Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Денис Щукин: Крупный бизнес начинает вкладываться в креативную среду

А на выходе получает больше квалифицированных специалистов, которые не хотят уезжать из городов, где такие компании присутствуют.

_В Тюмени 10−11 ноября впервые пройдет международная конференция по вопросам развития креативной индустрии Calvert Forum, организованная фондом поддержки творческих индустрий «Креативные практики» в партнёрстве с программой социальных инвестиций «Родные города» компании «Газпром нефть»._

_Интернет-газета «Вслух.ру» обсудила с руководителем проекта Calvert Forum Денисом Щукиным перспективы форума и развитие креативного бизнеса в Тюмени._

«Креативный класс складывается очень по-разному»
================================================

— Денис, почему именно Тюмень стала площадкой для проведения форума в этом году?

— Calvert Forum — это не только конференция, но и исследовательский проект. Мы занимаемся изучением креативных индустрий в городах и регионах России.

Сам форум проводится уже четвертый раз. Первая такая конференция прошла в Петербурге в 2013 году, затем в 2014 и 2015 годах — в Воронеже и Казани. На протяжении 2016 года команде удалось посетить многие города Сибири. Именно поэтому мы решили посвятить Calvert Forum в 2017 году не отдельному городу, как было раньше, а целому региону.

Думая о том, какой город мог бы стать площадкой для обсуждения региональной повестки, мы постарались понять, где сейчас действует наибольшее количество так называемых «стейкхолдеров» — образовательных, культурных и т. д., которым интересна эта тема. Нам показалось достаточно логичным выбрать Тюмень, потому что она обладает значимым экономическим потенциалом, здесь формируется креативная среда, появляются креативные проекты в самых разных областях. Плюс мы обнаружили много партнеров, которые также были заинтересованы в проведении конференции.

Это и правительство Тюменской области, и культурные институты — например, театральный центр «Космос», где пройдет первый день конференции, и творческий бизнес — в частности, медиаковоркинг «Медиаполис», и образовательные учреждения — недавно открывшаяся Школа перспективных исследований. Обучать в этой школе будут ровно тому, о чем мы постоянно говорим в рамках наших мероприятий: созданию креативных предприятий и современных медиапроектов.

В Тюмени работает «Моя территория», которая давно двигает тему творческих индустрий. Здесь есть и готовые креативные компании, которые работают на городском, региональном и даже федеральном уровнях. Поэтому нам показалось, что это точка правильного применения наших усилий.

— В сравнении с другими городами или регионами России насколько хорошо развиты креативные индустрии в Тюмени?

— На наш взгляд, как сектор экономики в России они пока до конца не сформированы. Имеет больший смысл использовать другой термин — «креативная среда». Он помогает анализировать существующие в городах условия (от уровня открытости культуры до степени экономической диверсификации) для появления «пассионариев», способных впоследствии сформировать полноценную креативную экономику.

Креативная среда — многосоставное понятие. Оно предполагает, что у каждого города есть своя специфика и свои собственные сильные и слабые стороны. И креативный класс в зависимости от них складывается очень по-разному. В том же Омске креативная среда формируется благодаря активной социальной позиции горожан, которые пытаются делать социальные проекты, постепенно перерастающие в предпринимательские. В Тюмени немного другая ситуация. Здесь чуть меньше активности горожан, но больше инфраструктурной государственной поддержки.

— На ваш взгляд, поддержка государства может навредить развитию креативной среды или только идет ей на пользу?

— Поддержка государства не бывает лишней. Просто она должна быть сбалансированной. Креативные предприниматели должны не чрезмерно надеяться на государство, а понимать, что будущее проектов в их руках.

Но если мы посмотрим на международный опыт, то увидим, что в Великобритании, США, Германии или Сингапуре такие индустрии поддерживаются на государственном уровне. Приоритет этого сектора прописан в стратегиях развития стран: как в краткосрочных, так и в долгосрочных. И это работает. Заниматься прямым копированием чужого опыта, конечно же, бессмысленно, но и игнорировать его нельзя.

Одна из проблем, с которыми сталкивается Россия, — никто не понимает, как можно коммерциализировать сферу культурного производства, а большинство не знает, что такое «креативные индустрии».

Их воспринимают как разрозненные направления, не понимая, что эти направления способны эффективно работать только вместе. Программисты нуждаются в дизайнерах, чтобы сделать удобный интерфейс. Дизайнеры основывают свой продукт на тех художественных решениях, которые на протяжении многих лет создавали ремесленники, и так далее.

В британских документах встречается такое определение «креативных индустрий»: это сферы несырьевого производства, которые в качестве производственного ресурса используют индивидуальные таланты, знания, навыки людей.

В разных странах список креативных индустрий отличается. С нашей точки зрения, в него входят четыре основных сферы: искусство и культура; медиа и коммуникации; мода, архитектура и дизайн; а также IT и диджитал. Развитие всех направлений должно в той или иной степени происходить параллельно, несмотря на то, что у разных городов и регионов, как правило, есть своя специализация.

Когда мы сможем увидеть многогранность понятия креативной индустрии, обратить
внимание на эту сферу, закрепить на самом высоком уровне значение инновационно-креативного сектора, мы совершим огромный прорыв. В этом мы и видим цель Calvert
Forum.

«Креативное сообщество само ответственно за свои проекты»
=========================================================

— А как сейчас складывается ситуация с инновационно-креативным сектором в России?

— Какие-то города приходят к теме творчества и инноваций через урбанистику, другие — через технологический сектор. Они начинают работать с IT-проектами, а потом понимают, что для успешной реализации нужен хороший дизайн, а значит нужно подтягивать сюда не только программистов.

Опять же в каждом городе и регионе это происходит по индивидуальному сценарию. Но я бы сказал, что во многих крупных городах появляется начальное понимание значимости этого сектора.

— Можете привести успешные примеры реализации креативных проектов в сибирских городах и, в частности, в Тюмени?

— Если говорить о Тюмени, то особенно можно отметить Fabric Loft, который открылся пару лет назад и не прекращает развиваться.

Есть несколько серьезных дизайнерских компаний: Lite Shop Design, Vlasovdesign, Creative и др.

Нельзя также забывать про кафе и рестораны. В Тюмени появляются заведения нового образца, новой городской культуры. Например, бургер-бар «Как мы любим». Эти же ребята открыли и пиццерию. Есть и креативные франшизы. Те же барбер-шопы Chop-Chop.

Эти все небольшие и, казалось бы, не столь нужные для глобальной темы креативного развития проекты, очень важны. Именно они показывают, каким может быть сервис, когда используются какие-то нестандартные решения. Когда тебе не просто оказывают базовую услугу, а «вшивают» в нее что-то еще: дополнительные эмоции, впечатления, интеллектуальную нагрузку.

— На ваш взгляд, есть ли диалог между креативным сообществом и бизнесом в России? Какие взаимоотношения у творческого класса и власти?

— Мне кажется, что в какой-то момент креативное сообщество должно понять, что оно само — бизнес. И оно же ответственно за судьбу своих проектов. Еще одна тема, которую стоит здесь затронуть — это необходимость совершенствования навыков самопрезентации у креативных специалистов.

Потому что очень часто у них есть хорошая идея и они находят инвесторов, которым эта идея может понравиться. Но учитывая, что они не могут подготовить адекватный бизнес-план, не могут просчитать долгосрочный эффект от своего предприятия, встреча с потенциальными партнёрами оказывается не слишком успешной.

Мы в этой области видим позитивные сдвиги — у креативных специалистов есть стремление получать недостающие навыки, взаимодействовать и учить друг друга. Это естественный процесс.

Если же говорить о поддержке со стороны крупного бизнеса, то практически у каждого предприятия сейчас есть программа социальной ответственности. Например, программа «Родные города» у «Газпром нефти».

Компания переходит от старой модели классической благотворительности, при которой вкладывала деньги в строительство объектов городской инфраструктуры, к социальным инвестициям. Сейчас компания в большей степени вкладывается в творческих людей, нежели в инфраструктуру. А на выходе получает социальный эффект и креативную среду, больше квалифицированных специалистов, которые не хотят уезжать из этих городов.

— Каких результатов вы ждете от форума в Тюмени?

— Во-первых, мы хотели бы собрать на одной площадке представителей различных сфер: и крупного бизнеса, и креативного сообщества, и сферы культуры, и власти. Мы создаем условия для их общения и даем им шанс рассказать о том, чем каждое из этих сообществ могло бы быть полезно другим и чего они ждут друг от друга.

Во-вторых, очень важно в целом хорошо презентовать эту тему на уровне региона. В этой связи мы очень рады, что принять участие в конференции согласился губернатор Тюменской области Владимир Якушев.

В-третьих, наша задача — дать конкретные знания, в том числе предпринимательские, креативным специалистам. Для этого во второй день форума будут организованы три мастер-класса с конкретными кейсами и задачами. Надеюсь, они окажутся действительно полезными для нашей аудитории.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
В Тюмени могут отключить светофоры на улице Осипенко и на повороте в Тарманы
В Тюмени могут отключить светофоры на улице Осипенко и на повороте в Тарманы
Там пройдут плановые работы на сетях.
#тюменьгортранс
#светофоры
#отключение
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Глава Тюмени Максим Афанасьев сегодня проведет прямую линию с жителями
Глава Тюмени Максим Афанасьев сегодня проведет прямую линию с жителями
Эфир пройдет на трех телеканалах.
#Максим Афанасьев
#прямая линия
#прямой эфир
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Пока вы спали: точка в деле с квартирой Долиной, постепенный рост цен и заветные мечты россиян
Пока вы спали: точка в деле с квартирой Долиной, постепенный рост цен и заветные мечты россиян
Актуальные новости России и мира.
#новости России
#новости мира
#события
#тк
В Тюменской области похолодало: будет ли актировка 17 декабря
В Тюменской области похолодало: будет ли актировка 17 декабря
Появилась официальная информация.
#актировка
#официально
#Тюмень
#Тюменская область
#тк
Народные приметы на 17 декабря: трещит Варюха - береги нос да ухо
Народные приметы на 17 декабря: трещит Варюха - береги нос да ухо
Поговорка была сложена о морозах.
#народные приметы
#погода
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять