Dipol FM | 105,6 fm

Игорь Манн: маркетинг – величина неизмеряемая

"Я все время прошу говорить "мАркетинг", а не "маркЕтинг", "маркетёр", а не "маркетолог", - настаивает гость "народного интервью" Игорь Манн.

«Я все время прошу говорить «мАркетинг», а не «маркЕтинг», «маркетёр», а не «маркетолог», — настаивает гость «народного интервью» Игорь Манн. Один из ведущих маркетёров России. Соучредитель издательства «Манн, Иванов и Фербер». Директор по маркетингу агентства недвижимости МИАН. Автор бестселлеров «Маркетинг на 100%» и «PR на 100%». После семинара в Тюмени Игорь Манн, которому было бы что рассказать и Нобелевскому комитету, ответил на вопросы читателей интернет-газеты «Вслух.ру» и еженедельника «Вслух о главном».— Вы меня извините, но в начале интервью я бы хотела немного схитрить и попросить вас ответить на четыре вопроса, которые вы сами рекомендуете задавать маркетологам — например, при собеседовании.— Ну, давайте попробуем— Итак, что такое маркетинг?— Для меня это приобретение и удержание клиентов. — Маркетинг еще определяется как взаимовыгодное сотрудничество продавца и покупателя. В России это возможно?— А что здесь невозможного. Вы делаете предложение для рынка, и оно находит отклик, если вы не очень обманываете. Например, вы можете сказать, что гарантия на продукт сто лет, понятно, что я не поверю и не куплю. Или — гарантия три года — я поверю, куплю, а изделие сломается через три недели. Тогда я расскажу об этом всем своим знакомым, и больше у вас никто ничего не купит. Рынок — это такой механизм, который после распространения Интернета в принципе особо уже не обманешь. И над покупателем, как раньше, не поиздеваешься, потому что есть закон о защите прав потребителей. Поэтому сейчас производители вынуждены работать по модели Win-Win — я делаю хороший продукт, за счет продажи которого имею хороший доход, а покупатель получает отличное решение своей проблемы, удовлетворение своей потребности и тоже доволен. В идеале покупатель должен рассказывать про мой продукт своим друзьям, знакомым, а я буду экономить на рекламе.— Однако в российском бизнесе существует проблема откатов. Маркетинг может помочь?— Маркетинг здесь отдыхает. Вы, правда, можете с помощью маркетинга красиво упаковать откат, но это уже издевательство над маркетингом.— Вопрос второй: какими инструментами вы пользуетесь?— Всеми, которыми, как я считаю, могу воспользоваться в той или иной ситуации. Однако моим любимым инструментом был и остается все-таки прямой маркетинг. Плюс стимулирование сбыта, то есть поиск вариантов стимулирования продавцов, покупателей, сетей, партнеров, с которыми работаешь, а значит, увеличение спроса, ускорение реализации продукции.— Третий вопрос: что вы последнее читали? — По пути в Тюмень я прочитал две книжки. Одна из них «Секреты коммерсанта», вторая — что-то типа «Рецепты выживания в кризис». Не будем их рекомендовать вашим читателям. Я действительно очень много читаю. Из последних достойных книг, которые мне понравились (прочитав примерно две недели назад, по-прежнему нахожусь под сильным впечатлением) — «Хочу попасть в «Форбс»» Надежды Копытиной, владелицы группы компаний «Ледово». Очень откровенная книга, которой не ожидаешь от достаточно публичного человека.— И четвертый вопрос: какими идеями вы гордитесь как профессионал?— Я на этот вопрос всегда отвечаю: они впереди. Оглядываясь в прошлое, можно сказать, что есть очень много хороших реализованных идей и проектов, но я больше чем уверен, что мегапроект, мегауспех — впереди.— Следующий вопрос от Александры из Тюмени: «Игорь, вы работали над В2 В проектами. С какими компаниями и по каким направлениям? Где можно почитать отзывы?».— Вероятно, Александру интересует моя деятельность как консультанта. Я был признан консультантом года в 2006-м (Прим. — по версии marketologi.ru.) — к своему большому удивлению, потому что, когда я консультирую клиентов, то не делаю это публично. Не знаю, чем был обусловлен этот выбор. Но хорошо, приятно, что я был консультантом года… Однако вспомнить компании, которым я помог на рынке В2 В, я затрудняюсь. По большому счету получается, что те компании, в которых я работал, и были моими проектами. С одной стороны, я был директором по маркетингу, но с другой — всегда смотрел на бизнес, как консультант, максимально стараясь помочь делу во всех его аспектах. То есть, получается, я был играющим тренером.— Разве в идеале не таким должен быть директор по маркетингу? — Хорошо бы. Но не все директора по маркетингу настолько профессиональны с точки зрения теории. Все-таки я кандидат наук, очень много прочитал и знаю больше, чем могу применить на практике, и это иногда вызывает чувство некоего диссонанса. Большинство маркетёров, к глубокому сожалению, не так много знают, чтобы от этого страдать, поэтому они могут выступать только в роли наемных сотрудников. Я, приходя в компанию, действительно смотрю на нее, как на свой проект, которым хочется гордиться.— Думаю, мы должны сделать паузу и объяснить понятие маркетёр.— Маркетёр — это практик маркетинга, в отличие от маркетолога, который для меня — теоретик маркетинга, ученый муж, занимающийся маркетингом, пишущий книги, проводящий академические исследования.— Игорь Манн и книга — имя и вещь, которые прочно ассоциируются друг с другом, в том числе благодаря вашей издательской деятельности… Бытует достаточно скептическое мнение относительно переводной литературы по маркетингу: поскольку интерес к ней высок, издательства не всегда публикуют качественные книги. Какова ваша позиция как издателя по этому вопросу?— До сих пор, а мы работаем в издательском деле почти четыре года, мы издали единственную переводную книжку — очень хороший учебник по маркетингу «Маркетинг от потребителя» Роджера Беста. Наша планка весьма высока: это действительно лучший американский учебник по маркетингу, который нам попадался. Классный.— От вас всегда ждут рекомендаций. Не могли бы вы и нашим читателям рекомендовать литературу по маркетингу?— Все рецензии на хорошие книги, прочитанные мной, я поместил на сайте нашего издательства http://mann-ivanov-ferber.ru/. Это список из почти 150 книг с оценками от четырех с минусом до пяти с плюсом. Просмотреть этот список — самый простой способ подобрать неплохую переводную книжку по маркетингу. Проблема в том, что не все они пока переведены на русский язык.— Возможно ли самообразование в маркетинге?— Да. — Прочесть 150 книг и стать маркетёром? — Да, я всегда говорю, что это серьезный вариант, но прежде вы обязательно должны поработать. Просто читать — это нонсенс. Нужно работать и читать — тогда вы станете хорошим маркетёром.— В кризис маркетологи одними из первых попали под сокращение. Вероятно, сложно сейчас найти работу.— Да, сейчас очень большое предложение и очень маленький спрос. На ресурсах по поиску работы в Москве на одну вакансию специалиста по маркетингу может быть две тысячи желающих. Тяжелая ситуация, но все наладится. Если у вас нет работы, вы не должны сидеть сложа руки, спать, какой-то ерундой заниматься — читайте. Может быть, от вашего внимания ускользнул этот факт, но за два с лишним часа пути к вам я прочел две книги.— Не ускользнул, но я не удивилась, потому что из прочитанных интервью с вами знаю, что вы владеете навыками скорочтения. — Да, скорочтение. Если вы начнете читать сначала по одной книге в неделю, потом по две, у вас в итоге будет такой же сумасшедший темп.— Также я знаю, что вы придаете немаловажное значение институту наставничества. — Это очень хороший способ учиться. Думаю, если мой учитель поделился со мной и еще с очень многими людьми некоторыми профессиональными секретами, то и мы должны отдавать свои знания.— Кто ваш наставник?— Игорь Иванович Кретов, бывший заведующий кафедрой маркетинга Всероссийской академии внешней торговли. Сейчас он на пенсии, послезавтра поеду к нему в гости. Я думаю, что счет его учеников идет на десятки. У меня их 27 — это «официально зарегистрированные».— Те, кто защитил под вашим руководством диссертацию?— Таких, конечно, гораздо больше. Мои ученики — это те, кто считает меня своим учителем, кто мне периодически пишет, обращается с вопросами. — Приятно?— Приятно, но, с другой стороны, хлопотно. Представьте, вам пишет 27 человек… Поэтому я стараюсь «держать планку» — до 30 учеников. Если будет больше, честно говоря, не знаю, что делать.— То есть у троих счастливчиков еще есть шанс стать учениками Игоря Манна?— Да-да.— Возвращаясь к теме кризиса. Извечный камень преткновения управленцев и маркетологов — эффективность деятельности. Существуют ли инструменты оценки эффективности работы маркетолога?— Практически нет. Можно достаточно легко и просто измерить эффективность всего шести инструментов маркетинга, притом что, как правило, их используется примерно сотня. Поэтому в целом маркетинг остается неизмеряемой величиной.— Расскажите подробнее об этих шести инструментах.— Это прямой маркетинг. Вы сделали прямую почтовую рассылку сотне клиентов, знаете, сколько вам ответили. Интернет-маркетинг: контекстная реклама, баннерная реклама. Мобильный маркетинг, телемаркетинг — вы делаете звонки, и понимаете, насколько это сработало. Реклама с купонами. И каталожная реклама. — Константин Юрьевич Смоленцев из Москвы спрашивает: «Уважаемый Игорь! Насколько эффективными с точки зрения продвижения бизнеса вы считаете блоги сотрудников? Насколько это этично? Не происходит ли подмена идеи публикации личных мнений, дневников, впечатлений прямой рекламой бизнеса или продукта заинтересованными сотрудниками?». — Я считаю, что блоги — это очень эффективный маркетинговый инструмент. Чтобы упомянутая Константином Юрьевичем проблема не возникала, достаточно ориентироваться на некие правила и законы, которые, например, раскрыты в книге нашего издательства — «Блоги. Новая сфера влияния» Антона Попова.— Какое основное правило?— Не навреди.— Не навреди своей компании?— Своей компании, своей репутации — и тому и другому легко навредить.— Было бы интересно узнать ваше мнение по поводу информационной открытости компаний. Возьмем, например, банки — за последние четыре месяца в Тюменской области лицензий лишились три кредитные организации. Если у банка проблемы, нужно ли объяснять клиентам их причины?— Я бы подумал, прежде чем это делать. Может быть, нужно, а возможно, и нет. Как только вы начинаете говорить о трудностях, это не очень хороший сигнал.— Лучше очереди в офисах?— Как вариант — можно перейти на прямой маркетинг, прямое информирование клиентов, тем более, все необходимые данные у банка есть. Уж точно не печатать открытое обращение, что банку плохо.— Сейчас наверняка востребованы низкобюджетные инструменты маркетинга.— Да.— В программе к вашему семинару говорится о 50 таких, практически бесплатных инструментах.— Мы сегодня насчитали 65.— Какие особенно заинтересовали аудиторию? — По-разному. Все 65 в равной степени интересны для разных направлений бизнеса. Последнее упражнение сегодняшнего дня — выбрать из шестидесяти пяти инструментов пять, которые участники, очень надеюсь, начнут использовать в работе уже на этой неделе. — Например?— Предположим, визит вежливости к клиенту, когда ты идешь, чтобы понять, что можешь сделать для него еще. — Где грань между вежливостью и навязчивостью?— Приходите и говорите: «Почему ты у меня не покупаешь?» — это навязчивость. А если приходишь и спрашиваешь: «Как могу помочь твоему бизнесу? Какие проблемы? Давай вместе посидим, подумаем», рано или поздно ты все равно вырулишь на коммерческое предложение, но это уже ненавязчиво.— А с чем вы на сегодняшнем семинаре собирались номинироваться на Нобелевскую премию? — Топ-5. Это такой интересный инструмент, который позволяет в еженедельном режиме фиксировать самые важные для вас задачи, фокусироваться на них и возвращаться к ним — подводить итоги, смотреть, что сделано, а что нет. Но это, конечно, преувеличение, про премию. Я говорил: «На Нобелевскую премию по маркетингу, если бы она существовала». Но ее, к сожалению, нет. Но я считаю, что «Топ-5» — это действительно классный инструмент, я пользуюсь им уже 10 лет. — Остается пожелать, чтобы Нобелевскую премию по маркетингу учредили.— Спасибо. Но, может быть, это будет Манновская премия, надо над этим работать.Справка: В 1989 году окончил Московский институт управления, факультет «Организация управления в машиностроительной промышленности». Преподавал на кафедре «Внешнеэкономическая деятельность и зарубежный опыт управления». Работал в рекламном агентстве — рекламным агентом, копирайтером. В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию во Всероссийской академии внешней торговли по теме «Организация системы маркетинговых коммуникаций во внешнеэкономической деятельности предприятия». В 1993 году стал менеджером по маркетинговым коммуникациям в московском офисе швейцарской компании Ciba-Geigy, отделение «Защита растений». С 1995 года — директор по маркетингу российской компании «Фавор», официального импортера продукции Konica Corporation. С 1998 года — директор по маркетингу московского офиса Lucent Technologies. С 2000 года — директор по маркетингу компании Avaya (выделена из Lucent Technologies) в Центральной и Восточной Европе, СНГ, на Ближнем Востоке и в Африке. С 2003 года — директор по маркетингу компании Alcatel в России. С июня 2004 года — директор по маркетингу компании Alcatel в странах СНГ. С 2006 года — директор по маркетингу телекоммуникационной компании «АРКТЕЛ». С 2007 года — директор по маркетингу агентства недвижимости МИАН (территориальное отделение МИАН работает и в Тюмени). С 2007 года ведет блог в Живом Журнале: http://igor-mann.livejournal.com Автор благодарит маркетолога Анастасию Баннову за помощь в подготовке публикации.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюмень - на 13 месте в рейтинге «Город России-2025»
Тюмень - на 13 месте в рейтинге «Город России-2025»
До окончания голосования остается месяц.
#рейтинг
#голосование
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Тюменские предприниматели укрепили связи на международном форуме «Содружество моды» в Питере
Тюменские предприниматели укрепили связи на международном форуме «Содружество моды» в Питере
У региона большой потенциал для развития и выхода на экспорт, считают эксперты.
#мода
#форум
#сотрудничество
#связи
#Санкт-Петербург
#новости Тюмени
#тк
В тюменском «Роднике» дети поправляют здоровье и развивают свои творческие, спортивные и интеллектуальные способности
В тюменском «Роднике» дети поправляют здоровье и развивают свои творческие, спортивные и интеллектуальные способности
Тюменская область присоединилась ко Всероссийской неделе «Открыто для всех».
#дети
#реабилитация
#Родник
#таланты
#выступление
#новости Тюмени
#тк
Как легко защитить пищеварение ребенка в 3 шага
Как легко защитить пищеварение ребенка в 3 шага
Эти меры просты, но оказывают значительное влияние на пищеварительную систему.
#дети
#питание
#привычка
#педиатр
#советы
#новости Тюмени
#тк
Тюменские школьники побывали в гостях у бойцов спецотряда "Вепрь"
Тюменские школьники побывали в гостях у бойцов спецотряда "Вепрь"
В музее им рассказали о прославленной истории Росгвардии, задачах спецподразделения, о подвигах сотрудников отряда.
#школьники
#музей
#Росгвардия
#история
#новости Тюмени
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять