Телеведущий канала "Тюменское время" Андрей Сапегин рассказал "Вслух.ру" о роли в своей жизни ТВ, рэпа, семьи и кулинарии.
_Телеведущий и шоумен Андрей Сапегин обожает творить, готовить и быть со своей семьей. Он уверен, что в его жизни все происходит не случайно и, несмотря на любовь к Тюмени, готов переехать в северную столицу. «Вслух.ру» он рассказал, благодаря чему программа «Утро с вами» взяла региональную премию «ТЭФИ», сколько ему нужно денег для счастья, и за что бывает стыдно._
— Андрей, ты бывший радиоведущий, а ныне телеведущий, шоумен и музыкант, какое из этих амплуа для тебя самое главное?
— На данный момент это все, что связано с телевидением. Свое дальнейшее продолжение я вижу именно в этой сфере, хотя не факт что в Тюмени (улыбается). Бывает, что ищешь себя, а потом бах — как будто в колею встал и понимаешь, что это твоя колея, как у Высоцкого. Музыка — это не более чем хобби. Когда прихожу домой, мои четыре девчонки (жена, дочь и две собаки) ждут внимания… Поэтому как только все засыпают, я надеваю наушники, сажусь за пианино — и что-то музицирую.
— Я знаю историю, как ты попал на FM: клал тротуарную плитку в каком-то коттедже, услышал по радио о кастинге ведущих, приехал, и тебя взяли. А как было с телевидением?
— Я верю, что у меня в жизни все происходит не случайно. На радио наступил момент, когда я перегорел, понял, что мне уже неинтересно. И ровно в это же время, по-моему, это был 2011 год, узнал, что на ТВ открыто две вакансии: режиссер и ассистент режиссера. А я учился на режиссера театра, подумал: почему бы не попробовать? Предложили написать конкурсное задание — концепцию программы. По итогам сообщили: вы приняты. Год отработал режиссером, а потом на канале запустили конкурс на третью пару ведущих в программу «Утро с вами». Сказал своему продюсеру: Ольга, ты красивая, а я умею шутить, пошли попробуем. Мы заявились. Но Оля почему-то не прошла, а меня взяли…
— Кем ты мечтал стать в детстве?
— Водителем автобуса. Вообще, моя жизненная миссия — сделать так, чтобы люди вокруг становились чуточку счастливее. Возможно, это звучит пафосно и странно, но я занимался этим с самого детства: учил анекдоты, смешил окружающих. А однажды увидел водителя автобуса и подумал: как ему, наверное, благодарны люди, это же самая крутая работа! Но в итоге после школы поступил в 16-й колледж, откуда меня два раза отчисляли за «веселое» поведение, а затем — в институт культуры. Окончил его с красным дипломом, официально моя специальность называется «руководитель любительского театра», но по сути это режиссура.
— Как происходил твой профессиональный рост на ТВ?
— Поэтапно. Естественно, случалось всякое, мы на планерках и плакали, и психовали, и нервничали, но движение вперед было всегда. Фишка работы на телевидении в том, что ежедневно узнаешь что-то новое, каждый гость, а их бывает несколько за программу, тебя чему-то учит.
— Программа сейчас не выходит в прямом эфире?
— Да, уже давненько, хотя я всегда за прямой эфир. Правда, мне говорят: работай тогда один, потому что это опять вставать в 5 утра, торопиться, суетиться… А мне эти ранние подъемы легко даются, опять же работа вживую — постоянный драйв, ведь у тебя нет права на ошибку. В записи ты все равно немного размазанный.
— Осенью прошлого года программа «Утро с вами» стала победителем всероссийской телепремии «ТЭФИ-Регион». Долго шли к этой цели?
— Цель появилась примерно за год-два до этого. Сначала у нас не получалось пробиться на пьедестал, и тогда мы поняли, что жюри надо удивлять. Поработали над общей концепцией и в итоге сделали программу, которую просто невозможно было не заметить. Она цепляла своей непредсказуемостью. Начинается эфир, и зритель видит ведущего, который зачем-то лезет через забор, в темноте. Естественно, хочется узнать — а что дальше? Мы не побоялись экспериментировать, ушли от традиционной студии и благодаря этому выиграли.
— Насколько я знаю, сейчас готовитесь к очередному «ТЭФИ-Региону», чем будете покорять жюри на этот раз?
— Да, ставку снова делаем на нестандартность. Например, говорим на тему счастья. Одна из его составляющих — еда. Понятно, что можно сделать сюжет про борщ или пельмени, но мы берем и жарим в студии скорпионов! Или, допустим, счастье — это дети. Отлично, давайте проверим, сможет ли мужчина выдержать роды? Мы подсоединили к одному из наших ведущих, Игорю Жарикову, симуляторы, которые били его током по животу — такие же электроды цепляют к женщинам, чтобы подготовить их к схваткам. Игорь буквально бился в конвульсиях и сказал, что выдержать такое невозможно.
— Можно ли взять «ТЭФИ» два раза подряд?
— Думаю, да, хотя все мои коллеги убеждают, что нет, политику ведь никто не отменял, все-таки конкурс должен поощрять разных людей. Но я говорю: тот же Ургант уже получил больше семи статуэток «ТЭФИ»! И в этом году наверняка опять что-то возьмет. Даже если мы выйдем в финал, это уже для меня будет победа, потому что появляется возможность съездить на награждение и послушать умных людей, как это было в прошлый раз.
— Навряд ли региональная премия для тебя потолок, наверняка есть желание выйти на федеральный уровень, где ты себя видишь через 5-10 лет?
— Надеюсь, в лучшем городе Земли, говорят, это Тюмень, но я считаю, что лучший город Земли — Санкт-Петербург. Потому что есть места, куда ты приезжаешь и понимаешь: здесь мой дом. Мне очень нравится смотреть царскую эпоху Питера, я туда приезжаю, с удовольствием гуляю по Невскому и очень хочу, чтобы мы там жили. Жена уже за. Дочь спрашивает: что такое Петербург? Я говорю: там есть карета. Для нее это сразу железобетонный аргумент. Вижу себя в северной столице, желательно на телевидении, там в этом плане, конечно, не так много возможностей как в Москве, но что-нибудь придумаю.
_На церемонии вручения премии, 2018 г._
— А вообще ты тюменец?
— Да, и это реально обалденный город в плане уровня жизни и прочего. Все, кто приезжают сюда, говорят, что у нас просто космос. Кстати, одна из задач нашей программы — рассказывать об интересных фишках, которые есть в Тюмени, потому что горожане многого не знают.
— Сколько тебе нужно денег для счастья?
— Есть известное выражение — не в деньгах счастье. На самом деле, в деньгах тоже — если твой ребенок голоден, и у тебя нет возможности его накормить, сомневаюсь, что ты будешь счастливым. Поэтому, я думаю, что в месяц со всеми «хотелками» мне нужно тысяч 150-200 — я не привередлив (улыбается).
— Твой главный недостаток?
— Это лень, и я очень благодарен жене, именно она в свое время заставила меня развиваться, и до сих пор является этим стимулятором. У меня есть некоторые качества, благодаря которым считаю себя талантливым человеком. Да, я могу хорошо делать то-то и то-то, но давайте завтра… Меня нужно постоянно пинать, и это ужасно. Предположим, я знаю, что скоро предстоит вести большое мероприятие на 500 человек. Казалось бы, подготовь сценарий заранее, нет, буду писать его в ночь перед событием. Свой диплом я писал за три дня до защиты…
— Музыкой ты увлекся в школе?
— Да, у нас была группа, и мы играли псевдо-рок, это было очень плохо, но душевно.
— Однако сейчас ты поешь рэп, а твои песни можно послушать под брендом «5 октав». Расскажи, как к этому пришел…
— Я со школы начал писать стихи. Однажды задали домашнее задание — выучить наизусть стихи на свой вкус. Я благополучно не подготовился, а когда до меня дошла очередь, прочитал свое стихотворение. И мне поставили пятерку! Я понял, что не так уж плох и начал писать дальше, это были какие-то полуречитативные куплеты. Так дошел и до рэпа. Потом попробовал положить его на музыку. Друг сказал, что надо придумать какой-то псевдоним. А мы смотрели фильм «99 франков», и главного героя звали Октав — прикольное французское имя. Добавил к нему любимую цифру и получилось «5 октав».
— То есть это группа в одном лице, ты и стихи, и музыку пишешь сам?
— Стихи, музыку, сам записываю, свожу, мне так проще.
— И сколько уже песен в твоем арсенале?
— Где-то 15. Слушать ранние сейчас просто смешно: куча амбиций, мата… Я тогда как раз общался с «реальными пацанами», и все это нашло отражение в творчестве. Сейчас пишу редко, все-таки это больше хобби, на которое не всегда есть время.
— Выступления были?
— Были, мы даже как-то организовали концерт. А сегодня мне уже кажется, что 30-летний дядька, почитывающий рэп, не камильфо. Это можно простить Басте, Смоки Мо, Оксимирону, но вообще надо уже выходить в какую-то попсовую историю, по крайней мере, мне этого хочется. Наверное, потому что стал отцом и немного размяк (улыбается).
— Кем-то из вышеназванных исполнителей вдохновлялся?
— Абсолютно никем, у меня настолько разносторонний вкус, что в моих плейлистах могут соседствовать «Бутырка», Фрэнк Синатра, Sum 41, «Кукрыниксы», «Кино,» Юлия Савичева…
— Я равнодушен к рэпу, но твоя песня «Франкокастело» чем-то зацепила. У неё есть какая-то история?
— Писалась она очень просто, в тот момент, когда была влюбленность. Очень многое в ней придумано для усиления образа, но основа правдивая. Франгокастело (именно через «г») — крепость на Крите, однажды я что-то читал про те места, мне интересна античная история, про Тесея, минотавра. Я подумал, какое красивое название, понял, что это очень прикольная параллель: крепость любви, крепость жизни и обстоятельств, чего угодно. Почему я франко сделал через «к», не помню. Кстати, песня потом играла из всех «девяток», а мне хотелось кричать: пацаны, это я, я сочинил!
— Никуда не посылал свои произведения?
— Нет, потому что это для меня всегда было хобби, я никогда не грезил тем, чтобы быть на сцене.
— На что тебе не хватает смелости?
— Мы для эфира хотели снимать эпизод, как я прыгаю с парашютом и читаю анонс программы, я год думал над этим и отказался. Потому что понимаю: несчастный случай маловероятен, но вдруг. А у меня жена и дочь. Можно сказать так — я за здоровый кипиш, но в рамках законодательства РФ. Пробежать в трусах по бульвару — вообще ничего не стоит, полежать в снегу в Якутии — легко. Но если есть уверенность, что я не умру и не окажусь в отделении. Просто потому, что я учился на режиссера, а там ломают комплексы в первый год очень сильно, ты начинаешь по-другому смотреть на мир. Главное, чтобы любое безумство не превращалось в пранкерство — это уже маразм.
_Андрей Сапегин с автором проекта «theТёлка» Юлией Свиридовой_
— На семью времени хватает?
— К сожалению, нет, я часто работаю вечером дома, но стараюсь сделать так, чтобы баланс выровнялся, потому что очень люблю свою семью — это главные люди в моей жизни. Я сторонник того, что надо всё делать максимально активно, поэтому мы любим погулять в парках, почти каждые выходные у нас дача, мы там что-то строим, и дочь с ранних лет тоже этому подвержена.
— Есть увлечения помимо музыки?
— Кулинария, я обожаю готовить интересные, сложные блюда, хотя делаю это далеко не каждый день. В прошлые выходные готовил божественный плов на даче в казане. Поваренные книги листать, слава богу, нет необходимости, я подписан на несколько кулинарных каналов, мне просто нравится творить в разных областях. Даже когда мы снимаем, обожаю быть не просто ведущим, а именно режиссировать процесс. Ещё я увлекаюсь фото и видео, снимаю всю семью и потом монтирую это в фильмы.
— За что тебе бывает стыдно?
— За то, что я до сих пор не научился быть обязательным в некоторых вещах, из-за этого мне бывает стыдно перед своей женой. При этом она не устраивает никаких скандалов, но действует мудро и эффективно. Например, после нескольких напоминаний о том, что нужно что-то прикрутить, говорит: давай я лучше попрошу папу. И тут я моментом все делаю. Не потому, что боюсь тестя, просто мне будет стыдно вдвойне, если он подумает: что это у меня за зять, который не может элементарного…
— Бывают ли у тебя стрессы, и как ты их снимаешь?
— Они регулярные, потому что сфера СМИ очень нервная. Я научился блокировать некоторые моменты, но что-то все-равно проскакивает. У меня есть правило: не приносить негатив домой, не всегда, конечно, это работает, но стараюсь себя контролировать. Стресс снимаю следующим образом: я готовлю, это меня успокаивает. Плюс мне надо побыть с семьёй, рядом с любимыми людьми заряжаюсь позитивом. О своих проблемах я не рассказываю никому, потому что людям, к сожалению, наплевать на других. Мы нужны только своей семье.