Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Денис Прутов: Я ни разу не испытал катарсиса в театре

Режиссёр театра «Буриме» о новом репертуаре и своей профессии.

_Студенческий театр «Буриме» в начале нынешнего театрального сезона возглавил режиссёр Денис Прутов. Два его первых спектакля — «Антон» в духе крюотического театра Антонена Арто и «Эхо» по поэме Блока «Двенадцать» — производят интригующее впечатление, форма и драматургический материал, которые он выбирает для работы, не согласуются с устоявшимся представлением о тюменском театре._

— Где вы учились, как попали в «Буриме» и как стали художественным руководителем театра?

— В прошлом году я закончил тюменскую государственную академию культуры, искусств и социальных технологий, учился на кафедре режиссуры театра, на курсе Сергея Николаевича Линдера и Алексея Леонидовича Ушакова. В «Буриме» я попал через создателя театра, Никиту Бетехтина, он пригласил меня в качестве актёра в спектакль «В ожидании Годо» по Беккету, я в то время даже не думал заниматься режиссурой. Театр я любил, но как нечто отстранённое. Всё же то, чему нас учат в институтах — это не совсем театр.

И вот мы начали заниматься «тем самым» театром с Никитой. Когда он уехал учиться в Москву, «Буриме» остался в подвешенном состоянии. Некоторое время с нами работал Юрий Демчук, потом он ушёл и я начал вести с труппой актёрские тренинги. Потом поставил 15-минутный фрагмент «Эхо» по поэме Блока «Двенадцать» в жанре театра малых форм. Ребята и говорят, мол, будешь у нас худруком. Я, конечно, согласился, но моя главная задача — ставить спектакли, я не столько худрук, сколько режиссёр, который в короткий срок должен составить репертуар театра.

— Интересно послушать про превращение студента, которого учат в академии чему-то, что «не театр», в режиссёра.

— В академии учат, что есть театр, но без самого главного, что ли… Учат каким-то общим навыкам, но не объясняют самого главного, что театр — это кайф.

Это моё самое большое упущение за годы учёбы. Пять лет я провёл в академии без особого удовольствия, всегда с вызовом заявлял, что учусь для «корочки». И вдруг на пятом курсе я начинаю впервые ставить ставить ТМФ (театр малых форм. — _Прим.ред._), «Эхо» и понимаю, что актёрство не идёт ни в какое сравнение с режиссурой, когда ты можешь выстроить всё так, как у тебя в голове, повторить это на сцене. Во время долгих перерывов между репетициями начинается внутренний зуд, мне не хватает театра. Не хватает этих ночных репетиций, когда большой театр абсолютно пустой, и мы на пятом этаже, в темноте репетируем по 6−7 часов, напившись кофе, а под утро приходим домой и валимся спать до ночи. Может, когда студенты приходят к педагогам, как сомнамбулы, они смотрят в наши потухшие глаза и поэтому не могут объяснить главного.

Это приходит неожиданно, в какой-то момент. У меня была чёткая черта — всё началось с моей сестры, она спросила, чем я буду заниматься, закончив учёбу. «Наверное, буду продавать машины или квартиры. Скорей, квартиры — цена вопроса выше». — «Ты же театром всё время занимаешься!» — «Дак там денег нет». — «А какая разница, ты же можешь мечтать!» И я подумал, что действительно могу мечтать, вдруг всё получиться? Я отбросил всё остальное: неважно, есть деньги или нет, так жить не получится. Ради денег что ли буду жить?

И оказалось, мне есть о чём говорить. Я всегда думал, мне не о чем сказать, не соотносил театр со своими внутренними мотивами. Потом вдруг — хоп! — совместилось, и я понял, что театр может воплотить все мои жизненные задачи и цели. Я понял, что буду жить режиссурой. Вот, собственно, и всё.

— То есть, вы ничем кроме театра сейчас не занимаетесь?

— Я, конечно, подрабатываю, веду праздники, актёрское мастерство у детей. Если я режиссёр, значит должен уметь ставить всё, законы-то общие. Надо праздник — могу праздник поставить, театр мод — я могу взяться, сейчас над этим направлением как раз думаю. Но в основном все мои мысли, действия посвящены тому, чтобы ставить очередной спектакль, либо улучшать существующий.

— Вы говорите, вам есть _что_ сказать. Откуда у вас это _что-то_? По вашим словам, вы пять лет толком не учились, однако, судя по двум спектаклям, мысли у вас не банальные для современного молодого человека…

— Оказывается, режиссура — это чувственный опыт, всё, что ты насмотрел в жизни, неважно, учился или не учился. Если опыт есть, тебе есть о чём говорить.

— И каков ваш багаж? Какие-то особые события?..

— Двадцать пять лет. Обычная жизнь. Но оказалось, я очень внимательно смотрел все эти годы. Скажем, в 14 лет со мной происходит какая-то незначительная ерунда: случай в автобусе, косой взгляд. Но когда мне нужно на репетиции дать ребятам пример, в сознании всплывает вдруг именно этот случай. Я практически безостановочно привожу примеры, мне это нравится. В обычной жизни у меня этого нет, а в пространстве репетиции вдруг оказывается, что внутри гигантский багаж, как у старика, и я это всё выкладываю на сцену. Вот за это мне и нравится режиссура, она открывает во мне резервы, о которых я не подозревал.

Поэтому же мне стал интересен молодёжный театр. Если раньше я не любил начинающих режиссёров, то теперь всегда с большим удовольствием смотрю дебюты, мне интересно, работают они так же, как я, или по-другому.

— Два первых ваших спектакля обращаются к крюотическому театру Антонена Арто, к условному театру эпохи конструктивизма. Похоже на системный интерес к авангардному театру первой половины ХХ века?

— Это была новая веха в истории театра, и я чувствую, что пришло время для ещё одного нового поворота, поэтому меня тянет к авангардистам того времени. У меня была возможность сделать идеальный спектакль, ровно такой, каким я его вижу. Я сказал, что могу поставить к сентябрю, мне сказали: «Поставь!» — и ничего больше не спросили. «Антон» — это идеальное воплощение моей мечты о театре. Я отверг всё, чему меня учили, в нём всё «неправильно», но я не хотел начинать карьеру по-другому, думал: «А вдруг получится?»

Я поставил эксперимент, и в частности мне было интересно, как отреагирует зритель, готова ли Тюмень к авангарду. Было очень обидно узнать, что у нас ленивый зритель. Я специально вывел в афише жанр — крюотический эксперимент. Человек должен прочитать и подумать: «Что за слово непонятное, почитаю-ка в Википедии. Ой-ой-ой французский авангард, театр жестокости, оно мне надо?» Если надо — приходи, смотри, вот, ребята в маленьком российском городке показали, как они понимают театр жестокости. Интересно! А люди приходят и говорят: «Непонятно».

Результат эксперимента: никакого авангарда в Тюмени быть не может. История должна быть понятной. А на энергетическом театре, о котором мечтал, я поставил жирную… запятую. Потом когда-нибудь. Может быть, я ещё не готов к этому.

…Его бы в Берлин свозить «Антона». Он ведь такой красивый! Внешне он ужасен, но в нём есть внутренняя красота. Я старался внести в него какую-то чистую идею театра, древнего, античного театра, с которого всё начиналось. Мне кажется в Берлине его бы восприняли, сейчас большой интерес к театру жестокости или бедному театру Ежи Гротовского, потому что уже насмотрелись на этот русский психологический театр. Конечно, мастодонты говорят, что он будет жить вечно: «Людям всегда будут интересны страсти, которые кипят внутри у людей»; «Когда два человека в комнате молчат, и мы не знаем почему, — это всегда интересно». Но меня тянет к другим, энергетическим формам.

— Вы говорите, в «Антоне» «всё неправильно», в чём именно это проявляется?

— Например, сверхзадача — основной термин режиссуры, основа действенного анализа, это телеграмма, которую ты отправляешь в зал. У нас любой человек, который занимается театром, знает, что сверхзадача — мысль, которую ты хочешь донести до зрителя. В «Антоне» сверхзадача — это не мысль. В «Антоне» сверхзадача действует сама по себе. Я хотел сделать так, чтобы люди, не понимая истории, менялись. Они смотрят это ритуальное действие, и оно начинает менять их изнутри.

«Антон» построен по канонам театра жестокости, по тому, что я собирал в записках Антонена Арто. Написал он много, но практических рекомендаций мало. Опираясь на его записки, я сделал спектакль, а потом перепроверял — да, у меня получилась ритуальная основа, катартическая структура. Это когда действие ведёт к катарсису. Но тут он не наступает!..

— Значит, не верите, что могли бы менять публику, не ставя «жирную запятую», а продолжая делать спектакли, подобные «Антону»?

— Думаю, _мне_ надо немного измениться. Я часто не могу уснуть и думаю, что сделать с «Антоном». Порой готов обезобразить спектакль, в своем понимании, лишь бы его идея работала так, как я мечтаю.

— Готовы сами поменять произведение, не ждёте, что публика постепенно привыкнет к такому образу театра?

— Нет, у нас в Тюмени этого не произойдёт.

— Публика невоспитуема?

— Воспитуема, если идти последовательно. Теперь я так и иду. Сначала «Эхо». Оно простое, история понятна, хотя в нём тоже есть энергетическая работа с залом. Ко второму спектаклю я подошёл с более холодным носом, он для меня проще. Проще он и для зрителей, его более или менее восприняли.

— Почему вы взяли в работу Блока? К тому же решили показать именно своё отношение к поэме, ведь сам он писал вовсе не о том, о чём ваш спектакль?

— Да, весь спектакль — это моё отношение к революции и к Блоку. Мы долго разбирали с исторической точки зрения, по документам — что там было, что происходило. Самое сложное было — понять, что это за революция, как она произошла, кому она выгодна.

Блок — очень неоднозначный поэт, он выделяется даже среди поэтов Серебряного века, а в его творчестве особнячком стоит поэма «Двенадцать». В ней заложена эпоха в чистом виде, ощущение того времени, смуты, страха, революционного ужаса. Этот ужас в строках и между строк.

Самое интересное в этой поэме, что она написана ни для большевиков — им не понравился Христос в финале, ни для интеллигенции — она не поняла симпатии Блока к большевикам. Блок написал её, потому что не мог не написать. Это была музыка, которую он слышал вокруг себя. Его вдруг затрясло, он сел и написал, не сразу даже поняв, что он делает. Потом наступило разочарование, на смертном одре он умолял сжечь поэму.

Главное моё решение «Двенадцати» Блока — это отсутствие Христа. В финале поэмы шёл Христос. Если бы я пришёл на спектакль другого режиссёра, сидел бы и ждал, придёт ли мужичок с бородой в белых одеяниях, либо свет какой-то посветит. А я Христа специально вычеркнул. Потому что… Ну, это спектакль смотреть надо!

— Потому что они «Эх, эх, без креста!»

— Да.

— Расскажите про ваш план в короткие сроки наполнить и расширить репертуар «Буриме».

— Я хочу в этом году поставить в общей сложности четыре спектакля. Два уже есть, к концу марта закончим работу над третьим. Мы всё там же, в Париже 1947 года, очень недалеко от Арто. Пьесу не скажу пока. Это тот самый авангард, рубеж экзистенциализма и абсурда, но ставлю я её по канонам русского психологического театра, в этом вся шутка.

Четвёртый спектакль будет по Чехову, у меня уже готов замысел. Я смертельно боюсь Чехова, когда читаешь, он такой честный, полный режущей правды, а начинаешь ставить на сцене и вдруг как-то неловко всем становится, малейшая фальшь делает всё невозможно смешным и глупым. Но если правильно его разобрать, почувствовать, о чём он говорил, то можно подобраться.

— Ваши актёры только начинают свой путь в профессии, однако вам удаётся преодолеть своеобразное сопротивление материала, четко расставляя исполнителей в мизансценах. Какую роль актёр играет в вашем театре?

— У меня есть идеальная концепция театра, в ней актёр — со-творец режиссёра. В тот момент, когда у меня получится сделать спектакль, где половина работы — актёра, а вторая — моя, я буду горд собой как педагогом и режиссёром. А пока этого не происходит, потому что для многих актёров «Эхо» было дебютом. Приходится жёстко выстраивать, говорить, буквально, куда смотреть, что думать, какие слова произносить про себя.

— Нет ли у вас ощущения, что в профессиональном театре зачастую актёры делают то, на что способны от природы, а режиссёрская идея вовсе растворяется, теряется?

— У актёров своеобразный психотип, в голове у них всё немножко иначе, чем у обычных людей. Актёр во многом — существо пассивное, он «иньский», его нужно направлять, вдохновлять, говорить, какой он красивый, и он тогда будет расцветать. Ему нужно дарить какие-то энергетические цветы и он, любуясь собой, как женщина перед зеркалом, вдруг пойдёт на экспромты.

Уверен, у нас по-прежнему правит режиссёрский театр. А идей не видно, потому что театр теряет функцию нравственного учителя человечества. Театр перестал пестовать, он больше развлекает. Сейчас гораздо выгоднее поставить что-нибудь весёленькое, и это большая драма для людей, которые занимаются театром. Значит, и мне рано или поздно скажут: «Денис, давай-ка что-нибудь весёленькое! А мысли оставь для себя».

Причём в этой сфере развлечений театр страшно проигрывает кинотеатрам. Вот на сцене четыре немолодых человека изображают кого-то, отпускают скабрезные шуточки и пытаются тебя развлечь. Да лучше пойти в IMAX, там «тридэ», звук, картинка, здания рушатся…

— Расскажите о спектакле, который вам за последнее время понравился.

— Я несчастный человек, не испытывал катарсиса в театре ни разу. Со времен античности, его единственное предназначение — катарсис, очищение зрителя. Ни разу я не испытывал катарсис.

— Какой вид искусства, всё-таки, приносил вам такое сильное впечатление?

— Как ни обидно, кино, книги. Читая «Идиота» Достоевского, я плакал, рыдал, я отбрасывал книгу, потом хватал её, как человека, который говорит мне какие-то гадости в лицо. Я плачу от этого, я его ненавижу, потом понимаю, что он самый честный на свете человек, хватаю книгу обратно… В театре такого со мной не было.

— А в кино?

— В юности на меня произвёл большое впечатление «Непрощённый» Клинта Иствуда — я вдруг понял ценность жизни, когда один герой не смог застрелить другого, я вдруг понял, как тяжело убить человека. Я изменился, и это дорогого стоит.

Ещё — Алексей Герман, это мой любимый русский режиссёр. «Двадцать дней без войны» — невероятный фильм, где играют Людмила Гурченко и Юрий Никулин. Никулин в драматической роли — актёр, о котором мечтает каждый. И этот дуэт, Гурченко замечательная… Это так честно, и так больно! Герман, как и я делаю в спектаклях, собирал фильм из сцен, я вижу, как он вылюбливал каждую из этих сцен. Они настолько глубокие, там ничего не происходит, абсолютная тишина, а внутри — будто булыжники валятся. Меня это потрясло.

Это есть в живописи, в музыке, но этого нет в театре, вот в чём наша большая проблема — что-то пошло не так. Надо собрать всемирную театральную конференцию, всем, молодым и старым, сесть вместе и признаться: что-то пошло не так, ребята! Люди ходят в театр с холодными лицами, иногда плачут, иногда смеются, но очень быстро всё забывают. Никто не извергает потоки слёз от осознания чего-то великого, громоздкого, гораздо большего, чем твоя личность. Это всё в прошлом. Теперь театр — паяц, шутник.

_Справка:_
_Студенческий театр «Буриме» был создан в 2009 году молодым режиссёром Никитой Бетехтиным. Помимо спектаклей, в которых заняты студенты Тюменской академии культуры и искусств, «Буриме» проводит сессии театральной школы. Представления и репетиции проходят на «Сцене на пятом» Тюменского драматического театра. Студийцы выпустили 8 спектаклей. Никита Бетехтин поставил в 2010 «Эмигрантов» по пьесе Славомира Мрожека, в 2011 — «Соню» по рассказу Татьяны Толстой, в 2011 состоялась также премьера «Наташиной мечты» Ярославы Пулинович в постановке Ксении Торской. В 2012 году Екатерина Андреева поставила «Оле-Лукойе» по Андерсену, а Бетехтин — «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета. Но к тому времени Никита уже не мог руководить театром, поскольку уехал учиться в ГИТИС. В новом сезоне с «Буриме» начал работу Юрий Демчук, он представил публике «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона. Однако у Демчука есть своя студия пантомимы «Будильник», и заниматься двумя коллективами он не смог. К началу сезона 2013−2014 гг. театр возглавил Денис Прутов, в 2013 году он поставил крюотический эксперимент «Антон» по собственной пьесе, в январе 2014 состоялась премьера «Эха» по поэме Александра Блока «Двенадцать»._

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Тюменским модникам советуют встречать 2026 год в огненных нарядах
Тюменским модникам советуют встречать 2026 год в огненных нарядах
Как сочетать символ Лошади с трендами.
#Новый год
#праздник
#наряд
#гороскоп
#тк
Тюменские агрономы советуют посеять петунию в декабре для раннего майского цветения
Тюменские агрономы советуют посеять петунию в декабре для раннего майского цветения
Специалисты филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Тюменской области рекомендуют цветоводам не откладывать посев петунии на весну, а заняться этим уже в декабре.
#агроном
#советы
#цветы
#зима
#Тюмень
#тк
«Большая битва идей»: в Ишиме пройдет творческий вечер для активной молодежи
«Большая битва идей»: в Ишиме пройдет творческий вечер для активной молодежи
22 декабря в ишимском мультицентре «Моя территория» состоится неформальный творческий вечер «Большая битва идей».
#молодежь
#Ишим
#тк
Эксперт назвала простые правила, как не разориться на подарках и угощениях к Новому году
Эксперт назвала простые правила, как не разориться на подарках и угощениях к Новому году
В преддверии самого затратного времени года экономист дала тюменцам практичные советы, как встретить праздники ярко, но без ущерба для кошелька.
#Новый год
#советы
#тк
Курс на Победу: «Единая Россия» обратилась к сторонникам в преддверии новой избирательной кампании
Курс на Победу: «Единая Россия» обратилась к сторонникам в преддверии новой избирательной кампании
Партия видит свою роль в том, чтобы быть «мостом между обществом и государством».
#выборы
#партии
#Единая Россия
#Владимир Якушев
#Дмитрий Медведев
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять