Новый порядок работы агрегаторов планируют установить сначала в столице, а затем и в регионах.
Запустить систему, запрещающую агрегаторам передавать заказы водителям, которые не соблюдают режим труда и отдыха, намерены московские власти. Тюмень, конечно, не Москва, но и у нас работают федеральные сервисы заказа такси. В программе «Вечерний хештэг» на канале «Тюменское время» оценили возможную эффективность новой системы и перспективы ее дальнейшего масштабирования. Ведущая Ольга Солоницына пообщалась с координатором общественного движения «Синие ведёрки» Петром Шкуматовым.
— Если к концу года в Москве планируют запустить эту систему, значит, процентов на 80% она уже готова. В чем ее суть?
— В Москве, как и в других городах страны, есть проблема, связанная с переработками. Например, в столице водитель, чтобы заработать примерно среднюю московскую зарплату, вынужден работать 14−16 часов в сутки. Некоторые трудятся все 24 часа в сутки без перерыва на сон или отдых. Поэтому количество аварий с участием такси постоянно и стабильно растет. Вот эта система должна обеспечить точный учет рабочего времени, чтобы у таксистов не было переработок.
Если агрегаторы будут передавать заказы водителям через единую систему, то вот тогда это будет нормальный учёт.
— Таким образом ситуации, когда таксисты сначала отрабатывают 8−10 часов у одного агрегатора, потом переключаются на другого, будут исключены?
— Да, такое станет невозможным.
— Полагаем, что крупные агрегаторы будут всячески препятствовать внедрению этой инициативы?
— Я тоже думал, что они буду препятствовать и сопротивляться. На удивление крупные агрегаторы поддержали инициативу, чем ввергли меня в ступор. Я ожидал яростного сопротивления и сопротивления в скрытом режиме. Получается, нет никаких препятствий против внедрения подобно системы.
— А чисто юридически их согласие обязательно?
— Формально такое согласие необходимо, потому что в законе «О такси» подобной нормы нет, равно как в нем нет и такого понятия как «агрегатор». То есть получается, что в жизни они есть и работают, но в законе о них ни слова…
— Это локальная московская история или в регионах тоже что-то подобное ожидается?
— Уверен, что рано или поздно — скорее даже рано — эта система заработает во всех регионах, в том числе и у вас в Тюмени.
— А в водительском сообществе какие настроения?
— В такси сейчас кризис, как и везде. Мы оцениваем, что в Москве и Московской области 20% таксистов ушли с рынка. Оставшиеся худо-бедно выживают. Но выживают за счёт переработок. 6 дней в неделю по 12−16 часов. В каком они физическом состоянии? Я не удивляюсь росту числа аварий с участием такси, потому что управлять автомобилем в состоянии усталости — это даже хуже, наверное, чем в состоянии алкогольного опьянения.
— Значит ли, что такси снова станет «роскошью», а дешевые поездки уйдут в прошлое?
— Нет. Я думаю, что такси не будет дорожать. По ряду причин, в том числе из-за конкуренции агрегаторов. Но сами таксисты скажут «спасибо». Сейчас половина рабочего времени водителя — это ожидание заказа или подача, потому что на рынке такси избыток предложения. Машин больше, чем востребовано рынком. И тут нужно либо ограничивать количество разрешений на работу, либо контролировать рабочее время.
Если водители будут находится на линии не 16, а 8 часов, это означает, что в течение этих 8 часов работа будет интенсивнее, меньше простоев при том же уровне дохода. А для пассажиров ничего не изменится, только, возможно, увеличится время подачи машины.