которыми им придется решать самые сложные производственные задачи. Кроме того, данные эксперты непосредственно принимают участие в разработке учебных программ.
Также политика Политехнической школы в образовательной области изначально заключается в максимальном привлечении заинтересованных лиц компаний на всех этапах обучения, при проведении мастер-классов и особенно при выполнении студентами своих проектов — это обеспечивает поддержание актуальной повестки, близость к производственному процессу и, что также крайне важно, прямую оценку студентов со стороны перспективных работодателей, что открывает значительные перспективы выпускникам.
— Какие из программ станут абсолютно новыми для региона и страны?
— Мы являемся частью системы образования и в этом смысле выполняем, как и должны, все основные требования. Поэтому форма и объем программ в целом будут формироваться аналогичным образом, как и в хорошо зарекомендовавшей себя магистратуре «Концептуальный инжиниринг месторождений нефти и газа», реализуемой совместно с компанией «Газпром нефть». При этом смысловое насыщение будет претерпевать существенные изменения. Как я говорил ранее, мы видим острую необходимость формирования не только исследовательских, но и предпринимательских компетенций в широком смысле. Под предпринимательством мы понимаем постоянный поиск слабых звеньев, формирование идей для оптимизации и способность доказать необходимость проведения улучшений с точки зрения технологической, экономической эффективности, а также в разрезе безопасности осуществления деятельности. Студенты в процессе обучения совместно с представителями индустриальных партнеров будут формировать бизнес-возможности, вести проектную деятельность в командах, состоящих не только из представителей конкретной магистратуры, но и, возможно, вовлекающих участников из-за периметра университета. Это будет действительно уникальный опыт. И на выходе успешно справившиеся со своей задачей команды смогут получить возможность организовывать собственные стартапы. В этом, я считаю, вся наша линейка магистерских программ не будет иметь аналогов в России.
Фото: управление стратегических коммуникаций ТюмГУ Рубрики: Образование