Актриса театра «Ангажемент» Екатерина Зорина рассказала об опыте режиссуры и о новой постановке «Идентификация» (12+), посвященной разведчику Павлу Фитину.
Вероятно, случайностей не бывает. Поскольку первая, «случайная» режиссерская работа Зориной плавно перетекла во вторую, а вторая грозит перейти в третью. Однако сама Екатерина, кажется, не придает этому вектору своей профессиональной судьбы особенного значения. О том, почему для подрастающего поколения важен не памятник, а человек, как изобрести машину времени и чем для артистки сложна режиссура, она рассказала в интервью нашему изданию.
— Ваш режиссерский дебют, «Яма» по Куприну, состоялся весной 2023 года. А как родилась идея для вашего второго спектакля — «Идентификации» о разведчике Павле Фитине?
— Да, с «Ямой» все пришло спонтанно, это было внутреннее желание, которое мы с мужем, Романом Зориным, реализовали, предложив идею художественному руководителю нашего театра Леониду Григорьевичу Окуневу. Он легко согласился, и это нас вдохновило. А с «Фитиным» получилось иначе. Ко мне подошел наш директор, Денис Алексеевич Юдин, с предложением. Сначала я отнеслась с некоторым непониманием, потому что «Яма» была рождена внутри, а эта тема пришла извне. Но он напомнил, что Фитин — наш земляк, разведчик, о котором мало кто знает. Меня это зацепило. Должны же мы знать своих героев.
— Тема разведки, жизни на грани — это оказалось вам близко?
— Очень. Я выросла на советских фильмах вроде «17 мгновений весны», много читала. Меня привлекает эта тема, ощущение опасности. Кстати, во время подготовки к работе над этим спектаклем мы побывали в музее ФСБ и в шутку спросили: «А мы можем быть разведчиками?» Нам ответили: «Почему нет? Вы же артисты, сможете сыграть роль». (Смеется). Так что если я вдруг пропаду из афиши — значит, я в разведке.
Но больше всего меня поразил масштаб личности Павла Фитина. Всего лишь в 32 года он стал начальником внешней разведки СССР в 1939 году! Представьте: война, только что закончились ежовские репрессии, резидентуры почти не осталось. И этот человек с нуля налаживал сложнейшую работу разведки. Для меня это подвиг.
— А каким он предстает в вашем спектакле?
— Однозначно живым. Мы не делаем его памятником, хотя тема памятников в спектакле есть. Он настоящий, со своими слабостями, но с твердой жизненной позицией. Судя по тем сведениям, которые удалось почерпнуть, он всегда следовал своим принципам, не обманывал себя и оставался человеком в самых сложных обстоятельствах. Главная мысль: оставаться человеком среди людей.
— Спектакль называется «Идентификация». Это очень похоже на отсылку к известному голливудскому боевику…
— Конечно, ассоциация возникает. Но для нас «идентификация» — это познание себя, распознавание. У нас не просто история про Павла Фитина. Это спектакль про наше молодое поколение. Главный герой — мальчик 16-17 лет, который портит памятник. А потом инспектор по делам несовершеннолетних его спрашивает: «А ты знаешь, кому он установлен?» Так мы переходим к нашему герою, соединяем современность и прошлое, и через поступки человека, которому установлен монумент, мальчик что-то важное для себя понимает. Тем самым мы задаем нашим зрителям вопросы: кто ваши сегодняшние герои, с кем вы себя идентифицируете?
— И какой ответ?
— Мы не осуждаем молодежь. Валерий Шергин, наш драматург, очень точно выразил их особенность: «Мы живем проще. Но разве мы виноваты, что у нас все есть?» Нынешние подростки — это поколение комфорта, и их моральные выборы — другие. Их нельзя обвинять в чем-то только потому, что они не похожи на нас.
— Для кого все-таки этот спектакль?
— В первую очередь, для подростков — целевой аудитории нашего театра, но не только. Здесь поднимается много вопросов — и исторических, и вечных: любовь, предательство, долг. Да, и любовь там будет! Как говорит один из героев: «Человек без любви не человек, а так, пустышка». Думаю, каждый зритель, независимо от возраста, найдет в нем что-то для себя.
— Ваш театр известен любовью к экспериментам с формой. А в «Идентификации» будут какие-то необычные решения?
— Скажу, что в этой постановке мы прежде всего исследуем человека. Но как минимум об одной находке скажу. Нам как-то нужно было соединить современность и прошлое. И мы нашли решение, можно сказать изобрели на подручном материале свою машину времени. А вот какую — увидите в спектакле.
— Для вас это вторая постановка. Насколько комфортно вы чувствуете себя в роли режиссера?
— Это огромная ответственность. Как артист ты отвечаешь за свою роль, а здесь — за все. Конечно, страшновато. Но я не работаю в одиночку, это всегда со-творчество. Я задаю направление, а потом мы вместе с артистами ищем. Я не ломаю их, а беру такими, какие они есть, с их индивидуальностью.
— Продолжите ли заниматься режиссурой?
— Для меня актерство — это все же более естественное состояние, моя основа. А режиссура… как хобби, но в самом лучшем смысле этого слова. Это безумно интересно, но я понимаю, что многого еще не знаю. И есть важное открытие: в своих спектаклях играть нельзя. Ты начинаешь видеть себя со стороны, как режиссер, и это мешает существовать в роли. Это ужасно.
И при всем этом я уже знаю, какой спектакль поставлю следующим. Это будет новогодняя сказка «Два Мороза». Кстати, по сути их будет не два, а три!
— А вы привносите в «Идентификацию» что-то личное?
— Конечно. Например, в спектакле есть момент, где актриса держит в руках настоящую фотопленку 1960-х годов. Это моя личная семейная реликвия, где запечатлены мой дедушка, бабушка и мама. Я принесла ее в театр. В этой пленке — целая история, это и есть частичка меня. Режиссер всегда пропускает материал через себя, иначе нельзя.
— Какие у спектакля дальнейшие перспективы? Гастроли, фестивали?
— Пока рано об этом говорить, дайте премьере случиться. Но, конечно, хотелось бы его куда-то повезти, ведь Фитин — наш земляк. Но это будет решать театр.
Напомним, премьера спектакля «Идентификация» состоится 30 и 31 октября. Спектакль появился благодаря гранту правительства Тюменской области и при поддержке администрации города. Он рассказывает о жизни и выборе Павла Фитина, начальника советской внешней разведки в годы Великой Отечественной войны.
Фото: из архива театра

