Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Леонид Круглов: В Тюменской области совершенно уникальные традиции русской охоты

Известный путешественник посетил Тюмень для съемок документального фильма о Семене Дежневе и арктических регионах России.

_Леонид Круглов — путешественник, объехавший почти весь мир, и режиссер, снимающий о своих путешествиях документальные фильмы. Очередной посвящен арктическому пути Семена Дежнева. Документальная лента получит название «Великий северный путь». Маршрут Леонида Круглова длиной в 10 тысяч километров пролегает в том числе и через Тюменскую область. «Вслух.ру» он рассказал о красотах арктических регионов, знаменитой русской тройке и перспективах документального полного метра._

— Вы приехали в Тюменскую область для съемок фильма «Великий северный путь». О чем он?

— В целом это история нашей страны, я бы так сказал. История того, как Россия стала, в общем-то, той страной, в которой мы сейчас живем. В XVII веке наши предки еще не имели представления о том, что находится чуть дальше реки Лена, чуть дальше Якутского острога. На тот момент эти территории были «терра инкогнито».

Мы недавно посетили Омск и Томск, в архивах поднимали старинные карты XVII века, по ним видно, что для русских, а уж тем более для европейцев, все эти территории представлялись загадочными, полумистическими. На некоторых картах изображена какая-то земля собакоголовых людей.

Леонид Круглов: В Тюменской области совершенно уникальные традиции русской охоты

Поэтому нам интересно реконструировать путешествие Семена Дежнева. Он шел в совершенно на тот момент неведомые земли и, в конечном счете, совершил открытие сравнимое с открытиями Магеллана, Колумба.

Дежнев родом из Архангельской губернии, оттуда начинал свое путешествие. Затем — Полярный Урал, Ямал, Тюменская область, Красноярский край, Якутия и Чукотка. Поэтому идея фильма — реконструировать маршрут первооткрывателя, посмотреть на все глазами человека XVII века, показать арктические регионы России, которые и сейчас остаются для многих россиян совершенно неизвестными. Сделать интересное приключенческое документальное кино.

— Упор все же на современность или историю?

— Нам интересно выявить параллели. Сейчас в Тобольске снимается художественный фильм «Тобол». Мы, конечно, перед собой такой задачи не ставим. Мы никого не переодеваем, бороду отращивать не заставляем. Мы снимаем то, что сейчас есть в России. В принципе, очень многие вещи как были в XVII веке, так остаются и поныне. Мы стараемся использовать традиционные способы передвижения на собаках и оленях, стараемся посмотреть, как живут народы в самых отдаленных уголках Арктики. В результате из всего этого получится фильм. Широкоэкранный, для кинотеатров.

— А когда планируется выход в прокат?

— Мы надеемся, осенью этого года. Хотя в прошлом году надеялись, что сделаем фильм быстрее. Но у нас путешествие длиной 10 тысяч километров по арктическим регионам. В Тюмени и Тобольске мы отдыхаем, потому что здесь достаточно цивилизованные места.

— Чем для вашего фильма интересна Тюменская область? Что вы здесь снимаете?

— Первые упоминания о Дежневе исходят из этих мест, поскольку он начинал свою службу в Тобольске. Кроме того, на тот момент Тобольск являлся столицей всей Сибири, поэтому все исследователи, путешественники, отправлявшиеся дальше на восток, не могли пройти мимо Тобольска. К тому же, Тобольск до сих пор сохранился, можно сказать, в первозданном виде, это очень аутентичный город.

Кроме того, нас интересуют русские традиции. Я знаю, например, что совершенно уникальная русская охота с собаками существуют только здесь, в других районах России я такого не встречал. И еще здесь нам удалось найти русскую тройку. Я очень хотел, чтобы эпизод, связанный с русской тройкой, вошел в фильм. Но оказалось, что сейчас практически по всей Сибири не осталось рабочих русских троек. Это очень непростая задача, чтобы все три лошади бежали слаженно, чтобы была специально подготовленная упряжь. А здесь мы такую нашли. Плюс мы будем снимать здесь лесных животных — лосей, кабанов, лис.

— Сейчас на примере того же «Тобола» историческая тематика очень популярна. У вас не возникало идеи сделать когда-нибудь все-таки не документальный проект, а художественный?

— У меня есть один художественный проект, но он относится к Африке. А что касается России, пока таких планов нет. Потому что в России многое нужно реконструировать. На съемках «Тобола» требуются затраты, чтобы реконструировать ситуацию XVII века. В той же Африке можно найти такие места, где не нужно ничего воссоздавать, там и сегодня как будто бы 18-19 века. Там все проще.

— Насколько выгодно снимать документальное кино? Ведь массовая аудитория вряд ли пойдет на него в кинотеатр. ей интересны блокбастеры.

— Я общаюсь с публикой и вижу (мне подтверждают это и прокатчики), что у зрителя начинает меняться точка зрения. Большой интерес вызывают новые формы подачи материала, по-новому сделанные и придуманные проекты. Например, в Москве полные залы собирают и документальные проекты, и мультимедийные, когда одновременно в кинотеатре проводится выставка и можно посмотреть на съемки в формате 360 градусов. Когда ты надеваешь шлем и оказываешься внутри какой-нибудь экспедиции или интересной местности, в которой в нормальной ситуации не побываешь. Такие новые форматы оказываются востребованы.

Кроме того, документальное кино тоже набирает обороны. Тем более мы стараемся его делать не в старой доброй задумчивой традиции. То кино, которое мы снимаем, — это, в первую очередь, приключения, где много движения, опасных ситуаций, снятых с интересных ракурсов. Много воздушной и подводной съемки. Так что, я думаю, это кино будет на уровне того, к чему привык современный, молодой зритель. Такое драйвовое кино.

— Насколько вообще сложно организовать съемки в условиях Арктики?

— Это одна из самых сложных задач, какая только может быть. Мне проще организовать экспедицию на Тибет, в самые труднодоступные регионы Африки, Южной Америки, в самые глухие джунгли, чем съемки у нас в Арктике. Потому что логистика арктических регионов очень сложная, погодные условия еще сложнее. Например, в прошлом году, когда мы пробовали организовать переход от Якутии до Чукотки на катамаране морского типа. Обращались в МЧС за обеспечением безопасности. Потому что переход должен был проходить в открытом море. В МЧС нам сразу сказали, что в те места, в которых мы собираемся передвигаться, даже МЧС в лучшем случае сможет добраться через несколько недель. То есть все очень труднодоступно, оттуда просто так не выберешься, если что-то случится.

И у нас вся Арктика такая — сложная для передвижений и логистики. Очень много мест, в которых никто никогда не бывал, ну может быть, отдельные смельчаки. Открываются просто потрясающие просторы. Я думал, что тундра будет ровной, и вообще картинка в арктических регионах будет достаточно однообразной, но вдруг мы оказались в нескольких местах, которые кроме как декорациями к научно-фантастическим фильмам не назовешь. Некоторые уголки просто потрясают необычностью своих природных пейзажей.

— Как вы стали путешественником?

— Я думаю, это связано с детскими мечтами. Меня с самого детства интересовали книги о путешествиях, они всегда лежали на моем столе. А когда я вернулся из армии, в стране начали происходить изменения. Все переворачивалось с ног на голову. Кто-то вкладывал деньги в бизнес, а я все деньги, которые у меня появлялись, вкладывал в путешествия. Сам их придумывал, сам их финансировал. И вот так за 20 лет набрался уже очень большой опыт путешествий по самым труднодоступным местам.

— Путешественники часто совмещают поездки с какими-нибудь творческими проектами — кто-то фотографирует, кто-то пишет заметки. Почему вы выбрали именно документальное кино?

— Я долгое время работал на телевидении, делал программы. Но вообще изначально я документальный фотограф, снимал для National Geographic и Geo. Поэтому реальная жизнь, не постановочная, всегда была мне интересна, что в фотографии, что в кино. Одно перетекло в другое, одно является продолжением другого.

— Я читал ваши интервью. Вам доводилось и забираться на мачту корабля высотой с 20-этажный дом, бывать под дулом автомата в Эфиопии. Какая история из ваших путешествий самая запоминающаяся?

Леонид Круглов: В Тюменской области совершенно уникальные традиции русской охоты

— Всегда помнишь то, что происходило недавно. Поэтому у меня до сих пор перед глазами стоят районы Полярного Урала, тот же перевала Дятлова. Мне всегда интересно добраться до таких мест. Наконец мы через них прошли, и они произвели на меня одно из самых сильных впечатлений. У людей, которые смотрели мои фотографии и видео оттуда, ассоциации с какими-то космическими объектами и внеземными цивилизациями. Какие-то совершенно невероятных форм камни, как будто бы висящие в воздухе, как в фильме «Аватар». Очень странная, мистическая атмосфера — не зря эти места были священными.

Леонид Круглов: В Тюменской области совершенно уникальные традиции русской охоты

— Вы бывали на всех континентах?

— На всех, кроме Антарктиды. Для Антарктиды мы готовим большой проект, и надеюсь, он осуществится через два года, когда мы завершим работу над нынешним фильмом. Как раз будет 200 лет открытия Антарктиды русскими путешественниками.

— А когда-нибудь считали, какое количество стран посетили?

— Нет, вот это я даже не пытаюсь посчитать. Могу сказать, что есть всего лишь несколько стран, где я не был. Еще есть страны, где был только проездом — прилетел, побыл день и полетел дальше. Таких, может быть, 10-15 наберется. Остальные страны, причем даже очень отдаленные, я посетил.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
41% россиян собрались спать после боя курантов
41% россиян собрались спать после боя курантов
Россияне рассказали, что Дед Мороз приходит к каждой пятой семье, 69% будут новогодничать дома, свыше 60% считают майонезные салаты злом, но в 90% случаев на праздничный стол их все равно ставят.
#Новый год
#отдых
#традиции
#путешествия
#тк
2026-й станет в Югре Годом молодой семьи
2026-й станет в Югре Годом молодой семьи
Пожилые люди тоже не останутся без внимания.
#семья
#молодые люди
#пожилые люди
#программа
#Руслан Кухарук
#губернатор
#Югра
#тк
Ричард и Асма: Казанский ЗАГС назвал редкие имена для новорожденных
Ричард и Асма: Казанский ЗАГС назвал редкие имена для новорожденных
Популярными именами среди мальчиков стали Амир, Эмир, Даян.
#имена
#Казань
#Татарстан
#новорожденные
#новости России
#тк
Тюменская делегация волонтеров завершила миссию в Курске
Тюменская делегация волонтеров завершила миссию в Курске
Тюменцы работали в госпитале, ухаживали за больными.
#волонтеры
#Курск
#МыВместе
#движение
#помощь
#Молодая Гвардия
#новости Тюмени
#тк
За плохое поведение жителей Ямальского района лишили дискотек
За плохое поведение жителей Ямальского района лишили дискотек
Вместо этого они будут посещать семейные мероприятия.
#танцы
#досуг
#дискотека
#ЯНАО
#семья
#Новый год
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять