Интервью начальника отдела развития туризма департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства Тюменской области.
_Совсем скоро в олимпийском Сочи откроется стенд Тюменской области. В состав делегации, которая будет представлять наш регион гостям Игр, входит и начальник отдела развития туризма департамента инвестполитики и господдержки предпринимательства Тюменской области Ирина Грязнова. О грядущей поездке, состоянии регионального туризма, путях его развития и о том, куда приводит любовь к контурным картам, она рассказала в интервью «Вслух.ру»._
— Вы скоро поедете в Сочи представлять Тюменскую область. Расскажите, что там будет происходить?
— Во время Олимпиады в Сочи будут созданы специальные стенды регионов РФ, на которых последние будут представлены со всех сторон: культура, спорт, климат, туризм, инвестиционный потенциал
— Вы считаете, что стенд действительно поможет привлечь достаточное количество туристов в Тюменскую область, иностранцев в том числе?
— Понятно, что мы не привлечем огромный поток, но мы сможем его увеличить. Кроме того, такие проекты однозначно сработают на привлечение инвестиций в регион.
— Отдел развития туризма уже два года как переехал из департамента стратегического развития в департамент инвестполитики и господдержки предпринимательства. Можете ли вы подвести какие-то промежуточные итоги? Чего удалось добиться за это время?
— У нас заработала программа развития туризма. Был период, когда она просто не действовала. И один из самых важных моментов — о нас стали узнавать как об отделе. Причем, не только СМИ, а простые люди. Было несколько случаев, когда мне звонили тюменцы, которые видели меня по телевизору или читали в газетах, и спрашивали — как поехать в то или иное место, о котором я рассказывала. То есть нам начали доверять — и это основной показатель. Потому что мы долго можем говорить о наших достижениях, процентах прироста и прочем. Но главное — когда о нас знает население. Знает о том, что в области есть туризм, и есть структура, его развивающая. Теперь важно не останавливаться.
— У вас есть понимание, до какого момента не стоит останавливаться? Есть ли какой-то предел развитию туризма в нашем регионе?
— Вы знаете, туризм — это та сфера, которая развивается бесконечно и очень быстро. Иногда, пожалуй, хаотично, поскольку здесь много, если можно так выразиться, творчества. Поэтому сказать, что мы достигнем определенных показателей и на этом успокоимся, я не могу. Конечно мы должны иметь линию развития и следовать ей, но ставить перед собой какую-то планку не имеет смысла.
— Какие новые тренды можно выделить в развитии регионального туризма?
— Я бы отметила растущую заинтересованность предпринимателей к туризму как к сфере для выгодного вложения средств. Да, гостиница будет окупаться дольше, чем, к примеру, ресторан. Но, тем не менее, появилось понимание, что туризм это — интересный бизнес. У нас постоянно появляются новые предложения и инициативы со стороны бизнес-сообщества и нам остается их только поддержать. Понимаете, развитие туризма на 90% зависит не от нас как представителей власти, и даже не от количества памятников и культурных достопримечательностей, а от активности турпредприятий, предпринимателей. Бывают регионы, у которых нет ни кремля, ни дворцов, но они очень популярны, потому что местный бизнес проявил инициативу и сам создал что-то, привлекающее в регион туристов и пополняющее бюджет налоговыми отчислениями.
— Тюмень часто упрекали в недостаточном гостиничном фонде. В последнее время ситуация изменилась?
— Сегодня мы уже можем сказать, что в Тюменской области есть гостиничная база для любого туриста: хостелы, апарт-отели, квартиры посуточно, несертифицированные гостиницы, сертифицированные отели, число которых с каждым годом увеличивается. Отдельно стоит выделить наличие у нас отелей международных цепочек. Думаю, мы укомплектованы в плане номерного фонда процентов на 90. Да, у нас не везде сервис соответствует стандартам, но эти шероховатости можно дорабатывать, главное — скелет создан. Пожалуй, у нас не хватает только хороших экономичных «трешек» для семейного отдыха — чего-то среднего между хостелами и 4-звездными отелями. Не нужно забывать, что не всегда к нам приезжают очень обеспеченные люди, путешествуют чаще те, кто богат душой.
— Понятно, что нам в плане въездного туризма более всего интересны регионы-соседи. А есть ли приоритетный регион, на туристов из которого мы рассчитываем больше всего?
— В принципе, для меня все важны, и Курган, и Омск, и ХМАО с ЯНАО. Но если смотреть объективно, отдохнуть в Тюменской области стоит очень недешево. И поэтому приоритетными будут Ханты-Мансийск и ЯНАО, просто из-за уровня местных цен. Может быть, еще Екатеринбург. Хотя продвигать наш продукт мы, конечно, будем и в Кургане, и в Перми, и в Омске.
— Каковы объективные недостатки Тюменской области, которые мешают региону стать крупнейшим центром туризма? Вы их видите? Можете назвать?
— Море, солнце, горы. Их отсутствие (смеется). Эти вопросы мы пока не сможем решить.
— А какие моменты можно и нужно решать, чтобы выйти на новый качественный уровень?
— В первую очередь, сервис. Создается такое впечатление, что наши люди улыбаться не умеют, не хотят или считают это чем-то зазорным. Здесь нам есть чему поучиться у тех же турков. Когда я работала в Турции, нам говорили: «Вы обязаны улыбаться клиенту, и не важно, сколько вы спали и спали ли вообще. Представьте, что к вам приехали в гости ваши родители: как бы вы их встретили?» И, конечно же, нам необходима реализация новых идей. Вот, например, недавно открыли в «Сосновом бору» зоопарк. Прекрасно, но почему не пойти дальше — не сделать натурпарк, в котором животные могли бы жить в полувольном состоянии, а не в клетках? Или аквапарк, почему мы так долго не можем его построить в Тюмени? В этом плане, идеалом являются ОАЭ, где от возникновения идеи интересного проекта до его реализации проходит очень мало времени.
— С какими сложностями, ваш отдел как властная структура сталкивается в регулировании турбизнеса?
— По действующему федеральному законодательству, мы, по сути, не можем вмешиваться в деятельность предприятий туристической сферы, а можем только рекомендовать им некоторые вещи. Причем, не только мы — то же МЧС может лишь рекомендовать турфирмам передачу сведений о туристах, которых везут куда-нибудь в тайгу. При том, что МЧС будет обязано спасать их, если что-то, не дай бог, случится. Это серьезная проблема. Поэтому сейчас мы инициировали создание проекта по внесению изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности» на федеральном уровне. Это крайне сложно сделать, но если получится — это будет большой шаг вперед.
— Что должно получиться?
— В частности, мы предлагаем ввести обязательную сертификацию гостиниц, которой сейчас нет, поскольку считается, что таким образом ущемляются права предпринимателей. А по моему мнению — это выход на новый уровень. Далее, мы предлагаем сертификацию гидов-экскурсоводов. Посмотрите, везде за рубежом гиды сертифицированы, у них есть удостоверение, в котором указано, что они имеют право заниматься своей деятельностью. Гиды спокойно входят во все музеи и проводят экскурсии там. А у нас гид в любом музее обязательно передает свою группу музейному работнику. В результате у экскурсантов часто возникает ощущение разорванности тура. А ведь из таких мелочей и складывается общее впечатление об индустрии гостеприимства того или иного региона.
— Еще один момент — у нас практически не регулируется выездной туризм, хотя основные средства турбизнес зарабатывает именно на выезде, да и большинство клиентов турагентств едут все-таки за границу. Вы считаете такую ситуацию нормальной?
— По сути, мы как представители исполнительной власти этим предприятиям оказались не нужны. Они сами по себе. Поэтому еще одна поправка, которую мы лоббируем — возвращение обязательного лицензирования. Необходимо, чтобы турагентства, работающие на выезд, были подведомственными. Пусть это будем не мы, а какая-то отдельная структура, но сделать это совершенно необходимо исходя из интересов туристов — граждан РФ, которых власть обязана защищать, даже если они отдыхают за границей.
— Начальник отдела развития туризма любит путешествовать?
— Очень!
— Тогда назовите три самых любимых места здесь, в Тюменской области и за границей.
— В случае с Тюменской областью я вряд ли буду оригинальной, это Тобольск, Ялуторовск и Тюмень — наверное, мой самый любимый город из всех, в которых я была. Потому что родной (улыбается). А за границей — Стамбул, Анталья и Рим.
— Давайте поговорим о начале вашего пути в туризме. Это был осознанный выбор профессии?
— Нет (смеется). Я всегда хотела выучиться на юриста и закончить свою карьеру в качестве судьи. Но на бюджетное место на юрфак я не попала и тогда уже пошла учиться туризму. Знаете, первое, что я вспомнила, когда появился вариант с туризмом, — это то, как я в детстве любила разрисовывать контурные карты. И как только я начала учиться, то поняла, что нахожусь на своем месте.
— Как складывалась ваша карьера?
— После третьего курса на нашей специальности была организована производственная практика в Турции. Так я начала работать в туризме в качестве трансфермена — человека, который сопровождает туристов из аэропорта в гостиницу и обратно. Затем я работала экскурсионным гидом, и, наконец, стала отельным гидом. Сначала в недорогих «трешках», затем в отелях класса «делюкс». Так продолжалось в течение семи лет — зимой я возвращалась в Тюмень учиться, а летом уезжала работать в Турцию. Удалось, правда, поработать еще и в Таиланде.
— Чем этот опыт был вам полезен?
— Я приобрела серьезные знания принципов работы предприятий гостиничной индустрии и туроператоров. А самое главное — глубокое понимание психологии человека.
— А как состоялся переход на госслужбу?
— В какой-то момент встал вопрос — что делать дальше? Я приняла решение окончательно вернуться в Тюмень и все-таки выполнить давний план и получить юридическое образование. Поступила на заочное отделение. А начав изучать юриспруденцию, я стала замечать недостатки в законодательстве, регулирующем сферу туризма, и мне захотелось что-то здесь поменять! Наверное, юношеский максимализм сказывался (смеется). Я изучила структуру госрегулирования туризма, выяснила, что в Тюмени есть соответствующий отдел, и отослала сюда резюме, считая, что у меня колоссальный опыт в этой сфере. Впрочем, мне на письма просто не отвечали. Но однажды я узнала, что в отделе появилось место, пришла к начальнику, и меня взяли. Сначала — стажером, потом работала консультантом и, наконец, с 2013 года меня назначили начальником отдела. Спросили о том, как я вижу развитие туризма в Тюменской области в ближайший год и на среднесрочную перспективу. Видимо, мое видение совпало с мнением директора департамента (улыбается).
— И последний вопрос. Какие цели вы себе ставите не только как начальник отдела, но и как человек?
— Как начальник отдела — хотя бы на 70% реализовать то, что уже задумано. А в общечеловеческом плане… Хочу стать хорошим водителем, потому что недавно получила права (смеется). Стать хорошей матерью и женой. Ну и побольше путешествовать, конечно, в том числе и по своему краю!