А на выходе получает больше квалифицированных специалистов, которые не хотят уезжать из городов, где такие компании присутствуют.
_В Тюмени 10−11 ноября впервые пройдет международная конференция по вопросам развития креативной индустрии Calvert Forum, организованная фондом поддержки творческих индустрий «Креативные практики» в партнёрстве с программой социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть»._
_Интернет-газета «Вслух.ру» обсудила с руководителем проекта Calvert Forum Денисом Щукиным перспективы форума и развитие креативного бизнеса в Тюмени._
«Креативный класс складывается очень по-разному»
================================================
— Денис, почему именно Тюмень стала площадкой для проведения форума в этом году?
— Calvert Forum — это не только конференция, но и исследовательский проект. Мы занимаемся изучением креативных индустрий в городах и регионах России.
Сам форум проводится уже четвертый раз. Первая такая конференция прошла в Петербурге в 2013 году, затем в 2014 и 2015 годах — в Воронеже и Казани. На протяжении 2016 года команде удалось посетить многие города Сибири. Именно поэтому мы решили посвятить Calvert Forum в 2017 году не отдельному городу, как было раньше, а целому региону.
Думая о том, какой город мог бы стать площадкой для обсуждения региональной повестки, мы постарались понять, где сейчас действует наибольшее количество так называемых «стейкхолдеров» — образовательных, культурных
Это и правительство Тюменской области, и культурные институты — например, театральный центр «Космос», где пройдет первый день конференции, и творческий бизнес — в частности, медиаковоркинг «Медиаполис», и образовательные учреждения — недавно открывшаяся Школа перспективных исследований. Обучать в этой школе будут ровно тому, о чем мы постоянно говорим в рамках наших мероприятий: созданию креативных предприятий и современных медиапроектов.
В Тюмени работает «Моя территория», которая давно двигает тему творческих индустрий. Здесь есть и готовые креативные компании, которые работают на городском, региональном и даже федеральном уровнях. Поэтому нам показалось, что это точка правильного применения наших усилий.
— В сравнении с другими городами или регионами России насколько хорошо развиты креативные индустрии в Тюмени?
— На наш взгляд, как сектор экономики в России они пока до конца не сформированы. Имеет больший смысл использовать другой термин — «креативная среда». Он помогает анализировать существующие в городах условия (от уровня открытости культуры до степени экономической диверсификации) для появления «пассионариев», способных впоследствии сформировать полноценную креативную экономику.
Креативная среда — многосоставное понятие. Оно предполагает, что у каждого города есть своя специфика и свои собственные сильные и слабые стороны. И креативный класс в зависимости от них складывается очень по-разному. В том же Омске креативная среда формируется благодаря активной социальной позиции горожан, которые пытаются делать социальные проекты, постепенно перерастающие в предпринимательские. В Тюмени немного другая ситуация. Здесь чуть меньше активности горожан, но больше инфраструктурной государственной поддержки.
— На ваш взгляд, поддержка государства может навредить развитию креативной среды или только идет ей на пользу?
— Поддержка государства не бывает лишней. Просто она должна быть сбалансированной. Креативные предприниматели должны не чрезмерно надеяться на государство, а понимать, что будущее проектов в их руках.
Но если мы посмотрим на международный опыт, то увидим, что в Великобритании, США, Германии или Сингапуре такие индустрии поддерживаются на государственном уровне. Приоритет этого сектора прописан в стратегиях развития стран: как в краткосрочных, так и в долгосрочных. И это работает. Заниматься прямым копированием чужого опыта, конечно же, бессмысленно, но и игнорировать его нельзя.
Одна из проблем, с которыми сталкивается Россия, — никто не понимает, как можно коммерциализировать сферу культурного производства, а большинство не знает, что такое «креативные индустрии».
Их воспринимают как разрозненные направления, не понимая, что эти направления способны эффективно работать только вместе. Программисты нуждаются в дизайнерах, чтобы сделать удобный интерфейс. Дизайнеры основывают свой продукт на тех художественных решениях, которые на протяжении многих лет создавали ремесленники, и так далее.
В британских документах встречается такое определение «креативных индустрий»: это сферы несырьевого производства, которые в качестве производственного ресурса используют индивидуальные таланты, знания, навыки людей.
В разных странах список креативных индустрий отличается. С нашей точки зрения, в него входят четыре основных сферы: искусство и культура; медиа и коммуникации; мода, архитектура и дизайн; а также IT и диджитал. Развитие всех направлений должно в той или иной степени происходить параллельно, несмотря на то, что у разных городов и регионов, как правило, есть своя специализация.
Когда мы сможем увидеть многогранность понятия креативной индустрии, обратить
внимание на эту сферу, закрепить на самом высоком уровне значение инновационно-креативного сектора, мы совершим огромный прорыв. В этом мы и видим цель Calvert
Forum.
«Креативное сообщество само ответственно за свои проекты»
=========================================================
— А как сейчас складывается ситуация с инновационно-креативным сектором в России?
— Какие-то города приходят к теме творчества и инноваций через урбанистику, другие — через технологический сектор. Они начинают работать с IT-проектами, а потом понимают, что для успешной реализации нужен хороший дизайн, а значит нужно подтягивать сюда не только программистов.
Опять же в каждом городе и регионе это происходит по индивидуальному сценарию. Но я бы сказал, что во многих крупных городах появляется начальное понимание значимости этого сектора.
— Можете привести успешные примеры реализации креативных проектов в сибирских городах и, в частности, в Тюмени?
— Если говорить о Тюмени, то особенно можно отметить Fabric Loft, который открылся пару лет назад и не прекращает развиваться.
Есть несколько серьезных дизайнерских компаний: Lite Shop Design, Vlasovdesign, Creative и др.
Нельзя также забывать про кафе и рестораны. В Тюмени появляются заведения нового образца, новой городской культуры. Например, бургер-бар «Как мы любим». Эти же ребята открыли и пиццерию. Есть и креативные франшизы. Те же барбер-шопы Chop-Chop.
Эти все небольшие и, казалось бы, не столь нужные для глобальной темы креативного развития проекты, очень важны. Именно они показывают, каким может быть сервис, когда используются какие-то нестандартные решения. Когда тебе не просто оказывают базовую услугу, а «вшивают» в нее что-то еще: дополнительные эмоции, впечатления, интеллектуальную нагрузку.
— На ваш взгляд, есть ли диалог между креативным сообществом и бизнесом в России? Какие взаимоотношения у творческого класса и власти?
— Мне кажется, что в какой-то момент креативное сообщество должно понять, что оно само — бизнес. И оно же ответственно за судьбу своих проектов. Еще одна тема, которую стоит здесь затронуть — это необходимость совершенствования навыков самопрезентации у креативных специалистов.
Потому что очень часто у них есть хорошая идея и они находят инвесторов, которым эта идея может понравиться. Но учитывая, что они не могут подготовить адекватный бизнес-план, не могут просчитать долгосрочный эффект от своего предприятия, встреча с потенциальными партнёрами оказывается не слишком успешной.
Мы в этой области видим позитивные сдвиги — у креативных специалистов есть стремление получать недостающие навыки, взаимодействовать и учить друг друга. Это естественный процесс.
Если же говорить о поддержке со стороны крупного бизнеса, то практически у каждого предприятия сейчас есть программа социальной ответственности. Например, программа «Родные города» у «Газпром нефти».
Компания переходит от старой модели классической благотворительности, при которой вкладывала деньги в строительство объектов городской инфраструктуры, к социальным инвестициям. Сейчас компания в большей степени вкладывается в творческих людей, нежели в инфраструктуру. А на выходе получает социальный эффект и креативную среду, больше квалифицированных специалистов, которые не хотят уезжать из этих городов.
— Каких результатов вы ждете от форума в Тюмени?
— Во-первых, мы хотели бы собрать на одной площадке представителей различных сфер: и крупного бизнеса, и креативного сообщества, и сферы культуры, и власти. Мы создаем условия для их общения и даем им шанс рассказать о том, чем каждое из этих сообществ могло бы быть полезно другим и чего они ждут друг от друга.
Во-вторых, очень важно в целом хорошо презентовать эту тему на уровне региона. В этой связи мы очень рады, что принять участие в конференции согласился губернатор Тюменской области Владимир Якушев.
В-третьих, наша задача — дать конкретные знания, в том числе предпринимательские, креативным специалистам. Для этого во второй день форума будут организованы три мастер-класса с конкретными кейсами и задачами. Надеюсь, они окажутся действительно полезными для нашей аудитории.