Dipol FM | 105,6 fm
75.04
91.22

Автор иллюстраций к «Коньку-Горбунку» Ольга Трофимова придумала сюжетов на двухтомник

У всех, когда-либо видевших эти работы, невольно возникает вопрос, как заполучить издание в свою библиотеку.

_Просторное, обжитое, имеющее крепкие корни в реальности сказочное пространство до конца января 2021 года можно увидеть в музейном комплексе им. Словцова. Там на днях открылась выставка иллюстраций тюменского художника Ольги Трофимовой к главной сказке Сибири «Конек-Горбунок». Уже пятая с момента создания работ и, вполне возможно, не последняя, выставка так и называется «Главная сказка Сибири». Там представлены около полусотни художественных листов разного формата, и те, которые вошли в макет книги, и те, которые сопровождали и окружали их создание._

Сама книга была задумана тюменским издателем Тимофеем Сайфуллиным уже около двух лет назад. Но если на предыдущей выставке в Тюмени, состоявшейся в областной думе в феврале этого года, о сроках выхода книги говорили неопределенно, то теперь дата названа. Уникальную сказку с уникальными иллюстрациями планируют издать небольшим тиражом в тысячу экземпляров к 1 июня, Дню защиты детей. Издание войдет в проект «Единой России» «Путешествие в сказку Петра Ершова «Конек-Горбунок».

Автор иллюстраций к «Коньку-Горбунку» Ольга Трофимова придумала сюжетов на двухтомник

Выставка акварелей Ольги Федоровны — наверное еще один повод выйти за рамки повседневности, загрузиться на некий воображаемый ковчег, или остров, который в сказке Петра Павловича Ершова оживает и становится громадной рыбой. Еще один, потому что тюменцы уже могли воспользоваться шансом побывать на другом ковчеге — выставке художника Сергея Перепелкина, открывшейся в октябре в Тюменском драматическом театре. И если у Сергея Михайловича зрители могли последовать за творческим поиском художника, то у Ольги Федоровны вас поведет впечатавшийся в сибирскую ДНК сюжет. «За горами, за лесами, за широкими морями, против неба на земле жил старик в одном селе…» И далее по тексту.

Автор иллюстраций к «Коньку-Горбунку» Ольга Трофимова придумала сюжетов на двухтомник

Экспозиция получилась камерная — пробежать ее, насыщаясь переливами цвета, можно за несколько минут — но объемная, живая и словно уходящая в глубину. Стоит присмотреться, как-то там, то здесь начинают проступать особенные детали, приметы сибирской жизни. Они оттого и пролетают сперва мимо глаз, заставая только сердито ворочаться подсознание, что привычны нам с детства. Например, ишимско-тюменский ковер, тот самый, с крупными, яркими розами на темном фоне. Вот мы видим такой ковер на иллюстрации сцены в торговых рядах, а вот завернутую в такой же ковер Иванушка несет будущую жену. Вот настоящая изба, написанная с натуры, старинная, с холодным подклетом и низенькой дверцей, ведущей в него, вошла в сказку исподволь. «Почему бы Иванушке не бежать мимо этого чудесного дома? Почему бы не воспроизвести особенности конструкции домов, которые сохранились?» — задалась вопросом автор. Действительно, почему бы нет.

Автор иллюстраций к «Коньку-Горбунку» Ольга Трофимова придумала сюжетов на двухтомник

Ольга Федоровна, проводя небольшую экскурсию по нарисованной ей сказке, рассказывает и о творческой стороне Ивановой натуры, и о просыпающейся его душе, и о том, как и почему он любит поспать, и о взрослении, возмужании, и о преображении — но не внешнем, которое происходит часто в иллюстрациях к этой сказке со сменой наряда, а об особенной внутренней трансформации, благодаря которой он становится своей невесте ровней.

Множество подробностей цепляют взгляд, заставляют рассматривать работы не только благодаря мастерству художника, ее умению работать в такой капризной и непредсказуемой технике, как акварель, но и вглядываться в детали, улыбаясь небольшим оставленным автором пасхалочкам.

Так, с одного из трех десятков кораблей разных эпох и стран, освобожденных из долгого заточения в чреве волшебной рыбы-кита, нам машет Ермак Тимофеевич. А на навершии скипетра сказочного царя мелькает леденцовый золотой петушок — поклон Александру Сергеевичу. Вот Иван скачет на своем волшебном коньке через сказочные и в реальности Северные ворота тобольского кремля. Вот рыба-кит выбрасывает сундучок с драгоценным перстнем на берег ввиду узнаваемого, и вместе с тем как будто незнакомого тобольского кремля на высоком яру. Вот в ветвях мелькает утраченный терем деревянного тобольского драмтеатра. Вот на берегу сидит сам сказочник. «И пусть это будет Иртыш, пусть будет молодой Ершов, хотя его молодых портретов не сохранилось, но ведь сказка написана им еще в студенческий период в Петербурге. И пусть это будут таинственные холмы, на которых стоит Тобольск. И пусть будет немножко Гулливера, фантазии, одиночества, затерянности и со всем этим — свободы», — комментирует свою работу художник.

Автор иллюстраций к «Коньку-Горбунку» Ольга Трофимова придумала сюжетов на двухтомник

Но, действительно, о самих иллюстрациях к книге уже сказано довольно много, поэтому мы, пользуясь случаем, расспросили художника о сказках вообще.

— Ольга Федоровна, напомните, сколько занял процесс работы над иллюстрациями — от первой до последней?

— Можно смело говорить: полгода.

— В процессе вы как-то сами изменились?

— Да, всегда тема меняет автора. Когда в течении достаточно серьезного времени занимаешься какой-либо идеей, то она начинает жить активно и часто перестаешь понимать, кто кем руководит. В результате у меня идей иллюстраций — на двухтомник. Я бы хотела продолжать, но действую в границах проекта.

На этой выставке предполагалось показать еще двенадцать пленэрных этюдов, которые я писала в этот период. У меня, можно это так назвать, есть такой метод. То есть я всегда параллельно с какой-то непосредственной работой делаю такие просторные внутренние вещи. С их помощью у меня вызревает что-то новое. Но пространство зала небольшое. В экспозицию поместилась одна. Видите, триптих? Это Пермский край, Хохловка (там расположен уникальный архитектурно-исторический музей. — Прим. ред.). Крутой берег Камы - один из прообразов Чудо-юдо рыбы-кита.

Всего таких этюдов, конечно, больше, но я готовила двенадцать. Предполагалось, что они будут сопровождать непосредственно иллюстрации. Эти работы могут быть показаны на другой выставке.

— В детстве у вас была какая-то любимая книжка с иллюстрациями?

— Много. Мои книги были, конечно, совершенно разные. Многие, к сожалению, утрачены. Родители порой отдают другим детям книги своих взрослеющих детей — и лишают их детских сокровищ. Мне «Алиса в Стране чудес» 1967 года, с иллюстрациями Чуклева издательства «София» казалась совершенством. А аскетичное, черно-белое издание сказок Пушкина более мне ни разу не встретилось ни на одном букинистическом сайте.

— Что для вас самое главное в Ершовской сказке?

— Наверное, вот это сказочное ощущение гармонии, которое настигает во время работы. Потому что ты можешь с удовольствием погружаться в природный мир, архитектурный, человеческий. Животные разговаривают, птицы думают. Некий прообраз рая. Взаимное переживание всех этих состояний действует и обратным образом. Не только я могу что-то привнести в этот создаваемый мир, но и мне обратно идет очень много событий, энергии, каких-то внутренних открытий. Такой взаимообогащающий процесс.

— Вам было комфортно в этой сказке?

— Скажем так, какой-то определенный конфликт был со стороны текста, потому что его ритмика достаточно сложная — насыщенная, густая. Но мне как художнику не обязательно каждую минуту заниматься текстом, я нахожу для себя паузы и в них прекрасно существую. Поэтому… С текстом мы договаривались.

— Срок, полгода, это было быстро, медленно, не важно?

— Конечно, это было быстро, тесно, не всегда комфортно. Потому что я не свободный человек, у меня есть вся та работа, профессиональная деятельность, которой я занимаюсь. И есть просто жизнь. Но если бы был год или два, думаю, была бы примерно такая же ситуация. Единственное, что я бы пожелала для работы над данным произведением, это больше каких-то выездных моментов, возможности добираться до мест действия персонажей. То есть я бы с удовольствием исследовала еще географию тюменского края, Зауралья, чтобы сделать все, что мне хочется.

— Если бы вам предложили выбрать, какую еще сказку проиллюстрировать, вы бы на чем остановились?

— В принципе нет плохих тем. Но, как я уже говорила, «Алиса в стране чудес» — одна из моих любимейших книг. У меня дома есть несколько разных изданий этой сказки. Иллюстрации очень разные. Но моя детская книга, та, которую я до сих пор не могу вернуть, найти, она для меня была абсолютно гармоничной. А саму сказку я читала три раза. Сначала с полным ощущением: «Какая ерунда!» Потом, лет в двенадцать, читала с открытием: «О, а почему это так классно, почему это так здорово? Я не понимаю, почему, но мне это очень нравится!» А потом читала еще, уже совершенно растворяясь, и так далее.

— Кто у вас там любимый герой, кстати?

— Хороший вопрос. Льюис Кэрролл? То есть всё вместе, целиком. Для меня — это не девочка Алиса, а возможность, некое пространство возможностей.

— В «Коньке…» вы тоже создавали некое пространство?

— Ну да. Это классическая практика иллюстратора. Но поскольку я еще и театральный художник, это помогает подойти системно. Я должна решить, каким будет пространство, мне нужно разобраться с костюмами. Бутафория, реквизит — все эти вещи уже идут «оптом». Но пространство — это первое. Без него ничего не начинает крутиться.

— Это не первая книга, которую вы иллюстрировали?

— Получается, что это четвертая. Памятной была книга, которую мы делали вместе с замечательным автором Катей Выдриной, пишущей под псевдонимом Василий Полушкин. А до этого был «Конек-Горбунок» 2008 года. Четыре черно-белые иллюстрации к этому изданию чудом сохранились у меня в архивах (их тоже можно увидеть на выставке в музейном комплексе. — Прим. ред.).

Автор иллюстраций к «Коньку-Горбунку» Ольга Трофимова придумала сюжетов на двухтомник

Именно черно-белую часть графики этого «Конька…» я очень люблю. Сделала ее за месяц. Жаль, что книга была совсем не большая, на бюджетной бумаге. Но это было первое погружение в материал. Есть законченная, но не изданная книга сказок московского писателя Игоря Трофимова, над которой я работала, с участием еще двух замечательных художников — Евгения Андреева и Натальи Таберт. Наши иллюстрации все разделены по технике: карандаш, акварель и гуашь. Проект был полностью готов, но финансовый вопрос не позволил завершить работу.

Автор иллюстраций к «Коньку-Горбунку» Ольга Трофимова придумала сюжетов на двухтомник

Новый «Конек-Горбунок» с иллюстрациями Ольги Трофимовой выйдет в типографии «Уральский рабочий» в твердой обложке, квадратным форматом порядка тридцати сантиметров по одной стороне, объемом в восемьдесят восемь страниц, с живописными форзацами. Кстати, как выглядит верстка, тоже можно увидеть на выставке. Вариант макета в электронном виде показывают в зале на большом экране.

Автор иллюстраций к «Коньку-Горбунку» Ольга Трофимова придумала сюжетов на двухтомник

Сейчас, по словам создателей, воспользовавшихся паузой, вносятся небольшие изменения в то, как будет выглядеть текст, подбирается удобный для детей размер шрифта, добавляются «паузы», «воздух» и так далее.

Однако у всех, когда-либо видевших эти работы, невольно возникает вопрос, как заполучить издание в свою библиотеку. Тираж книги в рамках партийного проекта будет подарочным и в свободный доступ для всех желающих вряд ли поступит.

Автор иллюстраций к «Коньку-Горбунку» Ольга Трофимова придумала сюжетов на двухтомник

По словам Тимофея Сайфуллина, изначальная попытка собрать деньги на печать книги краудфандингом ни к чему не привела. Он уточнил, что в том случае одна книжка обошлась бы подписчикам в 500 рублей. Но, отвечая на восторженные восклицания посетителей выставки, он все же осторожно заметил: «Думал о дополнительном тираже. Если сейчас все сложится, то, конечно, можно будет продолжить».

Поучаствуем?

_Фото Екатерины Христозовой_

Последние новости
Александр Моор утвердил награду для тюменских волонтеров
Александр Моор утвердил награду для тюменских волонтеров
Торжественное вручение будет проходить ежегодно 5 декабря, в День добровольца.
Тюменец поссорился с девушкой и ударил ее журнальным столиком
Тюменец поссорился с девушкой и ударил ее журнальным столиком
У мужчины уже есть судимость.
В Тобольске за месяц отловили 103 собаки
В Тобольске за месяц отловили 103 собаки
Хозяев нашли 27 из них.
Юнармейцы возложили цветы на мемориалы и раздали тюменцам хлеб
Юнармейцы возложили цветы на мемориалы и раздали тюменцам хлеб
Сегодня отмечают День воинской славы и День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.