Dipol FM | 105,6 fm

Илзе Лиепа: Русский балет, как английский газон

"Для меня смысл балета не в страсти. Дело в том, что балет, в отличие от фигурного катания, это не спорт, а искусство. А для того, чтобы внутренне созреть – нужно время. В этом как раз трагическое противоречие нашего вида искусства. Как говорил мой отец, Марис Лиепа, "когда приходит опыт – уходит прыжок". Нужно уловить тот момент, когда прыжок еще не ушел, а опыт уже есть..."

*Тюмени в который раз повезло — в рамках гастрольного тура по городам Сибири здесь был дан гала-концерт с участием Илзе Лиепа и солистов балета Большого театра и Московского академического Музыкального Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
После того, как опустился занавес, в гримуборной состоялся наш разговор с поразительной Илзе.*

— К сожалению, возможности жителя небольшого городка ограничены и «живой» балет он видит, если повезет, несколько раз в жизни. Хочется, чтобы детей привлекали не только брейк-танцы на грязном полу. Скажите, как можно научиться понимать балет?

— Балет, конечно, искусство не массовое. Для того чтобы его понимать, чтобы его чувствовать, как и любое другое классическое искусство, надо привыкать к нему с детства. Это как хорошая литература — если ребенок воспитывается на сказках Пушкина — одно, если на каких-то странных мульфильмах — другое. Мне кажется, что очень правильно, когда ребенок с детства готов и открыт для того, например, чтобы послушать оперу, воспринять ее.
Сейчас много салонов видеопроката, можно ведь и с их помощью знакомить ребенка с классическим балетом — «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
(улыбается) Может и мы когда еще приедем к вам…

— Раньше было довольно много разговоров о «русском балете». Существует ли такое понятие сегодня? Существует ли нечто особенное в русской школе балета?

— Ну, конечно, как можно даже предполагать, что это куда-то делось. Знаете, есть хороший пример про секрет английского газона — его надо просто каждый день подстригать и поливать 200 лет. Так и русский балет — ему столько лет, у него такие фантастические традиции, что уничтожить их совершенно невозможно. Это уже культура нации. И хотя многое в жизни изменяется, такие глубинные корни остаются целостными.

— Когда-то вы говорили и даже, кажется, написали об этом в предисловии к книге, что у вашего отца не было стержня. Что для вас стержень в человеке — вера или нечто иное? Есть ли такой стержень у вас?

— Я верующий человек. На самом деле, к Вере прикладывается все остальное, потому что Вера — это жизнь с Богом. Ведь человек, который живет без Бога, устраивает свою шкалу ценностей. А что такое «сам с усам»? Так легко ошибиться… Сегодня я так думаю, а завтра — иначе, как мне удобнее сегодня.

— Вы популярный, известный человек и одновременно верующий. Наверное, есть опасность загордиться?

— Загордиться? Вера оберегает от этого, она все ставит в жизни на свои места. Даже когда мы по слабости своей делаем ошибки, то потом осознаем, как должно было сделать.

— Как вы думаете, почему в разные переломные трагические моменты нашей истории — смерть генсека, ГКЧП и прочее — по телевизору всегда показывают балет. Не вредит ли это самому балету?

— Я скажу — классические виды искусства гармонизируют человека, когда человек слушает не рэп, а классическую музыку, он внутренне приходит в состояние гармонии. Это как раз то, о чем мы говорили в самом начале нашей беседы. Когда государство спохватывается, что надо как-то людей утихомирить, дать какую-то защиту — показывают классические виды искусства. Мы ведь и в обычной жизни можем использовать абсолютно тот же прием — без всяких ГКЧП. Это совершенно точно.

**- Ваши родители — знаменитости. Как живется ребенку в семье, где папа и мама столь сильно отдаются искусству? Хватало ли у них времени спеть вам колыбельную на ночь, почитать книжку, сходить с вами на каток, в школу на родительское собрание? Мне лично кажется, что дети известных родителей много лишаются в жизни того, что необходимо маленькому человеку. Или это не так?
**
— Все очень индивидуально. Нам очень повезло родиться в такой семье. Кроме того, я думаю, что нам с братом очень повезло, что наш отец был для нас огромным примером для подражания. И может быть он не ходил с нами тысячу раз в кино, зато он брал нас с собой, когда готовился к спектаклю и входил в форму — бегал на Ленинских горах. И для нас это была самая потрясающая школа отношения к профессии, отношения к жизни. Он учил нас дышать, бегать, готовил к профессии, не заболеть которой для нас было невозможно. Отец передал нам беззаветную любовь и преданность к профессии, качества, которые так редки в наше рациональное время. Моя мама — Маргарита Жигунова — брала на себя весь быт. Нельзя забывать, что это были те времена, когда не было стиральных автоматов, не существовало даже слова «домработница». И мама, будучи красавицей, актрисой, светской женщиной, — все успевала делать. На ней была семья, муж, двое детей — ужасных хулиганов… Мы с ней и сейчас очень дружны. Очень.

— В Америке мне посчастливилось побывать на концерте танцевального коллектива «Хаббард». Сложилось такое впечатление, что наши танцовщики, наши балерины танцуют в большей степени содержание, являются где-то даже иллюстрацией к литературному произведению. Для «не наших» артистов балета, возможно, важнее танцевать эмоции, настроение. Что думаете об этом вы, Илзе? Как относитесь, в принципе, к американскому балету?

— Ой, я так не думаю. Как с любым видом искусства — живописью, поэзией, музыкой, исполнительским мастерством — каждый оперирует с этим видом искусства как-то очень индивидуально. Один, быть может, действительно, рассказывает какую-то историю, какое-то произведение, другие говорят про какие-то свои вещи. И вам интересно на все это смотреть. Главное, чтобы выступление артиста рождало у зрителя отклик — эмоции, настроение, желание размышлять.
Что касается американского балета, то у него тоже русские корни, американский балет начинался с русского человека грузинского происхождения, Джорджа Баланчина.

**- Какие роли вам ближе — когда вы танцуете одна, соло, или когда у вас есть партнер? Есть ли любимый партнер, самый надежный, танец с которым — 100% общая работа?
**
— Новый партнер — как новая книга. И с каждым история совершенно своя: с Марком Перетокиным одна, с Николаем Цискаридзе — другая, с Фарухом Рузиматовым — третья… Это всегда интересно, всегда по-новому. Благодаря партнеру, многое открываешь и в себе нового. Я не могу сказать, что мне ближе — соло или дуэт…

— Какая балерина для вас является идеалом, если есть такая? И, возможно, неожиданный вопрос — Матильда Кшесинская действительно была великой танцовщицей или славу ей создал брак с Великим князем? Кстати сказать, в Тюмени есть человек, который считает себя потомком царской семьи (и даже периодически претендует на престол) — именно по линии Матильды Кшесинской.

— Никто из нас Матильду Кшесинскую на сцене не видел и ТВ-записей ее не существует. Мы можем доверять только документам. А документы говорят, что она была очень одаренной танцовщицей, сильной, техничной, и по праву владела всеми своими регалиями. Монарх? гм-м…Для меня удивительной личностью, прежде всего, является Майя Плисецкая. Я ее увидела в 13 лет и впечатление она на меня произвела ошеломляющее. И с тех пор я пополнила список ее восхищенных поклонников.

— Вы производите впечатление человека очень спокойного, рассудительного и последовательного. А какой вы видите себя сами — «изнутри своей души»?

— Разной…

— Как вы себя чувствовали на съемочной площадке? Как восприняли вас профессиональные актеры кино? Какие есть кино-предложения? Кого вы мечтаете сыграть в кино и на театральных подмостках?

— Никого не мечтаю сыграть. Не чувствовала себя неловко или неуверенно на съемочной площадке. Наверное, у меня были хорошие учителя.
Мой отец, кстати, тоже снимался в кино. Он снимался в фильмах «Могила льва», «Детство Бемби», «Отрочество Бемби», «Четвертый» (вместе с Владимиром Высоцким), «Лермонтов"…

— Ваш день начинается с балета, с разминки у станка. Это, наверное, очень трудно — вот так самоорганизовываться? А нет желания однажды махнуть рукой — а ну его, — и остаться валяться с интересной книжкой?

— Должна вам открыть страшную тайну — иногда я так и делаю. (Смеется.) На самом деле, дисциплина для балетного артиста — это основа основ. Если хочешь держаться в форме и сохранить здоровье — без самодисциплины не обойтись.

— Вам удалось открыть свою студию в Жуковке? Расскажите немного о вашем методе — как йога может сочетаться с хореографией. На кого он рассчитан? Насколько реально стать вашей ученицей? Есть ли некие универсальные упражнения, которые каждая женщина может выполнять дома, за тысячи км от Жуковки?

— Метод? Это скорее пилатес. Он рассчитан на всех. На вас. На меня. На женщин. В основе — очень спокойная силовая гимнастика, очень грамотно построенная, приносящая исключительно пользу. Думаю, что зимой откроемся.
Что касается универсальных упражнений, то такие, действительно, есть. Я сейчас работаю над книгой, в которой хочу предложить выборку из своего метода. И каждая женщина сможет дома заниматься сама. Для этого ей ничего не надо, только два метра свободной площади и желание.
Кстати, в книге будут фотографии и специальный диск ди-ви-ди.

— Спорт, в частности фигурное катание и гимнастика стремительно молодеют. Происходят ли такие же процессы в балете? Понятно, что совсем юные девушки, почти дети, более пластичны, однако они вряд ли могут играть так страстно, как взрослые женщины.

— Для меня смысл балета не в страсти. Дело в том, что балет, в отличие от фигурного катания, это не спорт, а искусство. А для того, чтобы внутренне созреть — нужно время. В этом как раз трагическое противоречие нашего вида искусства. Как говорил мой отец, Марис Лиепа, «когда приходит опыт — уходит прыжок». Нужно уловить тот момент, когда прыжок еще не ушел, а опыт уже есть…Редакция благодарит регионального PR-директора Альфа-Банка Елену Бабину за помощь в организации «народного интервью».Фотогалерея: Звезды балета в Тюмени

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В лесах Тюменской области будут высаживать сосны
В лесах Тюменской области будут высаживать сосны
300 тысяч саженцев сосны посеяли еще два года назад, этого хватит для восстановления 100 гектаров леса.
#лес
#сосны
#саженцы
#авиабаза
#новости Тюмени
Более 70% памятников архитектуры в Тюменской области в хорошем и удовлетворительном состоянии
Более 70% памятников архитектуры в Тюменской области в хорошем и удовлетворительном состоянии
К реставрации памятников активно привлекают частных инвесторов.

#памятники
#архитектура
#культурное наследие
#инвесторы
#новости Тюмени
Молодежь Тюменской области сможет получить до 100 000 рублей на реализацию своего проекта
Молодежь Тюменской области сможет получить до 100 000 рублей на реализацию своего проекта
Подать заявку на участие можно до 6 мая.
#молодежь
#проекты
#идеи
#инициатива
#мастер-классы
#новости Тюмени
Более 1 300 человек эвакуированы из населенных пунктов Абатского района
Более 1 300 человек эвакуированы из населенных пунктов Абатского района
14 населенных пунктов сейчас отрезаны от «большой земли».

#паводок
#Абатский район
#новости Тюмени
Для ветеранов Великой Отечественной войны в Тюменском районе устроили праздник
Для ветеранов Великой Отечественной войны в Тюменском районе устроили праздник
Это мероприятие в районе проходит ежегодно.
#ветераны
#праздник
#традиции
#Тюменский район
#новости Тюмени