Поговорили с урбанистом о комфортной городской среде. Для ее создания обязательно требуется участие жителей, и у тюменцев такая возможность есть.
Город должен быть для людей — казалось бы, очевидно. Но не всегда в создании новых пространств или благоустройстве старых участвуют обычные жители — по крайней мере, так было еще пару лет назад. О том, насколько Тюмень комфортна для жителей и почему им стоит участвовать в жизни города, мы поговорили с урбанистом Аркадием Каюгиным.
— Вы ведете паблик, который называется «Тюмень для людей». За последние годы город в этом направлении — для людей — преуспел?
— Тюмень несомненно движется в эту сторону. Не по всем фронтам, не так быстро, как хотелось бы, но все же движется. Самое главное — город начинает делать работу над ошибками. Яркий пример — Набережная. Урбанист Илья Варламов, критикующий ее, уже стал мемом. Он говорил об отсутствии зонирования, недостаточном числе активностей и точек притяжения, плохом озеленении. Какое-то время критику не замечали, и вот, буквально недавно, прошел аукцион на разработку «Концепции развития инфраструктуры Набережной реки Туры», куда вошли требования и по функциональному зонированию, и по дополнительному озеленению, и по созданию дополнительных точек притяжения.
Есть и другая большая проблема. Тюмень наступает на те же грабли, что и многие европейские города 50-60 лет назад — пытается увеличить пропускную способность вместо провозной. То есть мы до сих пор считаем качество дорог по количеству машин, которые могут по ней проехать, а не количеству людей. Вот когда будем учитывать людей — пешеходов, пассажиров, велосипедистов, водителей, тогда можно будет говорить о «городе для людей».
— А это вообще возможно — учесть интересы всех?
— Пешеходы, водители, пассажиры, велосипедисты — это же не какие-то отдельные люди. Мы в «Городских проектах» (фонд, помогающий населению создать комфортную городскую среду) проводили большой социологический опрос среди тюменцев. Оказывается, несмотря на то, что машины есть в семьях 57% горожан, только половина из них обычно ездит на них на работу. А вот общественным транспортом хотя бы иногда пользуются 93% респондентов — 39% вообще ежедневно. Я уж не говорю о том, что пешком хотя бы от парковки до работы или до ближайшего магазина, а если повезет — до парка или сквера — ходят почти все.
Многие до сих пор думают, что большинство горожан передвигаются на автомобилях, но так можно сказать только о мужчинах 35-44 лет. Только в этой группе водителей больше половины — 51%. Конечно, это наиболее активная часть населения, поэтому часто и кажется, что автомобилистов большинство.
Если говорить о приоритетах, на первом месте должна быть инфраструктура для пешеходов, затем общественный транспорт и уже потом личный. В любом случае надо отдавать себе отчет, что преодолеть пару лишних лестничных пролетов в надземном переходе или пройти 200-300 метров до ближайшего перехода и обратно — не то же самое, что постоять лишние полминуты пешеходный фазы на светофоре, сидя в машине.
— В Тюмени есть общественные пространства, посмотрев на которые, можно уверенно сказать: да, это создавалось для комфорта жителей?— Да. Из недавно реализованных объектов можно отметить сквер Никольский и сквер Якова Неумоева.
— Без мнения жителей город комфортным явно не сделать. Как тюменцы могут повлиять на благоустройство? Какие инструменты самые эффективные по вашему опыту?
— Вот это очень важная тема. Даже самый лучший проектировщик не сможет сделать комфортное пространство, просто сидя в кабинете. Справедливости ради надо сказать, что и жители вряд ли смогут сами спроектировать даже обычный двор, чтобы он был действительно удобным. Комфортное пространство можно организовать только при совместном участии экспертов-проектировщиков и местных жителей.
Если речь идет о локальном объекте — сквере, например, нужно понимать, кто им будет пользоваться, кто преимущественно живет в этом районе: пенсионеры ли это, молодые родители, студенты. Обязательно нужно учесть, чем обычно занимались в этом месте до благоустройства. Может, пока сквер не был облагорожен, местные жарили там шашлыки, или, как в сквере Никольском, с крутых берегов пруда зимой катались дети на ледянках? Когда будет понятно, кто основной «потребитель» будущего общественного пространства, можно собрать фокус-группы из местных жителей и поработать с ними, выслушать запросы.
При этом вопросы нужно подобрать правильные — как-то при обсуждении одного из общественных пространств на портале «Я решаю!» спрашивали: «Какие деревья нужно высадить в сквере?». Вот это — неправильный вопрос. Обычные горожане не должны решать, какие породы деревьев сажать, это должны делать специалисты по ландшафтному дизайну. Но люди могут выбрать — хотят они сидеть в тени или погреться на солнце, а уже проектировщики, исходя из этого, предложат конкретный дендроплан.
Когда предпроектные решения отработаны на фокус-группах, можно готовить несколько проектов и выносить их на голосование широкой общественности. Процедура сложная, но вполне рабочая. По такому принципу разрабатывали концепцию пространства вокруг «Конторы пароходства» и в районе Речного порта. Соучаствующее проектирование будут использовать для мастер-плана Заречных микрорайонов. Чаще всего заказчиками такого вида проектирования выступают крупные застройщики, но, надеюсь, скоро эта практика будет активнее применяться и для городских общественных пространств.
Поучаствовать в соучаствующем проектировании тюменцы смогут совсем скоро — в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жилье и городская среда». В январе на портале «Я решаю!» жители выбирали, какие городские пространства будут благоустроены в 2022 году, теперь предстоит выбрать их дизайн-проекты. Голосование пройдет на платформе 72.gorodsreda.ru с 26 апреля по 30 мая. Участвовать могут жители старше 14 лет.
Фото: