Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Ася Казанцева и Александр Панчин: Спрос на истину увеличился

На сколько процентов человек использует свой мозг? Чем хороша утечка мозгов за границу?

_Как выработать иммунитет против мошенников от лженауки? Когда человечество победит старение и наследственные болезни? Много ли ерунды в Википедии? Какие нёрды из популярных сериалов создали моду на «сексуального ученого»? Об этом и многом другом в интервью «Вслух.ру» рассказали московские популяризаторы науки Ася Казанцева и Александр Панчин._

В конце прошлой недели научные журналисты и биологи приехали с выступлением в Тюмень, обогатив состав ораторов проекта «Публичные лекции». На этот раз организаторы проекта (Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, «Квартирный вопрос», группа компаний «ТИС») сосредоточились на проблематике не столько города, сколько человека, пригласив эмблемных участников просветительского фонда «Эволюция» читать лекции на тему популярных псевдонаучных заблуждений.

И не разочаровались. Приезд в Тюмень авторов таких бестселлеров, как «В интернете кто-то неправ» и «Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей», — научного журналиста Аси Казанцевой и биолога Александра Панчина вызвало оживление в блогосфере задолго до дня икс и вылилось в солидное количество посетителей, — в пятницу в университетском зале собралось не менее двух сотен человек, готовых получить интеллектуальное удовольствие от лекций «50 оттенков ГМО» и «Ошибки понимания. Как мозг нас обманывает». Более того, в ту же самую пятницу Асе и Александру, категорическим совам, пришлось начинать раннее утро с общения с журналистами, ибо другого времени у них не было. Выдержали они это с честью, на вопросы отвечали далеко не односложно и оставили приятнейшее впечатление.

Каждый — харизматик на свой лад. Позитивный улыбчивый Александр Панчин излагает спокойно и внятно, не теряя ни одной мысли. Легкая, субтильная Ася гипнотизирует взглядом светлых глаз, разворачивает кружевной узор своих доводов. Каждого из них отличает дар легко и профессионально распутывать клубок вопросов так, что начинаешь отчетливо видеть цельную картину, где к тому же находишь и себя.

— Откуда взялся такой очевидный спрос на научно-популярные лекции?

Ася Казанцева: — Люди постепенно привыкают к тому, что вечером можно пойти в кино, в театр, кафе и на научно-популярную лекцию. Просто у вас это еще только развивается. В нашей стране география напоминает машину времени в том смысле, что ситуация в Москве на несколько лет опережает ситуацию в городах-миллионниках, а там, в свою очередь, дела обстоят лучше, чем в более маленьких городах. Количество переходит в качество, и люди, посещающие лекции, формируют среду, которая порождает новых лекторов. Я люблю нашу профессию за то, что она совершенно неконкурентна. К примеру, если я упоминаю на лекциях книжки Саши Панчина, то понимаю: у меня самой не убудет читателей оттого, что они появятся у него. Интерес развивается экстенсивно, то есть, мы сейчас не конкурируем за аудиторию, а просто вовлекаем новых людей, открывающих для себя научпоп.

— С одной стороны, у нас есть подъем популяризации науки, с другой — мы можем наблюдать взрыв мракобесия, развитие заблуждений.

Александр Панчин: — Да, и, к сожалению, крупные телеканалы этому способствуют, транслируя псевдонаучные фильмы и передачи. Например, Минобразования в прошлом году номинировала каналы Рен Т В и ТВ-3 на антипремию за самый вредный лженаучный проект (за насаждение мифов, заблуждений и суеверий). Некоторые телеканалы, например, пугают свою огромную аудиторию опасностью ГМО.

Между тем, многие даже не знают, как ГМО расшифровывается. «Губернатор Московской Области»?

За этими псевдонаучными выкладками часто прячется интерес производителей, которые, к примеру, хотят в пять раз дороже продавать сметанку, написав на ней, что «продукт не содержит ГМО». Или еще пример — гомеопатия, многомиллиардная индустрия пустышек с нулевой себестоимостью. Мы пытаемся бороться с заблуждениями, противопоставлять здравый смысл, научную картину мира. Но тягаться с оппонентами тяжело. К примеру, за деятельностью фонда «Эволюция» стоит небольшая группа ученых и журналистов, которые смогли привлечь небольшое финансирование от общественности и некоторых частных доноров, которые далеко не являются магнатами.

— Активно или пассивно вы участвуете в работе фонда «Эволюция», — как организаторы или как приглашенные звезды?

А.К.: — Сейчас мы приехали читать лекцию в Тюмень в качестве членов Совета фонда. До этого я ездила с лекциями в Казань, Саша — в Уфу. Лично мы не даем фонду денег, но делимся нашим временем, силами и способностями, чтобы ездить и рассказывать как о науке, так и о деятельности самой «Эволюции». У нее несколько разных проектов, в том числе фонд подхватил книгоиздательскую программу, которую вынужденно оставил фонд «Династия», у которого есть длинный список книг. Из них эксперты постепенно выбирают самые достойные, переводят, редактируют, издают.

— Один из видов деятельности фонда — выработка меморандумов против лженауки. Против чего вы боритесь сегодня?

А.П.: — Сейчас комиссия разрабатывает краткие тезисы против новой формы хиромантии, «дерматоглифики» (гаданию по отпечаткам пальцев). Название они «дернули» у нормальной науки, которая занимается идентификацией личности по отпечаткам пальцев. Активизировались компании, продающие по франшизе некий прибор и право сделать по отпечатку прогноз личности, его склонности к профессиям, заболеваниям и другие предсказания. В науке же вообще-то принято сначала делать исследования, доказывать гипотезы перед научным сообществом, а уже потом брать методы на вооружение и их коммерциализировать.

— Наследниками каких общественных деятелей, просветителей вы себя чувствуете?

А.К.: — Есть блестящее старшее поколение просветителей, чьими учениками мы являемся. Это, в первую очередь, Александр Марков, завкафедрой эволюции биофака МГУ и автор научпоп-бестселлеров про эволюцию. Это Михаил Гельфанд, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ, который тоже много ездит с лекциями по стране. Можно назвать и других.

— Но это уже ученые-популяризаторы нового поколения, не старой советской школы?

А.К.: — Действительно, в нулевые стало очевидно, что развиваются новые принципы добычи и преподнесения информации. Если раньше люди варились в собственной интеллектуальной среде, то сейчас, в эпоху Интернета, они смогли оценить степень мирового невежества. Почти у каждого популяризатора науки есть история о том, как он однажды пошел в Интернет, встретил там, к примеру, креационистов, страшно удивился, что они существуют, и понял, что нужно заниматься популяризацией науки.

Одна из современных особенностей жанра связана с тем, что сейчас произошел сдвиг от журналистики экспертов к журналистике публикаций. Если в Советском Союзе журналист мог не знать английского языка и не иметь доступа к научным журналам, то сейчас научные журналисты — это люди с естественно-научным образованием, нормальным уровнем английского, которые пересказывают обычно не экспертов, а научные публикации, вследствие этого научная журналистика стала более интернациональной. Более того, Министерство образования вынуждено специально финансировать проекты, которые бы рассказывали про отечественную науку, потому что по умолчанию этого не происходит.

— То, чем вы занимаетесь, — это результат поколенческой наработки? Каково влияние семьи на выбор вашей профессии?

А.К.: — Мои родители здесь вообще ни при чем. В моей семье ничего такого не поощрялось, не было такой почвы, на которой бы возросла моя заинтересованность биологией. Это, скорее, результат личного подросткового бунта.

А.П.: — У меня — семейное, я сын нейробиолога. Окончил биологический класс московской гимназии 1543, в которой у нас были очень хорошие учителя биологии, которые помогали развивать интерес в этом направлении.

— Приходится ли вам сталкиваться в своей деятельности с кризисными явлениями в российском образовании?

А.К.: — Я, конечно, не эксперт в том, как должно быть устроено образование, но, на мой взгляд, основная проблема — что людям преподносят некие догмы. Дети, когда учатся в школе, вынуждены принимать на веру весь этот массив знаний, при этом учитель не рассказывает, откуда знания взялись, как к ним ученые приходили. Детей очень мало приучают работать с информацией, и система школьного образования построена на том, чтобы люди принимали на веру то или иное знание. Хорошо, если при этом хотя бы формируется внятная картина естественно-научных представлений, с которой потом не согласуются доводы лженауки. Но если знания были усвоены с искажениями или пробелами, а вот самый этот принцип восприятия на веру был усвоен, то человек становится восприимчив к лженауке, ведь он привык доверять авторитетам! Это, безусловно, проблема.

А.П. — Сужу о кризисе образования по статистике соцопросов. К примеру, на вопрос, верно ли то, что гены есть не только у генетически модифицированных растений, но и у обычных, правильный ответ дает только треть россиян. Многие люди не понимают, что гены есть у всех живых организмов, и они меняются. Отсюда — боязнь ГМО. Человек без знания базовых вещей в области естествознания легко ведется на всякие псевдонаучные концепции. Например, есть такая популярная вещь, как «телегония», или «эффект первого самца», когда утверждается, что биополе первого самца как-то влияет на всю последующую жизнь самки. Это противоречит базовым представлениям в области генетики.

А.К.: — Недавно был скандал: восьмиклассникам в школе показали фильм на эту тему. Процветает также непонимание основ эволюции. Я на курсах английского недавно выяснила, что моя соседка по парте не верит в эволюцию, говорит: а что, разве ее не опровергли? За пять минут разговора выяснилось, что она ничего не слышала о таких доказательствах теории, к примеру, как инвертированная сетчатка (у осьминогов сетчатка устроена разумнее, чем у нас), возвратный гортанный нерв, который у нас идет от мозга, цепляется за аорту и возвращается обратно к гортани, про эндогенные ретровирусы, встроившиеся в геном в одних и тех же местах у человека и обезьян — словом, какие-то базовые иллюстрации того, как происходила эволюция, но спокойно высказывает мнение, что эволюции нет.

— Какие информационные научпоп-каналы вы можете рекомендовать?

А.П.: — У меня специфические каналы образования, развитые на Западе. К примеру, BBC-Horizon, TED talks, видео-лекции западных популяризаторов типа астрофизика Нила Деграсса Тайсона, Стивена Хокинга, Ричарда Докинза. Самое больше влияние — чтение научных текстов, я в достаточно раннем возрасте начал читать первоисточники. Но можно ли посоветовать это человеку, не занимающемуся наукой? Я сомневаюсь. Думаю, человеку достаточно иметь базовые представления о том, как мир устроен, чтобы его не обманули, самое главное — уметь искать, знать, где найти правильные ответы.

А.К.: - Я не согласна, что не каждому нужно читать научные исследования. Мне кажется, это тот навык, который должен быть у всякого уважающего себя образованного человека. Возможно ведь зайти в поисковую систему типа Google Scholar, посмотреть, что по конкретной теме пишут в рецензируемых журналах.

А.П.: — Проблема заключается в том, что даже я далеко не всякую статью могу прочитать с пониманием.

А.К.: — Зато ты можешь понять, есть ли тема в научном поле или нет. В идеальном обществе, мне кажется, если человек делает какое-то безосновательное утверждение, на него со всех сторон должны набегать оппоненты и требовать ссылку на достоверные источники и не воспринимать его всерьез, если он не может этого сделать. А для этого как раз нужно, чтобы многие люди понимали, что такое научные исследования, где и как их искать, чем они отличаются от статей в журнале «Огонек», при всем уважении.

А.П.: — В первом приближении — так и есть. Но на самом деле реальность сильно сложнее, потому что оказывается, что бывают исследования низкого качества. Я сталкивался с методологическими ошибками — когда проводил исследования в моей области, встречал два исследования с противоположными выводами. Сходу и не разберешься, какое из них неправильное, для этого нужно иметь специализированные знания. В общем и целом, даже навык поиска и чтения научной литературы не полностью защищает человека.

А.К.: — Ты помнишь эссе Айзека Азимова «Градации ошибочного», про то, например, что люди, которые говорят, что Земля плоская, ошибаются, как и люди, которые говорят, что земля идеально шарообразная? Но первые ошибаются гораздо больше, чем вторые. Способность читать научные исследования позволяет заблуждаться гораздо меньше, избегать самых катастрофических заблуждений, опасных для жизни и здоровья.

А.П.: — С такой формулировкой не поспорить.

— У вас есть личное отношение к ученым, которые сочиняли художественную литературу, например, Ивану Ефремову?

А.П.: — Не читали. Но я очень люблю некоторых фантастов, например, Станислава Лема, Рея Бредбери.

А.К.: — Братья Стругацкие. Научная фантастика имеет место в популяризации науки, но довольно косвенное. Если мы рассматриваем популяризацию как очень-очень широкий спектр, то на одном его краю находятся серьезные фундаментальные книжки типа текстов Александра Маркова, которые позволяют на университетском уровне понять, как все устроено, — а на другом — вещи, которые не несут фактической информации, но при этом формирует эмоционально положительное отношение к научному познанию.

— Оправданы ли опыты на людях, насколько это неотъемлемая часть научных исследований?

А.К.: — Смотря каких. Мне интереснее всего область на стыке нейробиологии с когнитивной биологией, с психологией. Понимание того, как работает мозг человека — это такая большая гора, которую, с одной стороны, пилят нейрофизиологи со своими МРТ и так далее, а с другой — психологи со своими настоящими экспериментами, в которых лабораторно изучаются поведенческие реакции. И вот эта гора, в которой они уже перестукиваются через стенку, скоро будет допилена, и сформируется некая новая наука о понимании поведения человека. Для этого, конечно, нужны опыты на людях, но эти опыты происходят добровольно. Они, вообще-то, не болезненные и не опасные.

— Есть ли в вашей популяризаторской деятельности место прогнозам?

А. П.: — У меня последняя глава в книжке посвящена, в какой-то степени, прогнозам и тому будущему, которое отчасти уже начинает сбываться. Например, найдены принципиально новые подходы к лечению рака, — это использование генетически модифицированных клеток иммунной системы, чтобы они искали раковые клетки и их уничтожали. Получается новая форма лекарства, не химическое вещество, не препарат, а клетки! То же самое в решении проблемы старения — речь не о бессмертии, а о замедлении старения, обновлении каких-то клеток, а также о создании искусственных органов, которые можно печатать на биопринтерах, выращивать из стволовых клеток в лабораториях и потом людям пересаживать.

— Много ли ерунды в Википедии?

А.П.: — Я бы разделял английскую Википедию и русскую. В английской по многим вопросам очень хорошие статьи, в частности, по тем, в которых я являюсь специалистом, они зачастую не нуждаются в правке.

А.К.: — Википедия полезна тем, что ссылается на много важных хороших исследований. Но это относится именно к английской версии. Дело в том, что практически все осмысленные научные статьи публикуются на английском, это международный язык науки. Соответственно, англоязычная Википедия отсылает к первоисточникам, а российская часто ссылается на источники на русском языке, написанные кем-то на базе англоязычных публикаций, и таким образом информация проходит через большее число искажений.

А.П.: — Действительно, Википедию можно использовать как место, где можно найти источники. Если там что-то написано, а источника нет, то это может быть и ерунда. Если в Википедии вы читаете о какой-то непопулярной вещи, которую читали-то три человека, они там написали, что хотели, и, может быть, она менее достоверна, чем та, над которой поработало большое количество людей. Я в целом являюсь большим фанатом Википедии, это удивительное явление. Казалось бы, она открывает невероятные возможности для вандализма, но этого не происходит, — видимо, в целом совокупность людей может рождать хорошее, умное и правильное, что повышает веру в человечество.

А.К.: — Ты же понимаешь, что у тебя искажение выборки, что те, кто делает Википедию, отличатся от популяции в целом?

А.П.: — Согласен, создатели Википедии — нерепрезентативная выборка, но это не отменяет моего тезиса, что в целом находится достаточно умных активных людей, и что качество информации можно ассоциировать с активностью авторов.

А.К.: — Это важный философский вопрос — надо, чтобы все были хорошими, или достаточно того, чтобы ядро было хорошим, и это спасет мир?

А.П.: — В обществе, где все хорошие, очень выгодно быть нехорошим.

— Согласны ли вы с тем, что учите вырабатывать индивидуальное мнение в обществе, где господствующим способом общения является общинность, где принято пользоваться мнением родственника или соседа?

А.К.: — Вот здесь нужно разговаривать с социологами, говорить о том, существует ли какое-то объективное различие в ценностях граждан России по сравнению с гражданами Европы. Насколько я понимаю, это не является общепринятой точкой зрения в социологическом сообществе. В общем и целом население России достаточно разделяет европейские ценности, и степень нашей общинности сильно преувеличена. Другой вопрос, что да, конечно, чтобы вырабатывать критическое мышление, индивидуально оценивать информацию, не быть восприимчивым к лженауке, к пропаганде, рекламе и так далее, нужен определенный навык. Его, к сожалению, никто специально не культивирует. Есть люди, которым повезло и они сформировались благодаря хорошей микросреде вокруг них. Основной задачей научной популяризации является то, чтобы распространять точку зрения о том, что информация бывает достоверной и недостоверной, и что важно отличать одну от другой.

— Вы уже приобрели достаточный опыт для сравнения. Насколько публика, отличная от столичной, готова к формату лекций?

А.К.: — Я езжу очень много, за последние несколько месяцев я была в Калининграде, Иркутске, Красноярске, Екатеринбурге, Перми, Пензе и так далее. Перечислять можно много, я практически каждую неделю куда-нибудь летаю, и мое главное положительное впечатление связано с тем, что степень централизации России вокруг Москвы несколько преувеличена. Далеко не все люди, к моему огромному удивлению, хотят переехать в Москву. Лично я переехала в столицу из Петербурга в довольно взрослом уже возрасте, с убеждением, что человеку подобает стремиться в Москву, потому что это лучший город на Земле. Тем не менее, во многих российских городах существует вполне самостоятельная и развитая культурная жизнь. Здесь многое зависит от размера города. Как правило, чем больше город, тем лучше там развита научная популяризация.

Во-вторых, важна роль личности в истории — нашлись ли в городе инициативные организаторы, которые все это делают. Скажем, Казань сегодня на третьем месте по уровню развития популяризации в стране после Москвы и Новосибирска, опережая Петербург и многие другие города. Во многом это из-за группы «Думай», которая много раз организовывала великолепные мероприятия, привозила в город лучших просветителей со всей России.

А.П.: — И приходят все это слушать по шестьсот человек. Столько людей приходит на очень крупные лектории в Москве. При этом, в Москве 12 млн человек, а в Казани — 1,2 млн человек.

— Как вы относитесь к персонажам-ученым в фильмах и сериалах?

А.П.: — «Теория большого взрыва» начиналась совершенно замечательно, там был высокий компонент научпопа, но потом он превратился в такую семейную драму. Он забавный, но уже не настолько социально полезный.

А.К.: — Есть много разных продуктов масс-культуры, в которых положительными героями являются ученые, причем часто замкнутые, аутичные, с мерзким характером, но при этом все равно публика их обожает, потому что видно, что они умные, и то, что человек умный, оправдывает его личностные недостатки. Вот доктор Хаус — классический пример. Есть великолепный сериал «Обмани меня», который популяризует когнитивные исследования. Понравился фильм «Марсианин». Понятно, что это не научпоп, потому что не дает каких-то новых знаний, но он сообщает о том, что наука и прогресс — это важно и хорошо, это именно то, что спасет мир.

— У Люка Бессона есть фильм «Люси», построенный на том, что было бы, если бы человек использовал свой мозг на 100 процентов.

А.П., А.К.: — Такая точка зрения — это просто миф. Человек на сто процентов использует свой мозг.

ПОД ЗАНАВЕС БЕСЕДЫ — БЛИЦ-ОПРОС.

— Как вы относитесь к процессу утечки мозгов?

А.К.: — Хорошо. Наука интернациональна.

— «Происхождение видов» — это библия ученых-биологов?

А.К.: — Чарльз Дарвин — это, конечно, фундамент, но с тех пор много чего интересного открыли, прошло уже 150 лет развития эволюционной биологии. Поэтому ответ: нет.

— Разделяете ли вы мнение, хотя бы отчасти, что цивилизация идет в тупик?

А.П.: — Нет. Очевидно, что мы идем вперед, другое дело, что отдельные страны буксуют, но мировой прогресс не остановить. Многие государства при этом активно развиваются, допустим, Китай, США, Великобритания, Австралия и прочие.

— Вы любите больше устный или письменный жанр?

А.К.: — Письменный.

— Что реально приносит вам доход, книжная или лекционная деятельность?

А.К.: — Основной источник — корпоративные лекции, когда их зовет читать своим сотрудникам какая-нибудь крупная организация, банк, магазин.

А.П.: — Действительно, корпоративные лекции приносят зачастую максимальный разовый доход. Но в целом я не рассматриваю популяризацию науки как основную профессию. Я занимаюсь наукой и получаю гранты на научные исследования и за счет этого живу.

— Вы будете переводиться на другие языки?

А.К.: — Вот меня сейчас на украинском издают.

А.П.: — Мою книжку переводят на английский.

А.К.: — Ты — круче!

— И последний вопрос — от фанатов: «А правда ли, что Ася была три раза замужем?» Вопрос, вообще, о том, согласны ли вы, что хорошо устроенный мозг сексуален, что это, наверное, самая сексуальная часть человека?

А.П.: — Есть даже выражение, прилетевшее из «Теории большого взрыва», если не ошибаюсь: «Smart is the new sexy», где реализовывается идея, что умные — это новые сексуальные.

А.К.: — Гм, на самом деле, если ввести в поисковике «Ася Казанцева», то первой подсказкой выпадает «Ася Казанцева муж». Вообще я сейчас второй раз замужем, хотя моя семейная модель предполагает три брака, но это в далеком светлом будущем.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Максим Афанасьев: В экопарке Затюменском появится термальный комплекс
Максим Афанасьев: В экопарке Затюменском появится термальный комплекс
Здесь расконсервируют скважину с минеральной водой.
#Максим Афанасьев
#прямая линия
#Затюменский
#экопарк
#источник
#термальные источники
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
МФК «Тюмень» сыграет в Кубке лиги в Кемерово
МФК «Тюмень» сыграет в Кубке лиги в Кемерово
Главный тренер команды уверен: получится отличный праздник.
#МФК
#мини-футбол
#Суперлига
#Кубок Лиги
#Денис Абышев
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Пока вы спали: даты выплаты пенсий за январь, новогодние премии и праздник в одиночестве
Пока вы спали: даты выплаты пенсий за январь, новогодние премии и праздник в одиночестве
Коротко - о главном к этому часу.
#новости России
#новости мира
#события
#тк
Народные приметы на 23 декабря: день начинает потихоньку прибывать
Народные приметы на 23 декабря: день начинает потихоньку прибывать
"Со святого Мины - тьма нас мимо", - говорили в народе.
#народные приметы
#погода
#тк
В Новосибирской области моральный вред, нанесенный пожилой женщине ограблением, оценили в 150 тысяч
В Новосибирской области моральный вред, нанесенный пожилой женщине ограблением, оценили в 150 тысяч
Пьяный злоумышленник вырвал у нее сумку.
#ограбление
#суд
#прокурор
#решение
#моральный вред
#Новосибирская область
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять