Dipol FM | 105,6 fm
97.55
106.14

Арутюн Хачатрян: Мозг должен работать и лихорадочно искать ответы

Как смотреть кино, зачем воссоздавать атмосферу в кадре, и почему нельзя танцевать перед просмотром киноленты.

В рамках кинофестиваля «КинЗА», который прошел в Тюмени в конце ноября, город посетил Арутюн Хачатрян — режиссёр, сценарист и оператор, известный далеко за пределами Армении. В списке его наград премии и ордена за заслуги в области искусства и литературы нескольких государств, а картины исключительно про армян стали манифестом всех, кто когда-то решил покинуть свою родину.

— Они могут не понять фильма, — произнес Арутюн Хачатрян, сев ко мне за стол. Дело в том, что несколько минут назад на экране запустили его фильм «Возвращение поэта», а за 10 минут до этого режиссер презентовал зрителям другую картину — «Граница». — Я же рассказывал со сцены, как снимал животных в подсобном хозяйстве на границе двух воюющих государств во время конфликта в Нагорном Карабахе, а включился фильм про поэта Дживани.

Очень важно настроиться на фильм, — продолжил он, — нельзя минуту назад смотреть, как на сцене танцуют и поют, а потом вдруг переключиться на авторское сложное документальное кино.

— Интересно, что и та, и другая киноленты почти лишены голоса героя. В одной главный герой — памятник, во второй — буйволица. Вы намеренно выбрали таких героев и лишили персонажей речи и языка?

— Для меня язык кино — это изображение, шумомузыка и монтаж. С помощью этих трех средств можно передать и рассказать любую историю. Все мои авторские фильмы почти без слов.

Вообще, у меня есть два типа фильмов: документальные и телевизионные проекты. Вторые — это честный монолог людей, которые пережили в этой жизни всё. Им есть чем поделиться. Вот здесь много слов о себе. Этот формат, конечно, делается только для телевидения, чтобы зритель мог сесть перед экраном, послушать, отвлечься.

— Несмотря на способ выражения и формат, все же вашими главными героями становятся армяне в разных городах и государствах.

— У меня дома есть болезненная тема — беженцы. Одни приехали в Армению, другие покинули её. Двадцать пять лет назад я случайным образом выбрал три семьи и следовал за ними каждые 5-6 лет. Один армянин переехал в Россию, другая пара — в Прибалтику, а позже в Украину, третья семья поселилась в Америке. На протяжении четверти века я снимал, как они живут в новых городах, как тоскуют по родине, как хотят или не хотят вернуться, счастливы ли.

Ездить за героями — это лотерея. Ты не знаешь, будут ли тебе рады в этот раз, обнимут, откажутся сниматься, будут прогонять или любить. За эти 25 лет они сильно изменились, и я рассказываю их историю жизни, зачастую, к сожалению, очень некрасивую и несчастливую историю. И здесь дело не в деньгах, не в богатстве. Каждый пытался стать счастливым в тех условиях, которые были. Когда я начал показывать ленты у себя дома, оказалось, что после их просмотра многие передумали уезжать, потому что увидели честный рассказ о тех, кто уехал.

— Герои фильмов видели ленты о себе?

— Это было самое трудное — показать картины им. У двоих жизнь не сложилась, я боялся что им будет плохо после просмотра. К счастью, все были очень довольны, хотя многие плакали, выходили из зала и возвращались обратно. Мы посмотрели ленты вместе несколько раз.

Тяжело смотреть ленту, в которой твоя жизнь не сложилась. И слышать слова про жену, дочерей, сыновей, которые трудно произнести при всех. Но все они поняли фильмы и, думаю, себя тоже.

Вообще, очень трудно на протяжении 25 лет снимать одних и тех же людей. Меняются они, в их жизни происходят разные события, но еще меняешься и ты. Невозможно оставаться одним и тем же человеком. Сам фильм получается живым и, кажется, меняется сам по себе.

— По сути, вы рассказываете армянам, которые остались в Армении, как живут их земляки за границей.

— Так мне казалось до тех пор, пока ленты не попали на кинофестивали. Их смотрели в Тегеране, Лос-Анджелесе, Москве, Нью-Йорке и где-то еще. Оказалось, что эти фильмы не про армян, а про всех, кто покидает родину. Это национальная проблема, а не история одной семьи, просто она показана через конкретных людей. Честное кино, сделанное верно с позиции киноискусства, близко и понятно всем — вне языка, веры, расы.

Арутюн Хачатрян: Мозг должен работать и лихорадочно искать ответы

— В документальном кино есть только один главный человек — автор. Именно он выступает режиссером и оператором. Придерживаетесь ли вы в своих работах жестких принципов документалистики: не входить в кадр, не менять ситуаций, быть только передатчиком между героем и зрителем?

— Закон про невозможность влиять на то, что происходит в кадре, кто-то придумал, в моей жизни такого принципа нет. Документалистика — это в первую очередь честный разговор. Как ты его передаешь — твое дело, хочешь, вмешиваешься в кадр, хочешь — стоишь и наблюдаешь со стороны. Это просто разные подходы к работе. Но я точно знаю, мы показываем правдивое искусство, и если я упустил атмосферу, которая была важна, могу ее воссоздать, сделав что-то постановочное. Я не люблю вмешиваться в кадр, но иногда это нужно для того, чтобы все работало. Правда, не с людьми, они как есть, так и есть.

— Вы армянский режиссер, киноакадемик, учредитель международного фестиваля документальных фильмов «Золотой абрикос». Сегодня все, что вы делаете, автоматически попадает на разные фестивали и кинопоказы, а как вы пришли в документалистику?

— Так случилось, что я не доверяю словам и игре. В киноискусстве с такими принципами можно существовать только в документальном кино. В художественных фильмах для меня все очень быстро устаревает: от диалогов до спецэффектов. Но все это никак не сравнится с жизнью и атмосферой правды. Смотреть на мир гораздо интереснее, чем придумывать. Ведь мы очень часто пропускаем то, что происходят в мире, где мы живем, что есть рядом с нами, что случается недалеко от тебя.

— Тогда получается, что вы еще и психоаналитик, и социолог, и режиссер. А как сделать так, чтобы документальное кино смотрели?

— Каждый документалист должен быть и социологом, и психологом, и аналитиком, если он профессионал. Однако зритель не всегда готов смотреть авторское кино, вникать в него и понимать. Легче смотреть игровое комедийное кино, например, «Звездные войны». Или телевизионные передачи, тогда еще можно отвлечься на гаджет и ничего не пропустить. Наши фильмы не дают чувства веселья, они заставляют думать. И ничего нельзя сделать, если сам человек не захочет сесть и подумать о том, что происходит вокруг него. Посмотреть на мир рядом. Хорошо, что у моих документальных фильмов много наград, те, кто их не поймут, задумаются, почему же кинокритики отметили ленты, что же в них такого было, что я не понял.

Арутюн Хачатрян: Мозг должен работать и лихорадочно искать ответы

— Изменились ли принципы работы документалиста со временем, стали ли снимать по-другому?

— Все продолжают пользоваться ВГИКовской школой. Мне бы хотелось, чтобы изменилось гораздо больше. Именно поэтому к себе в киноакадемию я приглашаю мировых документалистов, они читают лекции, проводят мастер-классы. Делают все то, что недоступно в обычной жизни. Все университеты и институты грешат одной вещью: они ставят в заглавие теорию, оставляя практику на потом. Но молодым режиссерам нужно учиться снимать с первых дней. Как и с самого начала учиться видеть мир. Вообще, для меня очень важно научить режиссера почувствовать атмосферу, запечатлеть мир и взаимоотношения людей.

Есть еще одна проблема: авторам документального кино трудно зарабатывать. Иногда ты получаешь призы, иногда находишь деньги в фондах, но это не обеспечит тебя. Есть американская книга, в которой написано, как стать режиссером: там собраны советы по тому, как одеваться, вести себя на встречах, писать сценарий, монтировать. В общем, обо всем, что должен знать будущий режиссер. Правда, в самом начале книги есть строчка про то, что если ты не родился в богатой семье или не получил огромное наследство, руководство читать не стоит.

На самом деле, чтобы жить, многие параллельно снимают проекты в рекламе или на телевидении, делают портреты и зарисовки. Я тоже прошел разные этапы, совмещая работу и съемки авторского фильма.

— Площадкой для показа документальных фильмов могут быть только фестивали, куда приходит подготовленный к просмотру зритель?

— На кинофестивалях идут самые лучшие и качественные ленты. Именно здесь можно увидеть молодых режиссеров, интересные приемы и темы. Именно таких авторов поддерживают фонды кино. Но это не единственное, конечно, место для кинопоказов. В Армении, как и в России, существуют каналы, которые готовы показывать авторские фильмы, там немного другие подходы и законы, но в целом это тоже может быть площадкой для документалистов.

— Что должен посмотреть каждый человек, чтобы познакомиться с авторской режиссурой?

— Каждый сам формирует список фильмов, но я люблю Артавазда Пелешяна, классика документалистики Дзиги Вертова, Сергея Лозницу. А со студентами начинаем смотреть фильмы от Роберта Флаэрти и доходим до Арутюна Хачатряна.

— Какие фильмы вы отбираете на фестиваль «Золотой абрикос», который ежегодно проходит в Армении и собирает документалистов со всего мира?

— В первую очередь — это фильмы, которые заставляют задуматься. В них может не быть новых приемов, тенденций, главное — чтобы был язык кино и искусство. Конечно, невозможно игнорировать мировые тенденции. Сегодня популярна у авторов арабская тема и конфликты на Ближнем Востоке, совсем недавно все снимали ленты про Россию, раньше — про распад Советского Союза. Но я стараюсь собирать фильмы разные и со всего мира, чтобы можно было видеть разные страны и проблемы. Я и сам часто принимаю участие в фестивалях. За последние два года прошло больше 20 моих ретроспектив. Интересно показывать ленты подготовленному зрителю, а после говорить о них. Маленькие города и залы грешат тем, что там могут не понять картину, но открывать людям себя и то, что происходит вот здесь, рядом, все же очень важно.

— Если смотреть на фестивальные программы в целом, какие основные темы волнуют режиссеров сегодня?

— Всех всегда волнует одно и то же: что творится вокруг, откуда пришел человек, и куда он идет. Это вечные темы. Ничего не меняется. В моей документалистике есть человек и ситуация, человек и мир, человек и семья. Нормальный режиссер всегда понимает вопросы. И очень примитивно давать ответы, ты же не бог. Я побуждаю к рассуждению, мечтам, недоверию, сомнению. Чтобы мозг начал работать и лихорадочно искать ответы.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменский судебный пристав стала донором костного мозга для больного мальчика из Кирова
Тюменский судебный пристав стала донором костного мозга для больного мальчика из Кирова
По словам Насти, процедура оказалась безболезненной и безопасной.
#донор
#судебный пристав
#спасение
#ребенок
#новости Тюмени
#донорство
#тк
В Сладковском районе нашли нарушения в процедуре забора питьевой воды
В Сладковском районе нашли нарушения в процедуре забора питьевой воды
На проблему обратили внимание работники прокуратуры.
#Тюменская область
#тк
#водопровод
#Сладковский район
#экология
#вода
#прокуратура
ВТБ поддержит создание лаборатории микроэлектроники в Тюмени
ВТБ поддержит создание лаборатории микроэлектроники в Тюмени
Студентка 4 курса ТюмГУ Елена Николаева планирует реализовать проект лаборатории микроэлектроники, повышающей эффективность отечественных производств и решающей специальные задачи в нефтяной отрасли. С поддержкой ВТБ Елена стала одним из победителей стипендиального конкурса имени Г. Ф. Куцева от Фонда целевого капитала университета, с которым активно сотрудничает банк.
#ВТБ
#ТюмГУ
#Новости Тюмени
#тк
Эксперт предупредил о бурном росте мошеннических схем в ноябре из-за распродаж
Эксперт предупредил о бурном росте мошеннических схем в ноябре из-за распродаж
Важно не разбрасываться личной информацией во избежание потери денег.
#мошенники
#распродажа
#торговля
#маркетплейс
#эксперт
#советы
#новости России
#тк
В ночном пожаре в районе Дома Обороны в Тюмени погиб человек
В ночном пожаре в районе Дома Обороны в Тюмени погиб человек
Причина ЧП выясняется.
#МЧС
#пожар
#погиб
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк